ЛиАЗ-677 - машина будущего
---
Когда-то давно на форуме общественного транспорта поставил себе подпись из заголовка. Ну это 2005 год был, в Москве они только исчезли, но даже в черте Москвы можно было ещё проехать на областных.
Сейчас же в 2018 легендарный "скотовоз", которому уже в следующем году исполнится, между прочим, пол-века, уже, можно сказать, перешёл в разряд исторических автобусов. На нём проводят экскурсии, различные его экземпляры стоят в музеях и на постаментах перед транспортными предприятиями.
В 2018 году уже сложно всерьёз поверить, что где-то эти автобусы могут использоваться в качестве рейсовых. Но, тем не менее, это факт.
Впервые в Арзамас я приехал в 2008 году. Увиденное повергло меня в шок. Тогда ещё 677-е много где были, даже в облцентрах и мегаполисах (Ижевск, Самара, Челябинск, Новосибирск, Хабаровск), да и по Подмосквью последние докатывались. Однако в 2008 году парк Арзамаса состоял где-то на 90% из них! Вполне реально было поймать 3-4 лиаза в одном кадре.
Было ощущение попадания в какое-то далёкое прошлое. Ну в самом деле - кругом одни скотовозы, и редкие 5256.
С тех пор я периодически приезжал в Арзамас. В 2013, 2016. Каждый раз их, ожидаемо, становилось всё меньше и меньше. Но все равно их было очень много. Проблем проехаться не было никогда.
Фото 2016 (!) года. Именно тогда я хотел пост с таким названием сделать, но случились проблемы с фотографиями. Сейчас уже такой кадр поймать нереально.
Долго ли, коротко ли, но "Луноходы" дожили и до наших дней. До июня 2018 года. Вот прямо сейчас когда вы читаете этот пост, кто-то в Арзамасе едет домой или, наоборот, на работу на том самом тройном сидении.
Осталось лиазов около десятка. Это довольно много было бы даже для "нулевых". Но, возможно, всё-таки, совсем скоро их эра закончится.
Вот вы только вдумайтесь в следующий факт. В Москве последние ЛиАЗы-677 списали в 2004 году. А в 2015-16 годах уже списали все автобусы, что приходили тогда им на замену. Это были ЛиАЗ-5256, МАЗ-103 и ЛиАЗ-6212. То есть - ни одного автобуса, действовавшего на момент списания последнего ЛиАЗа-677 (07235), т.е. на ноябрь 2004 года, в Москве уже нет. Сейчас списывают машины 2006-07 годов. Это к тому, насколько в разных мирах живут Москва и провинция.
В начале 2018 года по сети прошла пугающая новость о том, что Москва передаёт Арзамасу списанные автобусы. Учитывая, в каких объёмах Москва списывает технику, казалось, что это конец для 677-х. Реальность оказалась несколько иной.
Дело в том, что Москва передала Арзамасу автобусы МАЗ-107, и 2 "Волжанина-6270". Арзамас - город маленький, а эти автобусы - трёхосные, не очень для него подходят. Улицы узкие, не везде на них можно развернуться.
В итоге, автобусы смогли запустить лишь на некоторые маршруты, так что полноценно заменить выбывающие Л-677 они так и не смогли. В итоге, теперь трудятся с ними на равных.
Кроме того, все мы знаем, как нещадно эксплуатируют технику в Москве. Реагенты, после которых нещадно гниёт кузов. В итоге эти МАЗы пришли уже в довольно плохом состоянии, а у местных слесарей нет опыта чинить их. Так вот половину времени эти МАЗ-ы в ПАТПе простаивают.
Ну и, в целом, поставка списанной в другом городе б.у. техники вместо новой несколько оскорбительна для арзамасцев: "что мы, достойны того, что москвичи выкидывают?". Поэтому, и отношение к этим автобусам соответствующее. Вот, к примеру, электронное табло, которое никто и не думает настраивать. Зачем - картонная табличка куда надёжнее и привычнее.
Внутри попытались удалить следы старой жизни, но, всё же, не вышло.
