Игры разума: 10 незаметных зрителю киношных приемов, которые делают фильм незабываемым
---
Порой мы смотрим кино взахлеб, не отрываясь ни на секунду — нас увлекает и картинка, и звук, и сюжет, и герои, и атмосфера... буквально все. Конечно, выходя из кинотеатра, мы не задумываемся, насколько хитры игры, в которые только что играли с нашим разумом создатели ленты и за счет чего режиссер, операторы и осветители добились нашего «вау». А приемчиков, надо сказать, немало. Разберем десять самых интересных.
Голландский угол
Проще говоря, это заваленный горизонт. Благодаря такому приему, можно лихо передать шизофрению героя или его наркотическое опьянение (помните, голландский угол часто использовался в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»). Зритель, смотрящий на мир под таким «неправильным» углом, испытывает небольшой дискомфорт и лучше понимает психологическое состояние героя. Плюс иногда голландский угол помогает режиссеру лучше передать драматизм повествования: камера наклоняется, трагедия героя усиливается, зритель сильнее сопереживает.
Резкая смена кадра
Один кадр, резко сменяющий другой — такой прием нужен, чтобы избежать показа на экране лишних временных промежутков. То есть, сами события важны,а то, что было между ними — вовсе нет. Поэтому берем несколько кадров и резко их «тасуем». Ну, то есть, не мы, конечно, а режиссер руками операторов и монтажеров. Получается динамично и очень доходчиво.
Взгляд героя на экране
Существует один известный кино-эксперимент, который провел режиссёр немого кино Лев Кулешов. Он склеил подряд два кадра: первый показывал лицо человека, смотрящего как бы за пределы кадра, а второй — тарелку супа. Показав склейку зрителям, Кулешов удовлетворенно кивнул: все без исключения были уверены, что человек в кадре был голоден и потому смотрел на суп. Потом киногений склеил два других кадра: тот же самый человек и женщина в гробу. Зрители зашептали: актер на экране явно скорбит. Кулешов потер руки — эксперимент удался. Дело в том, что взгляд героя, куда бы он не был направлен, подчеркнет для зрителя заинтересованность в объекте. Если мужчина смотрит на женщину, значит вожделеет ее, если на еду — хочет есть. При этом мимика актера может оставаться «каменной», главное то, на что он смотрит.
Фокус
Слышали термин «глубина резкости»? Его суть заключается в том, что если вы видите два объекта, то первый (ближайший к вам) будет очень четким, а тот, что позади — размытым. Эту фишку вы не раз использовали на своих фотоаппаратах, так ведь? Вот и в кино без фокуса никуда, особенно если нужно усилить восприятие и подчеркнуть главный объект в кадре.
L-переход и J-переход
На первый взгляд, это кажется непостижимо (переходы какие-то). Однако, на деле все очень просто. L-переход — когда вы видите смену кадра, но еще слышите звук из кадра предыдущего. Это крайне важный и распространенный прием, чтобы ориентировать нас, зрителей, в происходящем, чтобы помочь нам не потерять нить сюжета.
J-переход — это совершенно обратный прием L-переходу. Здесь мы уже слышим звук следующего кадра, но еще не видим его. Нередко, кстати, такой прием используется в фильмах ужасов.
Насыщенность и свет
Объединим два киноприема в один пункт, чтобы показать вам чуть больше. Начнем с насыщенности — этот трюк помогает создателям картины (как и в случае с фокусом) наиболее четко выделить объект, достойный внимания зрителя. Расставляя таким образом акценты, режиссер подсказывает нам, что именно сейчас важно, на чем стоит особенно сконцентрироваться.
Что касается света, то здесь мы будем подсознательно смотреть на освещенный объект и не будем — на тот, что в тени (к таким методам всегда прибегают фокусники). Создатели кино — те же фокусники, так почему бы им не подсветить важное и не затемнить второстепенное, выделив главные объекты композиции?
Симметрия
Пожалуй, самый любимый прием режиссера Уэса Андерсона, снявшего «Отель "Гранд Будапешт"», «Королевство полной Луны», «Остров собак», «Академию Рашмор» и многие другие кинобестселлеры. Его творческий почерк легко определить, так как в природе симметрия практически не встречается, а значит, симметричные кадры будут априори казаться зрителю необычными и немного волшебными.
Перспектива
Прием перспективы призван придать кадру глубину и объем. Поисковики характеризуют перспективу сложно, как «технику изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре». Если говорить проще, то это вот так:
Аудиовизуальный контрапункт
Нередко кадр в фильме сопровождает соответствующая мелодия. В фильме ужасов такая мелодия нарастает по мере того, как жертва приближается к убийце, а в погоне музыка наоборот — сразу звучит громко и ритмично, чтобы подчеркнуть накал страстей.
Бывает, музыка совсем не соответствует кадру (и в этом как ни парадоксально, соответствие). Для придания сцене контраста, например в картине «Апокалипсис сегодня» людей расстреливали под классическую музыку. Но мы покажем вам «правильный пример» — один из самых запоминающихся в саге о Людях Икс.
Переход во время действия
Ну, а завершит нашу подборку переход. Дело в том, что кадр вовсе не обязательно должен меняться, когда наступает логическая пауза. Но его необходимо сменить непосредственно во время действия, чтобы зритель мог увидеть сцену с разных сторон. Сложно? Тогда смотрите.
