Сатка. Часть 2: Магнезит
---
На "уральском Диснелейнде", что построил "Кит Китыч XXI века", сюрпризы горнозаводской Сатки только начинаются. Осмотрев в прошлой части Старый город у чугуноплавильного завода, отправимся теперь в Магнезит - советскую половину Сатки на другой стороне индустриальной пустыни.
За экскурсию в Сатку и Пороги и добрую половину этого поста спасибо местному Центру туризма и гостеприимства, а также ball_ka и vedmed1969, который меня с ними свёл и вообще два дня самоотверженно катал по Уралу.
В основном Сатка выглядит так: в уральские горы вклинивается массив перекопанной земли, настоящая пустыня километров 10 в поперечнике, где вместо впадин - бездонные карьеры, вместо барханов - уходящие к небу отвалы, а каждая из трёх промзон превосходит по размеру жилую часть города. Над всей этой величественной жутью - хребет Зюраткуль (1175м) в виде спящей красавицы, а на склонах его одноимённые озеро и национальный парк c геоглифом в виде лося на горе и превращающимся зимой в Шива-лингам природным фонтаном: в прошлой части я уже писал, что Зюраткуль - это второе имя Сатки. Ну в городе с 1901 добывают магнезит - не слишком распространённый минерал, из которого делаются огнеупорные материалы:
2.
Магнезит, а в обиходе просто Посёлок - это западная часть Сатки, построенная в советское время "с нуля" за Карагайским карьером от Старого города. Почти одинаковые по размеру, друг от друга Посёлок и Старая Сатка не видны, ибо над карьером вырос ещё и отвал, и в общем каждый из них выглядит полностью самодостаточным. Над Посёлком господствуют Серп и Молот на вершине голой сопки:
3.
Въехав в Посёлок, мы сначала долго петляли по нему - в Центре туризма сказали, что ждут нас "на Пролетарской улице, где красные фонари". Что в Сатке за квартал красных фонарей, ни я, ни Константин не представляли, и потому конечно же у нас глаза на лоб полезли, когда на действительно донельзя пролетарской улице нашим взглядам открылось ТАКОЕ:
4.
Говорят, особенно потрясающе эти красные железные деревья (главный минус которых - в том, что посажены взамен настоящих зелёных) смотрятся зимой, на свежем белом снегу. Турцентр оказался в одном из домов, что на кадре выше справа, и вышедшая встречать нас ball_ka объяснила, что это директор "Магнезита" заказал благоустройство города своему любимому московскому художнику из партнёров Тёмы Лебедева. А, - перефразируя известный афоризм про "Дженерал Электрикс" и Америку, - что выгодно "Магнезиту", то выгодно Сатке.
4а.
Сатка, как и Верхняя Пышма - это маленький городок с большой промышленной компанией: "Магнезит" - один из мировых лидеров в своём профиле, и хотя Саткинские рудники дают ему порядка 40% добычи, он владеет десятком заводов по всему миру от Словакии до Китая. Однако не в Москве его штаб-квартира находится и даже не в Челябинске, а в маленьком глухом городке. Сатка - не далёкая колония, а вотчина:
5.
Ночная Сатка - странное зрелище. Ярко освещённые чистые улицы с обилием иллюминации заставляют вспомнить Москву, но только уже в 8 вечера пустынны они, как и полагается малому городу.
5а.
Фактически, Сатка - это ни что иное, как современная реинкарнация столь любимых мной "купеческих республик" царской России. С одной стороны, капитал тут сильнее государственной власти, с другой - сохраняет верность своей почве. Директор "Магнезита" здесь куда влиятельнее, чем мэр, и может быть поэтому приоритетом Сатки стало развитие малого бизнеса. Об этих реалиях неплохо писал "Коммерсант" ещё 5 лет назад, а на саткинских домах попадаются порой вот такие таблички:
6а.
И если не сам "Магнезит", то его отчисления в районный бюджет позволили расцвести и Центру туризма и гостеприимства, который занимает небольшой офис на первом этаже у тех самых красных фонарей. Люди здесь работают замечательные, а нас с Ведмедом как блоггеров ещё и снабдили гидом по городу и в Пороги. Гидом оказался Олег Борисович Волков, по совместительству хозяин гостиницы "Саттурн", где я вечером и остановился на ночлег.