"Окружили"
Хотя смотрятся московские машины в Арзамасе несколько "инопланетно". Если не знать сути.
Одна кондукторша мне прямо сказала:
- Ваши автобусы?
- Наши.
- Ну что, говно!
Автобусы ЛиАЗ-5256. Тоже бывшие московские, точнее - зеленоградские. Тоже когда-то пришли в Арзамас, отъездив полный срок в большом городе.
Так что давайте лучше вернёмся к нашим 677-м.
Говорят, что ПАТП ждёт новую партию пазиков, с приходом которой эра 677-х действительно может закончиться. Возможно это произойдёт уже в следующем месяце. Но пока водители ни к чему не готовятся, продолжают ездить на этом.
Пока в Арзамаском автотранспортном предприятии (АТАП) трудятся около десятка автобусов ЛиАЗ-677. Причём как на городских, так и на пригородных маршрутах.
В деревне Кичанзино на фоне старинной церкви.
Самый дальний маршрут, по которому ходит ЛиАЗ - в Туманово. Едет около часа в одну сторону. Целых два часа скотовозья - это ли не счастье!
Городской маршрут 10а.
В нём обнаружена заводская табличка. То есть, агрегат 1994 года.
Схема маршрутов. Кстати, особенность Арзамаса - тут нет маршруток! Уникальный город.
Сейчас уже автобусов совсем мало осталось. В этот разу меня почти ни разу не вышло поймать в кадр два "лунохода". Вот, только так.
Поностальгируем, вспомним былые годы, глядя на этот салон.
То, за что "скотовоз" назвали "скотовозом". Впрочем, как мы знаем, это ещё далеко не предел.
Помнится, был старый советский "Ералаш", где мальчик пытается впихнуться в такой автобус, но у него не получается, и его портфель уезжает без него. Вот мы видим, что сейчас, в июне 2018 года наши современники ездят также, как тот советский мальчик из "Ералаша".
- Ой, я в детстве на таком ездил.
- А я сейчас и во взрослости в таком езжу.
Основной контингент среди пассажиров - люди старшего возраста. Можно пошутить, что пассажиры такие же старые, как и автобусы. Но объективный факт, что в региональных райцентрах очень высокий процент старшего поколения в целом. Вот стариков много, детей тоже может быть много, а вот молодых людей, и среднего возраста - на порядок меньше. Все, кто может, уезжают.
Но есть и немало школьников с современными гаджетами. Вот представьте картину - ковыряющийся в айфоне школьник в ЛиАЗе-677. Вот это связь времён то!
Эти школьники десятых годов XXI века, как и мы, потом будут тоже вспоминать как в детстве ездили в школу на "луноходах".
Сделал тоже "селфи" в 677 и сразу запилил в "инстаграм". Исключительно для поддержания межвремёнья.
А вот в этом 1,5 года назад впервые в жизни купил билеты на поезд по телефону. Скачав и поставив на него предварительно приложение РЖД. Думаю, не очень много 677-х было в истории, в которых покупались билеты на поезда.
То самое пространство с одеялом над двигателем и справа от водителя, на котором многие из нас мечтали полежать. Я, кстати, осуществил свою мечту :) Через него так приятно с этого тройного сидения смотреть вперёд, в стекло. В большинстве арзамасских ЛиАЗов оно завешено занавеской,, но вот в одном имеется доступ.
Схлопывающиеся дверцы, гофрированные поручни и русская природа за окном.
Стоимость проезда в радости фаната.
Совсем скоро эти кадры могут стать историей.
Славные труженники ЛиАЗа-677. Многие водители предпочитают их всем остальным автобусам, тем более, что по факту в Арзамасе ничего лучше то и нет. Но есть и недовольные.
И поймите. Это всё происходит не где-то на луне, это всего в 400 км от Москвы!
На данный момент, это ближайшая к Москве точка, где остались действующие ЛиАЗы-677. Но наверняка ж они где-то ещё сохранились.
