Самый высокогорный поезд в мире
---
Добраться до Тибета не так просто, как может показаться. Для начала надо получить разрешение. Оно даётся ровно на то время, на которое вы забронируете тур. Просто так приехать в Тибет нельзя. Цены на туры кусаются. Мы за троих заплатили 1800 долларов за 3 дня. Это за индивидуального гида, разрешение на въезд, билеты на поезд и билеты в храмы. Всё. Хороший отель – ещё минимум 150 долларов в сутки за номер. Фактически вы платите за разрешение на въезд и гида.
Как власти Китая объясняют, почему иностранцам надо делать разрешение, чтобы поехать в Тибет? Очень просто: "Тибет – это специфический регион Китая".
Поэтому Госсовет Китая (правительство) решил, что
• исходя из народных традиций и культурного наследия;
• по требованиям охраны окружающей среды;
• исходя из особенностей трафика и приемных возможностей туристической инфраструктуры
граждане, не являющиеся гражданами Китая, должны получать разрешение на въезд в Тибет.
Вот так! То есть дело вовсе не в том, что ты можешь развернуть баннер "Свободу Тибету!" и кричать "Далай-ламу – в президенты!". Скорее всё дело в том, что иностранцы привыкли везде срать. Загадили все реки и воздух Китая, все подъезды уже обоссали! Поэтому в Тибет – только с разрешения! Это же последний чистый клочок земли.
Кстати, иностранным дипломатам и журналистам ездить в Тибет в качестве туристов нельзя. Им нужно получать особое разрешение. Без гида в Тибет тоже отправиться нельзя. В регион можно попасть только в составе туристической группы (даже если ты едешь один).
До Лхасы надо либо лететь на самолёте, либо ехать на поезде. Ну, можно ещё на машине ехать, но это вообще жесть. Кстати, если ты иностранец, то формально ты вроде бы не можешь попасть в Тибет за рулём автомобиля, только в качестве пассажира (и, опять же, члена туристической группы). Хотя прецеденты такие были.
И вот тут начинается самое интересное. Я выбрал поезд и только потом пошёл читать отзывы! И все отзывы как один были устрашающими. Народ рассказывал какие-то страшные вещи про поезд, про мучения пассажиров, про отвратительную еду и унылые пейзажи за окном.
Основная проблема тут в высоте. Лхаса находится на высоте 3490 метров. Поезд преодолевает перевал Танг-Ла на высоте 5072 метра (наивысшая точка этой железной дороги), и многие на нём умирают от горной болезни. Есть ещё одна проблема: чтобы пассажирам было комфортно, в поезд подаётся кислород. Говорят, из-за этого организм потом плохо проходит акклиматизацию, так как за сутки в поезде подсаживается на кислород. В общем, все комнатные эксперты в интернете настоятельно не рекомендуют ехать на поезде.
Но ведь это самая высокогорная железная дорога в мире! Как можно пропустить такое чудо? И мы поехали на поезде. Тут надо отметить ещё один момент. В разгар туристического сезона купить билеты на поезд практически невозможно. Их надо доставать! У вас должен быть специальный человек, который в последний момент достанет вам билет. В процессе доставания билета цена может увеличиться в два раза – конечно, всё это неофициально.
Билеты нам доставили за день до отправления поезда. Итак, поехали!
01. Главный вокзал Синина, отсюда на поезде до Лхасы ехать 21 час! По размеру вокзал примерно как аэропорт Внуково.
02. Билеты нельзя купить онлайн. Точнее, купить можно, но потом с номером брони и документами надо обязательно подойти в кассу и забрать их. Чтобы получить билеты, надо показать разрешение на въезд в Тибет. В общем, процесс примерно такой, как при покупке билетов на поезд из Москвы в Калининград (правда, у нас разрешение на проезд дают не российские власти, а литовские).
03. Билеты мы получили заранее. Ливрея у обычных вагонов такая же, какая была у нас при Союзе. Сами вагоны, конечно, новые.
04. Зал ожидания на вокзале. Как вам? Чтобы войти в вокзал, надо показать билеты, паспорт и разрешение. Всё это отсканируют, потом вас досмотрят и только потом пропустят в здание. Никакие провожающие и встречающие не имеют права входить в вокзал.