6.
В туринфоцентре - импровизированный музейчик, где представлен в том числе новый бренд местной культуры: "айпинская роспись", зародившаяся в селе Айпино Саткинского района. Там в 1986 году открылась школа народной культуры, и молодой преподаватель Борис Абрамов с учениками за несколько лет выработали свой неповторимый стиль. Лаковая роспись наподобие хохлому и палеха - для Урала действительно что-то новое:
7.
И в общем... нет, даже не зажиточность, а какая-то удовлетворённость жизнью в Сатке ощущается неуловимо.
7а.
Весь этот современный колорит Посёлка Магнезит впечатляет больше всякой архитектуры, но и она тут есть - среди "ободранных сталинок" и хрущёвок попадаются как редкие образцы "высокого сталианса"...
8.
...так и явная довоенка с пережитками конструктивизма:
9.
10.
Главная площадь Посёлка - Сквер Славы, с разных сторон которого друг на друга глядят горно-керамический колледж:
11.
И администрация города, которую я принял бы ну максимум за школу:
12.
В самом сквере Славы, конечно же, воинский памятник:
13.
А за ним виден и архитектурный центр Посёлка - ДК "Магнезит" (1946-59):
14.
Слышал, что в год своего открытия он был признан лучшим Дворцом культуры в Советском Союзе. И если со стороны Сквера Славы Дворец весьма обычен, то на площадь и спускающийся в промзону каскад обращён удивительный фасад-ротонда:
15.
Причём в отличие от большинства домов культуры, у "Магнезита" фасад не спереди, а на боку, по сути как пристройка к зрительному залу:
16.
В ДК в это время что-то происходило, поэтому до самого зрительного зала я не дошёл, но даже на лестнице интерьеры впечатляют:
17.
Со стороны Сквера Славы притаился ещё один сюрприз - пара скульптур, одна из которых подозрительно напоминает Псоглавца:
18.
Думаю, не я один узнал в них творения Огюста Родена - "Мыслитель" и "Тень". Это даже не совсем реплики, а "оригиналы второго литья", созданные после смерти автора, но в той же самой мастерской Вальзуани и по авторским чертежам и формам. Всего в мире таких "Мыслителей" второго литья около 20, и потому конечно главный вопрос - как они попали в Сатку?! А вот так - взяли и попали. В 2011 году в горнозаводском городке проходила одна из крупнейших в постсоветской России скульптурная выставка "Творцы миров", и два Роденовских изваяния остались на Урале. Логотип "Магнезита" над ними (кадр выше) весьма красноречив:
19.
На другом конце Пролетарской - контора "Магнезита", более солидная, чем администрация, но тоже не грандиозная:
20.
Лишь на торце её - авангард: один смысл этого слова намекает применительно к "Магнезиту" на другой.
21.
Олег Борисович предложил нам посетить ведомственный музей "Магнезита", и в первый момент меня от этих слов взяла тоска: письмо на имя начальника, список группы с полными паспортными данными и моделями фотоаппаратов, строгое "представьтесь, пожалуйста!" в телефонном разговоре, очередь на проходной под злыми взглядами охраны, "что это ваши про нас понаписали?!" - всё то, что было мне знакомо по музеям космических предприятий Подмосковья. Но Сатка и тут смогла удивить: не без помощи "Магнезита" поднявшийся туринфоцентр долго тормошил градообразующее предприятие, рекомендуя им стать более открытыми, и вот пару лет назад "Магнезит" таки внял их советам. Теперь музей со входом через фойе абсолютно общедоступен и абсолютно бесплатен, а красивая интеллигентная женщина-экскурсовод, как раз закончив с небольшой группой школьников, повела экскурсию для нас.
22.
Музей ещё и оснащён по последнему слову техники и отделан по последнему писку дизайна. Начали мы с лектория, лёгкие деревянные стулья которого легко трансформируются в тумбочки, а планшетный экран реагирует на специальный пульт-указку. Здесь - вступление с рассказом о предприятии, его истории и современной мощи, да интерактив для гостей, которым можно, скажем, примерить каску:
23.