Судя по всему, скотовозы ходят в Зеленогорске Красноярского края, в Александрии, в Рудном (где я на них ездил несколько лет назад). По сведениям Сергея Болашенко есть также несколько машин в Краснокаменске.
Водители, кондуктора и пассажиры, конечно же, не могут понимать своего счастья. Это для нас привет из детства или молодости. А для них это - серая будничность..
Впрочем, они уже привыкли многочисленным фанатам, которые приезжают в Арзамас насладиться катанием. Хотя некоторые немного удивляются - какой смысл просто так ехать в какую-то деревню на старом автобусе. Рассказываю им о том, что нигде больше такого нет, что у них уникальный город, надо ценить. Многие проникаются. Да вообще, арзамасцы вполне позитивны и приветливы. С каким-либо проявлением агрессии или неприязни, не столкнулся ни разу за все 4 посещения.
Я с грустью в душе, но понимаю, когда ЛиАЗы-677 меняют на более современные автобусы. Пусть они не такие душевные, но, хотя бы, людям будет комфортнее ездить. Но я не могу в упор понять, как можно менять 677-е... на пазики!
Автобус, включающий в себя все недостатки "скотовоза", плюс ещё тесный, неудобный и стрёмный. Но такие замены практикуются повсеместно по всей России, увы.
Поэтому, за день я решил по максимуму объездить все маршруты с ЛиАЗами. Надо пользоваться, раз такая возможность ещё есть. Чем дальше - тем менее вероятно, что будет. Все я все равно не успел объехать - их пока очень много. Ну да и не страшно.
Даже непривычно - последнее время всё больше по электротранспортным сетям подробно езжу. А тут - только автобусные маршруты.
В общем, скажу, что надеюсь, Арзамас хотя бы несколько машин для антуража таки сохранит. Сейчас это исторический город, и, вот у него такая интересная фишка есть. Если он деградирует до "пазиков" будет грустно. Если купит современные автобусы - можно будет порадоваться за арзамасцев. Но в любом случае, "фишки" не будет.
А вы пишите, если знаете, где ещё такое осталось. И делитесь ностальгичными воспоминаниями, связанными с "луноходами".
Видео
ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ
Сейчас же в 2018 легендарный "скотовоз", которому уже в следующем году исполнится, между прочим, пол-века, уже, можно сказать, перешёл в разряд исторических автобусов. На нём проводят экскурсии, различные его экземпляры стоят в музеях и на постаментах перед транспортными предприятиями.
В 2018 году уже сложно всерьёз поверить, что где-то эти автобусы могут использоваться в качестве рейсовых. Но, тем не менее, это факт.
Впервые в Арзамас я приехал в 2008 году. Увиденное повергло меня в шок. Тогда ещё 677-е много где были, даже в облцентрах и мегаполисах (Ижевск, Самара, Челябинск, Новосибирск, Хабаровск), да и по Подмосквью последние докатывались. Однако в 2008 году парк Арзамаса состоял где-то на 90% из них! Вполне реально было поймать 3-4 лиаза в одном кадре.
Было ощущение попадания в какое-то далёкое прошлое. Ну в самом деле - кругом одни скотовозы, и редкие 5256.
С тех пор я периодически приезжал в Арзамас. В 2013, 2016. Каждый раз их, ожидаемо, становилось всё меньше и меньше. Но все равно их было очень много. Проблем проехаться не было никогда.
Фото 2016 (!) года. Именно тогда я хотел пост с таким названием сделать, но случились проблемы с фотографиями. Сейчас уже такой кадр поймать нереально.
Долго ли, коротко ли, но "Луноходы" дожили и до наших дней. До июня 2018 года. Вот прямо сейчас когда вы читаете этот пост, кто-то в Арзамасе едет домой или, наоборот, на работу на том самом тройном сидении.
Осталось лиазов около десятка. Это довольно много было бы даже для "нулевых". Но, возможно, всё-таки, совсем скоро их эра закончится.