Смотрите также: 13 фильмов, снимавшихся без окончательного сценария
Источник: DTF
Понравилось? Жми лайк!
Голландский угол
Проще говоря, это заваленный горизонт. Благодаря такому приему, можно лихо передать шизофрению героя или его наркотическое опьянение (помните, голландский угол часто использовался в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»). Зритель, смотрящий на мир под таким «неправильным» углом, испытывает небольшой дискомфорт и лучше понимает психологическое состояние героя. Плюс иногда голландский угол помогает режиссеру лучше передать драматизм повествования: камера наклоняется, трагедия героя усиливается, зритель сильнее сопереживает.
Резкая смена кадра
Один кадр, резко сменяющий другой — такой прием нужен, чтобы избежать показа на экране лишних временных промежутков. То есть, сами события важны,а то, что было между ними — вовсе нет. Поэтому берем несколько кадров и резко их «тасуем». Ну, то есть, не мы, конечно, а режиссер руками операторов и монтажеров. Получается динамично и очень доходчиво.
Взгляд героя на экране
Существует один известный кино-эксперимент, который провел режиссёр немого кино Лев Кулешов. Он склеил подряд два кадра: первый показывал лицо человека, смотрящего как бы за пределы кадра, а второй — тарелку супа. Показав склейку зрителям, Кулешов удовлетворенно кивнул: все без исключения были уверены, что человек в кадре был голоден и потому смотрел на суп. Потом киногений склеил два других кадра: тот же самый человек и женщина в гробу. Зрители зашептали: актер на экране явно скорбит. Кулешов потер руки — эксперимент удался. Дело в том, что взгляд героя, куда бы он не был направлен, подчеркнет для зрителя заинтересованность в объекте. Если мужчина смотрит на женщину, значит вожделеет ее, если на еду — хочет есть. При этом мимика актера может оставаться «каменной», главное то, на что он смотрит.
Фокус
Слышали термин «глубина резкости»? Его суть заключается в том, что если вы видите два объекта, то первый (ближайший к вам) будет очень четким, а тот, что позади — размытым. Эту фишку вы не раз использовали на своих фотоаппаратах, так ведь? Вот и в кино без фокуса никуда, особенно если нужно усилить восприятие и подчеркнуть главный объект в кадре.
L-переход и J-переход
На первый взгляд, это кажется непостижимо (переходы какие-то). Однако, на деле все очень просто. L-переход — когда вы видите смену кадра, но еще слышите звук из кадра предыдущего. Это крайне важный и распространенный прием, чтобы ориентировать нас, зрителей, в происходящем, чтобы помочь нам не потерять нить сюжета.
J-переход — это совершенно обратный прием L-переходу. Здесь мы уже слышим звук следующего кадра, но еще не видим его. Нередко, кстати, такой прием используется в фильмах ужасов.
Waltz for One from INTELLECTUAL PROPAGANDA on Vimeo.
Насыщенность и свет
Объединим два киноприема в один пункт, чтобы показать вам чуть больше. Начнем с насыщенности — этот трюк помогает создателям картины (как и в случае с фокусом) наиболее четко выделить объект, достойный внимания зрителя. Расставляя таким образом акценты, режиссер подсказывает нам, что именно сейчас важно, на чем стоит особенно сконцентрироваться.
Что касается света, то здесь мы будем подсознательно смотреть на освещенный объект и не будем — на тот, что в тени (к таким методам всегда прибегают фокусники). Создатели кино — те же фокусники, так почему бы им не подсветить важное и не затемнить второстепенное, выделив главные объекты композиции?
Симметрия
Пожалуй, самый любимый прием режиссера Уэса Андерсона, снявшего «Отель "Гранд Будапешт"», «Королевство полной Луны», «Остров собак», «Академию Рашмор» и многие другие кинобестселлеры. Его творческий почерк легко определить, так как в природе симметрия практически не встречается, а значит, симметричные кадры будут априори казаться зрителю необычными и немного волшебными.
Перспектива
Прием перспективы призван придать кадру глубину и объем. Поисковики характеризуют перспективу сложно, как «технику изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре». Если говорить проще, то это вот так:
Аудиовизуальный контрапункт
Нередко кадр в фильме сопровождает соответствующая мелодия. В фильме ужасов такая мелодия нарастает по мере того, как жертва приближается к убийце, а в погоне музыка наоборот — сразу звучит громко и ритмично, чтобы подчеркнуть накал страстей.
Бывает, музыка совсем не соответствует кадру (и в этом как ни парадоксально, соответствие). Для придания сцене контраста, например в картине «Апокалипсис сегодня» людей расстреливали под классическую музыку. Но мы покажем вам «правильный пример» — один из самых запоминающихся в саге о Людях Икс.
Переход во время действия
Ну, а завершит нашу подборку переход. Дело в том, что кадр вовсе не обязательно должен меняться, когда наступает логическая пауза. Но его необходимо сменить непосредственно во время действия, чтобы зритель мог увидеть сцену с разных сторон. Сложно? Тогда смотрите.
Смотрите также: 13 фильмов, снимавшихся без окончательного сценария
Источник: DTF
Понравилось? Жми лайк!
Взято: b-picture.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]