Главное не пробовать на зуб брикеты магнезита, пугающе похожие на конфеты. Делаются из него самые разные материалы, но наиболее распространённый - жаропрочные кирпичи, например для облицовки плавильных печей изнутри.
24.
Музей всё же рассчитан на школьников, поэтому в его стильных тёмных коридорах на стенах рисунки различных машин и зданий - в основном "самые-самые", но при этом, как заметила экскурсовод, в них специально заложено 3 небольшие ошибки - как проверка на кругозор. Тут, мне кажется, создатели переборщили - не нашёл этих ошибок даже я:
25.
В левом зале - история: макеты машин, снаряжение горнорабочих да документы и фотографии в ящиках.
26.
Саткинский металлургический завод в 18 веке и "Магнезит", каким его построили в 1898-1901 годах:
27.
Правый зал - о производственных цепочках и работе комбината, с макетами техники и образцами продукции разных этапов:
28.
Отдельно стоит сказать об электровозе. Тут немного личного: однажды, когда я много мечтал и мало путешествовал, мне снился сон о некой узкоколейке, на которой работают "фашистские локомотивы", то есть - попавшие в СССР из поверженной Германии. Технический дизайн Третьего Рейха реально не спутаешь ни с чем, и каково же было моё удивление, когда изучая сайт Сергея Болашенко я вдруг наткнулся на узкоколейку в Сатке и узнал на тусклых плёночных фотографиях (сам тогда снимал не лучше) машины из своего сна. Не фашистские они, правда, оказались, а ГДРовские - EL2 и EL3 1950-х годов. 14-километровая узкоколейка в промзонах Сатки, ближе к Старому городу, действует до сих пор, а помимо техники нетипична для России в ней ещё и колея: построенные в 1929 году на стандартных 750мм, в 1936 её пути были перешиты на метровые.
28а. фото Зальбергерц Печокин, с сайта ЭМБ.
Со стильными тёмными коридорами и залами основной части музея здорово контрастирует белый выставочный зал. В нём обнаружились две выставки - одна о Великой Отечественной, что логично было в конце апреля, другая - эпоксидные творения молодой екатеринбургской художницы Маяны Насыбулловой. Интересная в общем идея:
29.
Ну а впечатления о вотчине "Магнезита" останется, конечно же, неполным без самого главного - его индустрии. Сатка своей планировкой здорово напоминает Семипалатинский полигон или космодром Байконур, где группа обособленных площадок разбросана по многократно большему, чем они сами, пространству.
30.
С холмов Посёлка дорога со звучным названием улица 100-летия Комбината "Магнзит" спускается в низину всяких мелких промзон, работающих на городские нужды. Но посреди них - так называемый Первый квАртал, от которого остался полуразрушенный ДК Строителей за высоким забором.
31.
Геометрический центр Сатки - это Карагайский карьер, вырытый в ХХ веке на месте одноимённой деревни, полностью погребённой под его отвалами. Он разросся до вполне грандиозных масштабов - 1,5 километра ширины и 370 метров глубины, и ещё не так давно на отвале была даже официальная смотровая площадка. Она и сейчас есть, вот только дорогу к ней во время каких-то работ перепахали, так что на машине туда не заехать, а пешком в пыли и дыму идти не менее получаса. Поэтому рассудив, что карьеры Сатки (фото есть здесь) вряд ли выглядят сильно иначе, чем карьеры Алмалыка или соседнего Коркино, восхождением на отвал я пренебрёг.
В восточной части Сатки, за Старым городом, есть и другие карьеры (поменьше) да отвалы (побольше), шахты и обогатительные фабрики, а в целом промзона Сатки такая же двойственная, как и жилая часть. На кадре №2 под отвалом видны трубы Старого завода, а с другой стороны, в северо-западном углу Саткинской пустыни, стоит Новый завод. Из Посёлка виднеются трубы, слегка дымящие из-за холмов, а ближе показываются и цеха, грандиозные, как небоскрёбы:
32.
Через холмы к ним идёт грузовая канатная дорога:
33.