Вот вы только вдумайтесь в следующий факт. В Москве последние ЛиАЗы-677 списали в 2004 году. А в 2015-16 годах уже списали все автобусы, что приходили тогда им на замену. Это были ЛиАЗ-5256, МАЗ-103 и ЛиАЗ-6212. То есть - ни одного автобуса, действовавшего на момент списания последнего ЛиАЗа-677 (07235), т.е. на ноябрь 2004 года, в Москве уже нет. Сейчас списывают машины 2006-07 годов. Это к тому, насколько в разных мирах живут Москва и провинция.
В начале 2018 года по сети прошла пугающая новость о том, что Москва передаёт Арзамасу списанные автобусы. Учитывая, в каких объёмах Москва списывает технику, казалось, что это конец для 677-х. Реальность оказалась несколько иной.
Дело в том, что Москва передала Арзамасу автобусы МАЗ-107, и 2 "Волжанина-6270". Арзамас - город маленький, а эти автобусы - трёхосные, не очень для него подходят. Улицы узкие, не везде на них можно развернуться.
В итоге, автобусы смогли запустить лишь на некоторые маршруты, так что полноценно заменить выбывающие Л-677 они так и не смогли. В итоге, теперь трудятся с ними на равных.
Кроме того, все мы знаем, как нещадно эксплуатируют технику в Москве. Реагенты, после которых нещадно гниёт кузов. В итоге эти МАЗы пришли уже в довольно плохом состоянии, а у местных слесарей нет опыта чинить их. Так вот половину времени эти МАЗ-ы в ПАТПе простаивают.
Ну и, в целом, поставка списанной в другом городе б.у. техники вместо новой несколько оскорбительна для арзамасцев: "что мы, достойны того, что москвичи выкидывают?". Поэтому, и отношение к этим автобусам соответствующее. Вот, к примеру, электронное табло, которое никто и не думает настраивать. Зачем - картонная табличка куда надёжнее и привычнее.
Внутри попытались удалить следы старой жизни, но, всё же, не вышло.
"Окружили"
Хотя смотрятся московские машины в Арзамасе несколько "инопланетно". Если не знать сути.
Одна кондукторша мне прямо сказала:
- Ваши автобусы?
- Наши.
- Ну что, говно!
Автобусы ЛиАЗ-5256. Тоже бывшие московские, точнее - зеленоградские. Тоже когда-то пришли в Арзамас, отъездив полный срок в большом городе.
Так что давайте лучше вернёмся к нашим 677-м.
Говорят, что ПАТП ждёт новую партию пазиков, с приходом которой эра 677-х действительно может закончиться. Возможно это произойдёт уже в следующем месяце. Но пока водители ни к чему не готовятся, продолжают ездить на этом.
Пока в Арзамаском автотранспортном предприятии (АТАП) трудятся около десятка автобусов ЛиАЗ-677. Причём как на городских, так и на пригородных маршрутах.
В деревне Кичанзино на фоне старинной церкви.
Самый дальний маршрут, по которому ходит ЛиАЗ - в Туманово. Едет около часа в одну сторону. Целых два часа скотовозья - это ли не счастье!
Городской маршрут 10а.
В нём обнаружена заводская табличка. То есть, агрегат 1994 года.
Схема маршрутов. Кстати, особенность Арзамаса - тут нет маршруток! Уникальный город.
Сейчас уже автобусов совсем мало осталось. В этот разу меня почти ни разу не вышло поймать в кадр два "лунохода". Вот, только так.
Поностальгируем, вспомним былые годы, глядя на этот салон.
То, за что "скотовоз" назвали "скотовозом". Впрочем, как мы знаем, это ещё далеко не предел.
Помнится, был старый советский "Ералаш", где мальчик пытается впихнуться в такой автобус, но у него не получается, и его портфель уезжает без него. Вот мы видим, что сейчас, в июне 2018 года наши современники ездят также, как тот советский мальчик из "Ералаша".
- Ой, я в детстве на таком ездил.
- А я сейчас и во взрослости в таком езжу.
