Как автомобили по стенам ездят
Вот прямо не верится, что так можно.
А мы ведь уже разбирали подробно подобную сцену и там тоже было много скептиков. Вот она:
Многие писали на счет этой гифки:
1. Так ехать нельзя
2. Его тянут тросом
3. Он съезжает задом, гифка идет в обратную сторону.
А что же на самом деле ?
Сейчас уже сложно сказать, кто первым попробовал вскарабкаться на неприступную скалу на своем внедорожнике, но развлечение понравилось любителям экстремальных видов спорта и к концу 90-х стало массовым явлением среди американских фанатов офф-роуда. Возникла необходимость, как-то регламентировать правила проведения подобных соревнований. Специально для этих задач американцы создали Ассоциацию рок-кроулинга Америки (ARCA), и уже в 1999 году на границе штатов Юты, Нью-Мехико, Аризоны и Колорадо, провели официальный чемпионат.
Сначала в соревнованиях принимали участие обычные серийные внедорожники, лишь немного доработанные для эксплуатации в экстремальных условиях. Рок-кроулинг оказался очень зрелищным видом автоспорта. Яркие и динамичные заезды (остановка более чем на четыре секунды пенализируется по времени), кроме того, трасса для рок-кроулинга довольно короткая, и все происходит прямо перед глазами восторженной публики. Вскоре гонки начали собирать многотысячные толпы зрителей.
Этого не могли не заметить спонсоры, которые привлекли в дисциплину большие деньги.
Спорт стал профессиональным. Раньше гонщики тратили на постройку своих машин $20-30 тысяч, а с приходом именитых спонсоров бюджеты возросли в несколько десятков раз, и на эти средства можно было построить действительно, что угодно. Даже машину предназначенную только для карабканью по скалам.
Рок-кроулинг как дисциплину можно сравнить с джип-триалом. У них много общего. В обоих видах спорта необходимо максимально быстро и технично преодолеть сложную трассу с препятствиями, которая промаркирована конусами-воротами и сигнальными лентами. Однако в рок-кроулинге ширина створа «ворот» не фиксирована, сама трасса намного сложнее, а штурман (в рок-кроулинге именуется споттером) не сидит в кабине, а постоянно бегает рядом и подсказывает пилоту, куда ехать и как лучше преодолевать то, или иное препятствие.
Необходимо отметить, что поломки машин здесь случаются довольно часто. В лучшем случае экипаж может отделаться царапинами и вмятинами на кузове автомобиля, в худшем – можно разбиться о камни или сломать трансмиссию. На каждом соревновании множество автомобилей просто сходит с дистанции.
Существует несколько классов автомобилей для рок-кроулинга. Единых правил классификации здесь нет. В Америке существует несколько организация, которые проводят подобные соревнования и разрабатывают свод правил и регламентирующих документов. Однако есть некоторые общие принципы деления автомобилей на категории.
Любительская категория называется Modified Stock. В ней участвуют те, кто не может потратить астрономическую сумму на постройку рок-монстра. В основном это немного доработанные серийные внедорожники Nissan Patrol, Suzuki Samurai, разные модели
Jeep и Land Rover. Такие автомобили используются не только как спортивные болиды, но и для гражданских целей. Более подготовленные машины из класса повыше, на дороги общего пользования вообще не выезжают, а на соревнования их доставляют на специальных прицепах.
Следующий класс — Pro Modified. Его еще часто объединяют с классом Super Modified. Разница у них в том, что если первые, еще, хоть как-то напоминают гражданские модели, то вторые – это полноценные прототипы багги для рок-кроулинга. К высшему классу относят машины Unlimited. На таких автомобилях разрешены наиболее существенные доработки.
Кроме того, существует еще класс Formula Toyota. Эти автомобили – демократичный вариант, для тех, кому хочется попробовать себя в дисциплине, но не готовых вкладывать огромные суммы в постройку дорогостоящего рок-монстра. Стоит подобная машинка $5-7 тысяч, а выступать на ней можно в классе Modified Stock.
Технические характеристики
Разумеется, что техническая начинка у разных классов кардинально отличается. А так как рок-кроулинг очень динамично развивающийся вид автомобильного спорта, каждый год список допустимых технических характеристик и доработок меняется. Очень часто, гонщики к каждому новому сезону строят новый автомобиль.
Очевидно, что самый ограниченный в плане доработок, класс Modified Stock. На серийный автомобиль устанавливают форсированный мотор V6 или V8 большого объема, большие колеса (до 35 дюймов). В регламенте соревнований довольно много пунктов относительно этого класса, в которых оговаривается соответствие базовой модели, за серийную машину принимаются только те автомобили, которое выпускаются в количестве не меньше 500 экземпляров в год.