К которой я и направился - действующие промышленные канатки мне видеть уже доводилось (см. Стерлитамак), но не так близко! Терять бдительность там, куда я поднялся сквозь давно истлевшую "колючку", впрочем, не стоит - можно и вагонеткой по голове получить (а движутся они быстрее бегущего человека), и плечо разодрать периодически спускающимся стальным канатом.
33а.
Но моя любовь к промышленным пейзажам стоила того, чтобы поискать безопасную точку. На востоке канатка начинается с дробильно-обогатительной фабрики, которая по своместительству и конечная станция узкоколейки:
34.
С запада же на 2 километра раскинулся Новый завод, абсолютно господствующий над видимым отсюда пространством:
35.
Вагонетки везут обогащённую (то есть мелко раздробленную и очищенную от примесей) руду в пасти цехов:
36.
Ниже медленно поворачиваются вращающиеся печи - не знаю, относится ли магнезитная промышленность к цветной металлургии, но внешне эти заводы ближе всего к цементным (см. Вольск).
37.
Только от цементных заводов - плотная белая пыль, а здесь - резкий сладковатый запах, примерно как от жжёных карандашей:
38.
Не знаю, с каких пор этот завод Новый, цеха с кадров выше по виду потянут на 1980-е, однако вон на том конце площадки видны корпуса чуть ли не сталинской эпохи:
39.
Но как промзона в Сатке не исчерпывается Старым и Новым заводами, так и жилые районы не ограничиваются Старой Саткой и Посёлком. Здесь много деревенек да каких-то предместий с названиями типа Шанхай или Цыганка. Но даже у изб в Сатке есть характерная деталь - треугольное окно чердака:
40.
В Посёлке нет своей церкви, зато вот при больнице очаровательная деревянная часовенка Антонины Великомученицы (2003):
41.
У пруда между Посёлком и Старой Саткой - что-то ни то католическое. ни то протестантское, а может и баптистское, например:
42.
А между Посёлком и Западным - мечеть. Вокруг Сатки немало татарских сёл, да и до Башкирии рукой подать:
43.
Западный - это третий жилой сегмент Сатки, построенный среди лесов за пределами Магнезитовой пустыни. Беглым взглядом он симпатичен, как ЗАТО или атомград:
44.
И даже многоэтажечный микрорайон в этом чудо-городе не разочаровывает. В 2014 году "Магнезит" притащил в Сатку ещё и фестиваль стрит-арта, и три команды тогда расписали хоть и самый комфортный, но и самый невзрачный район городка. Россияне Петр Герасименко и Илья Блинов сделали два абстрактных панно о переплетении индустрии с природой (о чём без пояснения не догадаться):
45.
Самый дальний угол Западного у маршруточного "гнезда" оживили итальянцы. Стефано Бианджотти нарисовал женское лицо в окружении лебедей, а Флавио Карбонара - космонавта, ибо у них помнят, кто человечеству путь в космос проложил. А вот что справа в Златоусте и Миассе делают ракеты, а слева в Усть-Катаве - космические двигатели и агрегаты, итальянцы вряд ли знали, да и не положено им:
46.
А на полноценный новый символ Сатки потянет грандиозный Медведь от швейцарцев Кристиана Ребеччи и Пабло Тогни.
47.
И олицетворяет он вовсе не пробуждающуюся Красную Русь, а Природу, гнев которой людям лучше не будить:
47а.
Последней неожиданностью Сатки стали похожие на старых рокеров водители маршруток:
48.
И конечно же, у городка в сердце гор не может не быть красивых окрестностей. Но для природных красот апрель - не лучшее время, зато как хлещет талая вода через плотину в Порогах! О которых - в следующей части.
ВОЛГО-УРАЛ-2018
Обзор поездки и оглавление серии.
Моя космическая программа. Контекст.
Саратовская область - см. оглавление!
Самарская область - см. оглавление!.
Челябинская область.
Кыштым.
Касли.
Миасс. Старый Город.
Миасс (Автозавод и Машгородок) и Златоуст (Машзавод).
Сатка. Старая Сатка.
Сатка. Магнезит.
Пороги.
Катав-Ивановск.
Усть-Катав.
Пензенская область - ещё не написана.
Взято: varandej.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]