05. Поскольку Синин – это ворота в Тибет, а Тибет – это Китай, на вокзале по всем экранам показывают, как товарищ Си Цзиньпин объезжает войска. Ролики идут на всех экранах без остановки, да и повод есть – 90 лет армии КНР.
06. Пора на поезд! На платформу пускают непосредственно перед его отправлением.
07. Поезд в Лхасу дополнительно декорирован. Смотрите, какая красота!
08. Поезд до Лхасы идёт 21 час. Вагоны есть трёх классов: сидячий, мягкий спальный и жёсткий спальный. С сидячим всё понятно, компоновка кресел 3+2.
09. Мягкий спальный – это аналог нашего купе. 4 полки, постель. Из-за того, что нет верхних полок для багажа, между полками больше места. И купе кажется просторнее, чем наши. В каждом купе есть розетка.
10. Если вы решите повторить мой подвиг с поездкой по железной дороге, то я настоятельно рекомендую вам брать билеты на вечерний поезд. В начале дорога не очень красивая: степь да степь кругом. А вот под утро, часов в 9, начинается перевал Танг-Ла высотой более 5000 метров. Вот это уже красиво. Пассажиры утренних поездов всей этой красоты не видят, так как преодолевают перевал ночью.
11. Снег!
12. Около каждой полки есть клапан подачи кислорода.
13. Пейзажи
14. Вагон-ресторан, слева в ящиках свежий салат растёт.
15. Вдоль железной дороги идёт автомобильная, по ней медленно тащатся гружёные фуры. По моим ощущениям, 80% всего транспорта – это грузовики. К слову о том, что кто-то может захотеть поехать в Тибет на машине.
16. Архитектура высокогорных населённых пунктов примитивна и уныла.
17. В основном это какие-то вагончики и палатки, стоящие в грязи.
18. Вернёмся в наш поезд. Из удобств есть туалет. По моим ощущениям, во время движения его не моют, так что чем дальше, тем острее ароматы. Спать около туалета сложно из-за резкого запаха.
19. В каждом третьем вагоне есть туалет для инвалидов! Он просторный и почище, так как в него мало кто ходит.
20. Вдоль дороги чуть ли не через каждый километр стоят будки с надписью "Народная охрана дороги". В каждой будке сидит солдат и отдает честь проезжающим поездам. Этих будок реально очень много, не очень понятно, зачем они. Может быть, опасаются диверсий?
21. Хотя, возможно, это железнодорожники, а не солдаты.
22. В некоторых местах будок нет, поэтому чувак в форме приезжает к путям на машине и вместо того, чтобы отдавать честь, говорит по телефону.
23. Красиво
24. Как я уже сказал, в поезде есть вагон-ресторан. Но это не всё! Вы когда-нибудь видели в поезде вагон-караоке? Вот! А он тут есть! Целый вагон безудержного веселья. Здесь можно купить бухла и попеть любые песни.
25. Несмотря на то, что на высоте пить алкоголь настоятельно не рекомендуется, местный народ ужирается в хлам.
26. Сколько надо пива, чтобы ужраться? Тут надо учитывать, что крепость китайского пива обычно 3-4 градуса, так что нужно очень постараться.
27. Поезд, кстати, неплохо декорирован.
28.
29. А за окном пасутся бараны.
30. И яки! Як тут главное животное, их какие-то несметные стада. Никогда я ещё не видел столько яков. Говорят, кстати, что на Тибете половина блюд приготовлена на основе мяса яка (как сказать по-русски, "ячатина"?).
31. В сидячем классе народ тоже квасит.
32.
33.
34. Поезд постепенно снижается, и снег пропадает, начинаются зелёные луга.
35. В сидячих вагонах нет розеток, так что народ заряжает свои гаджеты около умывальников через многочисленные удлинители и пауэрбанки.
36. За окном строят новое шоссе! Стройка только началась, но где-то уже начали делать эстакады и тоннели.
37. Я так понимаю, это защита, чтобы зимой не заметало пути? А что за сетка из камней на переднем плане? Зачем она?
