В этот день… 9 сентября – 2
---
О танкистах – и Крымской войне
Сегодня – второе воскресенье сентября, и в России отмечают День танкиста. …По совпадению, буквально на днях мы будем говорить о первой в истории танковой атаке под Соммой – а в августе 1914-го в Русской Императорской армии была образована 1-я автомобильная пулемётная рота. До появления, собственно, танков, оставалось два года – но ничто не возникает на пустом месте!..
…Надо заметить – военные начала прошлого века относились к автомобилям без доверия… дело тут не только в присущем генералам консерватизме – но и в крайней капризности тогдашней техники. Одним словом, предпочтение отдавалось проверенным лошадкам… однако ещё до начала Первой мировой капитан Каппель (тот самый – будущий генерал и герой Белого движения) напишет исследование «Служба автомобиля в армии». В другой работе (полковника Златолинского) – речь уже идёт о «боевой повозке на поле сражения» и «панцирном автомобиле».
…Война переведёт автомобилизацию армии в практическую плоскость; в 1914 году Николай II запишет в дневнике: «14-го октября. Вторник. Шёл мокрый снег. В 11 час. на Дворцовой площадке мне представилась только что сформированная автомобильная рота с 47-мм пушками и пулемётами со стальными щитами. Она уходит в поход». Уже через несколько месяцев император продолжит: «…наши войска забрали порядочно пленных германцев, орудий и пулемётов; очень помогли успеху автомобили с пушками и пулемётами!» (Как видим, в царских дневниках есть нечто кроме «стрелял ворон»…) Заметим – первые отечественные боевые машины строились на отечественном же шасси «Руссо-Балт» – однако, для тяжёлого броневика использовали немецкий «Маннесманн-Мулаг»… любопытно – если учесть, с кем мы, собственно, воевали!..
…Впрочем, перейдём к собственно танкам… Надо признать – в России с ними поначалу как-то не заладилось (при том, что первый проект разработал Василий Менделеев, сын известного химика!..) Во всяком случае, ни миниатюрный «Вездеход», ни громадина «Царь-танк»… (Самая большая бронемашина в истории человечества; с девятиметровым передним колесом! Конструктор Лебеденко пробил свой амбициозный проект, подарив императору действующую модель – как говорят, царь с инженером добрых полчаса «аки дети малые» гоняли её по дворцу)… так вот – ни один из этих проектов не пойдёт дальше испытательного образца.
…Потому первыми танками на наших просторах (уже в Гражданскую), станут британские и французские машины армии Деникина – в конечном счёте, один из «Рено» будет захвачен красными, разобран по винтику – и воспроизведён. Так в 1920 году появился танк «Борец за Свободу тов. Ленин» (другое название – «Красное Сормово»). Их сделали два десятка – но повоевать боевые машины не успеют – и заступят на службу в качестве тракторов…
(…Это не значит, что Красная Армия обходилась без танков! Первая часть (впоследствии названная Танковой эскадрой РККА) была сформирована в Харькове ещё в 1919-м – но воевала на трофейных машинах, включая знаменитый Mark V).
…Первым же советским танком можно считать лёгкий Т-18 (или МС-1 – «малый сопровождения»), который появится в 1928-м – впрочем, и он был сконструирован на основе французского FT-17… Этих машин будет выпущено чуть меньше тысячи – и некоторые ещё повоюют в самом начале Великой Отечественной…
P.S. …Девятого сентября Россия отмечает День памяти русских воинов, павших при обороне Севастополя в Крымской войне. В этот день 1855 года город был оставлен – впрочем, союзники не решатся развивать успех, и по итогам Парижского конгресса, уже в марте следующего года, вернут Севастополь России. (Между прочим, годом раньше «Таймс» писала: «Хорошо было бы… загнать московитов вглубь лесов и степей»). Ага… как же… Правда, военный флот на Чёрном море мы ненадолго утратим… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 9 сентября 1945 года родился Дуглас Ллойд «Дуг» Ингл – один из основателей, клавишник и вокалист «Iron Butterfly», автор легендарного хита этой американской группы «In-A-Gadda-Da-Vida».