На машины класса Pro/Super Modified разрешено устанавливать колеса диаметром до 40 дюймов, а обычная подвеска здесь уже не встречается. Специалисты устанавливают либо портальные мосты, либо независимую подвеску.
Клиренс у машин данного класса может достигать одного метра. Самое интересное, что в полу кабины зачастую прорезают специальные окошки, которые закрывают оргстеклом, чтобы пилот мог видеть положение передних колес. Кроме того, на такие машины устанавливают стабилизаторы поперечной устойчивости, адаптивные трех- и четырехрычажные гидравлические подвески, раздельные тормоза для передних и задних колес, а также передние и задние лебедки для подтягивания мостов.
Под капотом спорткаров располагаются V-образные моторы развивающие мощность 300-500 лошадиных сил.
Топовый класс Unlimited, как видно из названия, не ограничивается практически ничем. В машинах данного класса применяется не только независимая подвеска, но и зачастую независимое управление четырьмя колесами. Некоторые машины могут даже поднимать колеса и прямо таки «шагать» по скалам. В кабине, маленькое рулевое колесо и огромное количество рычагов, в целом, система управления может кардинально отличаться от привычной автомобильной. Стоит отметить, что управлять такой техникой довольно сложно.
Общая черта всех автомобилей для рок-кроулинга – смещенный предельно низко центр тяжести. Благодаря этому машины не переворачиваются, когда «ползут» на крутую скалу. Кроме того, колеса рок-багги довольно часто заполняют не воздухом, а водой.
Ну и вот видео практически той же самой машины и той же самой трассы:
Правила игры
Соревнования по рок-кроулингу проводятся в течение двух дней (иногда трех) и состоят из двух туров. Машины классов Modified Stock и Formula Toyota соревнуются отдельно от монстров Pro / Super Modified и Unlimited, на отдельной, более простой трассе. Состязание заключается в преодолении серии коротких участков естественной скалистой местности или ее бетонной имитации. Такие участки называются «курсами», длина каждого обычно не превышает 200 м. Время, отпущенное на преодоление курсов, ограничено десятью минутами. На каждом курсе обычно установлены двое «ворот», отмеченных красными конусами, — они обозначают препятствия, которые нужно преодолеть. Иногда ставят третьи «ворота» — бонусные. Объезжать ворота категорически запрещено, иначе курс не будет засчитан.
В команде работают два человека: водитель и споттер. Задача споттера - находясь вне машины, указывать водителю, что делать. Кроме того, споттер может помогать водителю физически: ему запрещено прикасаться к автомобилю, однако он может подкладывать под колеса осколки камней, подтаскивать или удерживать машину с помощью «споттерской стропы» — шестиметрового троса с карабином. В последние несколько лет, впрочем, за применение троса стали серьезно штрафовать.
В соревновании участники демонстрируют мастерство и чистоту прохождения дистанции. Существует система штрафных очков (она меняется от соревнования к соревнованию, от года к году). Например, команда штрафуется за остановку более чем на четыре секунды и за задний ход, за использование споттерской стропы, за касание «ворот» или ограничительной ленты автомобилем или частью тела.
Значительный штраф начисляется, если команда использует лебедку, чтобы вытащить застрявший автомобиль.
Конструктивные особенности позволяют использовать специальные приемы вождения. Например, можно перемещать автомобиль вбок, поочередно блокируя передний и задний мосты, либо даже развернуть на месте. Случается, машины не просто «прыгают» со скалы, а переворачиваются и после кульбита продолжают движение как ни в чем не бывало. До того как был введен штраф за использование споттером стропы, в рок-кроулинге активно использовалась мускульная сила для удержания автомобиля от переворачивания на крутых склонах. Другой распространенный прием со стропой — когда при «запрыгивании» автомобиля на препятствие споттер тянет его переднюю часть вниз, не позволяя колесам оторваться от поверхности скалы на те несколько мгновений, которые нужны, чтобы вскарабкаться наверх.
В последние годы рок-кроулинг получил распространение за пределами США. С середины 2000-х проводятся международные чемпионаты с участием команд из Мексики и Канады. Сегодня клубы любителей рок-кроулинга есть по всему миру: в Великобритании, Австралии, в Южной Америке, Скандинавии. Некоторые российские спортсмены привозят заокеанские рок-багги и в нашу страну — правда, пока лишь для участия в соревнованиях по джип-триалу, но наверняка не за горами тот день, когда рок-кроулинг придет в Россию и приживется как самостоятельный вид спорта на карельских скалах, на Кавказе и в предгорьях Урала.
ну и еще вам пару роликов интересных соревнований:
http://btr.ua/stati/avtomobili/1367-chto-takoe-rok-krouling
http://www.popmech.ru/adrenalin/11481-polnoprivodnye-skalolazy-ekstrim/#full
Взято: masterok.livejournal.com