Основной контингент среди пассажиров - люди старшего возраста. Можно пошутить, что пассажиры такие же старые, как и автобусы. Но объективный факт, что в региональных райцентрах очень высокий процент старшего поколения в целом. Вот стариков много, детей тоже может быть много, а вот молодых людей, и среднего возраста - на порядок меньше. Все, кто может, уезжают.
Но есть и немало школьников с современными гаджетами. Вот представьте картину - ковыряющийся в айфоне школьник в ЛиАЗе-677. Вот это связь времён то!
Эти школьники десятых годов XXI века, как и мы, потом будут тоже вспоминать как в детстве ездили в школу на "луноходах".
Сделал тоже "селфи" в 677 и сразу запилил в "инстаграм". Исключительно для поддержания межвремёнья.
А вот в этом 1,5 года назад впервые в жизни купил билеты на поезд по телефону. Скачав и поставив на него предварительно приложение РЖД. Думаю, не очень много 677-х было в истории, в которых покупались билеты на поезда.
То самое пространство с одеялом над двигателем и справа от водителя, на котором многие из нас мечтали полежать. Я, кстати, осуществил свою мечту :) Через него так приятно с этого тройного сидения смотреть вперёд, в стекло. В большинстве арзамасских ЛиАЗов оно завешено занавеской,, но вот в одном имеется доступ.
Схлопывающиеся дверцы, гофрированные поручни и русская природа за окном.
Стоимость проезда в радости фаната.
Совсем скоро эти кадры могут стать историей.
Славные труженники ЛиАЗа-677. Многие водители предпочитают их всем остальным автобусам, тем более, что по факту в Арзамасе ничего лучше то и нет. Но есть и недовольные.
И поймите. Это всё происходит не где-то на луне, это всего в 400 км от Москвы!
На данный момент, это ближайшая к Москве точка, где остались действующие ЛиАЗы-677. Но наверняка ж они где-то ещё сохранились.
Судя по всему, скотовозы ходят в Зеленогорске Красноярского края, в Александрии, в Рудном (где я на них ездил несколько лет назад). По сведениям Сергея Болашенко есть также несколько машин в Краснокаменске.
Водители, кондуктора и пассажиры, конечно же, не могут понимать своего счастья. Это для нас привет из детства или молодости. А для них это - серая будничность..
Впрочем, они уже привыкли многочисленным фанатам, которые приезжают в Арзамас насладиться катанием. Хотя некоторые немного удивляются - какой смысл просто так ехать в какую-то деревню на старом автобусе. Рассказываю им о том, что нигде больше такого нет, что у них уникальный город, надо ценить. Многие проникаются. Да вообще, арзамасцы вполне позитивны и приветливы. С каким-либо проявлением агрессии или неприязни, не столкнулся ни разу за все 4 посещения.
Я с грустью в душе, но понимаю, когда ЛиАЗы-677 меняют на более современные автобусы. Пусть они не такие душевные, но, хотя бы, людям будет комфортнее ездить. Но я не могу в упор понять, как можно менять 677-е... на пазики!
Автобус, включающий в себя все недостатки "скотовоза", плюс ещё тесный, неудобный и стрёмный. Но такие замены практикуются повсеместно по всей России, увы.
Поэтому, за день я решил по максимуму объездить все маршруты с ЛиАЗами. Надо пользоваться, раз такая возможность ещё есть. Чем дальше - тем менее вероятно, что будет. Все я все равно не успел объехать - их пока очень много. Ну да и не страшно.
Даже непривычно - последнее время всё больше по электротранспортным сетям подробно езжу. А тут - только автобусные маршруты.
В общем, скажу, что надеюсь, Арзамас хотя бы несколько машин для антуража таки сохранит. Сейчас это исторический город, и, вот у него такая интересная фишка есть. Если он деградирует до "пазиков" будет грустно. Если купит современные автобусы - можно будет порадоваться за арзамасцев. Но в любом случае, "фишки" не будет.
А вы пишите, если знаете, где ещё такое осталось. И делитесь ностальгичными воспоминаниями, связанными с "луноходами".
Видео
ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ
Взято: griphon.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]