Сегодня – второе воскресенье сентября, и в России отмечают День танкиста. …По совпадению, буквально на днях мы будем говорить о первой в истории танковой атаке под Соммой – а в августе 1914-го в Русской Императорской армии была образована 1-я автомобильная пулемётная рота. До появления, собственно, танков, оставалось два года – но ничто не возникает на пустом месте!..
…Надо заметить – военные начала прошлого века относились к автомобилям без доверия… дело тут не только в присущем генералам консерватизме – но и в крайней капризности тогдашней техники. Одним словом, предпочтение отдавалось проверенным лошадкам… однако ещё до начала Первой мировой капитан Каппель (тот самый – будущий генерал и герой Белого движения) напишет исследование «Служба автомобиля в армии». В другой работе (полковника Златолинского) – речь уже идёт о «боевой повозке на поле сражения» и «панцирном автомобиле».
…Война переведёт автомобилизацию армии в практическую плоскость; в 1914 году Николай II запишет в дневнике: «14-го октября. Вторник. Шёл мокрый снег. В 11 час. на Дворцовой площадке мне представилась только что сформированная автомобильная рота с 47-мм пушками и пулемётами со стальными щитами. Она уходит в поход». Уже через несколько месяцев император продолжит: «…наши войска забрали порядочно пленных германцев, орудий и пулемётов; очень помогли успеху автомобили с пушками и пулемётами!» (Как видим, в царских дневниках есть нечто кроме «стрелял ворон»…) Заметим – первые отечественные боевые машины строились на отечественном же шасси «Руссо-Балт» – однако, для тяжёлого броневика использовали немецкий «Маннесманн-Мулаг»… любопытно – если учесть, с кем мы, собственно, воевали!..
…Впрочем, перейдём к собственно танкам… Надо признать – в России с ними поначалу как-то не заладилось (при том, что первый проект разработал Василий Менделеев, сын известного химика!..) Во всяком случае, ни миниатюрный «Вездеход», ни громадина «Царь-танк»… (Самая большая бронемашина в истории человечества; с девятиметровым передним колесом! Конструктор Лебеденко пробил свой амбициозный проект, подарив императору действующую модель – как говорят, царь с инженером добрых полчаса «аки дети малые» гоняли её по дворцу)… так вот – ни один из этих проектов не пойдёт дальше испытательного образца.
…Потому первыми танками на наших просторах (уже в Гражданскую), станут британские и французские машины армии Деникина – в конечном счёте, один из «Рено» будет захвачен красными, разобран по винтику – и воспроизведён. Так в 1920 году появился танк «Борец за Свободу тов. Ленин» (другое название – «Красное Сормово»). Их сделали два десятка – но повоевать боевые машины не успеют – и заступят на службу в качестве тракторов…
(…Это не значит, что Красная Армия обходилась без танков! Первая часть (впоследствии названная Танковой эскадрой РККА) была сформирована в Харькове ещё в 1919-м – но воевала на трофейных машинах, включая знаменитый Mark V).
…Первым же советским танком можно считать лёгкий Т-18 (или МС-1 – «малый сопровождения»), который появится в 1928-м – впрочем, и он был сконструирован на основе французского FT-17… Этих машин будет выпущено чуть меньше тысячи – и некоторые ещё повоюют в самом начале Великой Отечественной…
P.S. …Девятого сентября Россия отмечает День памяти русских воинов, павших при обороне Севастополя в Крымской войне. В этот день 1855 года город был оставлен – впрочем, союзники не решатся развивать успех, и по итогам Парижского конгресса, уже в марте следующего года, вернут Севастополь России. (Между прочим, годом раньше «Таймс» писала: «Хорошо было бы… загнать московитов вглубь лесов и степей»). Ага… как же… Правда, военный флот на Чёрном море мы ненадолго утратим… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 9 сентября 1945 года родился Дуглас Ллойд «Дуг» Ингл – один из основателей, клавишник и вокалист «Iron Butterfly», автор легендарного хита этой американской группы «In-A-Gadda-Da-Vida».
Взято: shatff.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]