38. Остановок немного, и пользуются ими в основном местные. У туриста сойти на полустаночке не получится, потому что китайцы всё продумали! Как только вы садитесь в поезд, у вас изымают билет, а вместо него дают пластиковую карточку с номером вашего места. Чтобы выйти на любой станции следования поезда, надо показать билет! А нет билета – нет выхода в неположенном месте! Билет возвращают вам непосредственно перед прибытием на вашу остановку. Вот так! В общем, всё строго.
39. Местный народ тащит с собой какие-то гигантские тюки. Вообще непонятно, как они передвигаются с ними на такой высоте. Неподготовленному человеку дышать тяжело. В Китае очень распространена трудовая миграция. Люди постоянно ездят на работу в более развитые регионы, то есть с запада на восток страны. Они вынуждены таскать с собой огромное количество скарба, с помощью которого они обустраиваются на новом месте. Например, они могут возить с собой матрасик, на котором спят на стройке, куда они нанялись работать.
40. Интерьер сидячего вагона
41.
42. За окном невероятная красота!
43. Ехать стоит только ради пейзажей. Сидишь и постоянно снимаешь в окно.
44. Ну не чудо ли? А вокруг пасутся яки!
45.
46. На каждом столбе камеры! А вы как хотели? Непростой район.
47.
48.
49. Минутка рекламы моего хорошего друга! Помните Мойшу из Нью-Йорка? Он работал папарацци, и я делал большой репортаж о его нелёгком деле. Кстати, если не читали, обязательно почитайте, он крутой. Так вот, Мойше надоело бегать по Нью-Йорку за звёздами, и он решил продавать чай! Чай очень хороший, доставляют по всему миру. Если кто-то из моих читателей в теме, то запомните сайт. Тем более если вы живёте в США. Насладиться чёрным чаем в поезде не так просто: на высоте вода не нагревается до 100 градусов, и чёрный чай сложно заварить.
50.
51. Под утро местные алкаши начали играть в карты. Китайцы – очень большие фанаты карточных и азартных игр, это весьма частое времяпрепровождение. При этом азартные игры на деньги в Китае, естественно, запрещены, но всё равно все играют, всем давно плевать.
52. Тучи сгустились над нашим поездом.
53. Сколько же тут яков!
54. А что с питанием? Ну, во-первых, есть вагон ресторан – это вы уже поняли. А во-вторых, по вагонам постоянно ходят проводницы с тележками.
55. Продают всякое малосъедобное барахло вроде шоколадок и чипсов, а также газировку. Очень рекомендую брать еду с собой.
56. Под утро едет тележка с молоком.
57. Это всё стройка дороги намечается. Скоро в Тибет проведут скоростное шоссе!
58.
59.
60. В отличие от российских поездов, умывальник в Китае не в туалете, а отдельно, прямо рядом с тамбуром вместо одного из купе. Очень удобно: когда утром все идут чистить зубы, не надо стоять в очередь в туалет.
61. В каждом вагоне есть бесплатный кипяток.
62.
63. Подъезжаем к Лхасе.
64. Ведётся активное строительство исторического и культурного наследия.
65. Поезда очень чистые, везде ковры! А ещё двери между вагонами всегда открыты, и можно спокойно ходить. Кстати, сцепки герметичные, ничего не шумит. Можно стоять в тамбуре и шёпотом разговаривать.
66.
67. Ещё одна станция.
68. Надпись на дороге: "Будем вести строительство образцовым образом, чтобы сохранить последний чистый участок земли в мире!"
69. На каждой станции стоят люди в форме и следят за порядком
70. Пассажиры выстраиваются в аккуратные очереди.
71.
72. И вот он, вокзал Лхасы! Огромный!
73. Иностранцам надо зарегистрироваться в полиции. Ещё раз проверяют разрешение и сканируют паспорта.
74. Завтра начну рассказывать вам про Тибет! Что интересно?
Синин – город-побратим Ижевска
Шанхай: небоскрёбы, лунтаны и кусок Европы
Почему китайцы не любят мусульман?
Взято: varlamov.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]