Тот самый Гамлет
21.06.2018 1 170 0 0 vakin

Тот самый Гамлет

---
0
В закладки
Тот самый Гамлет Гамлет, Владимир, Любимов, Высоцкий, спектакля, Гамлета, «Гамлет», занавес, Высоцкий, принца, Шекспира, спектакле, Высоцкого, Офелия, Любимова, Пастернака, Принц, Александр, Таганке, Юрий


Режиссер — Юрий Любимов, драматург — Уильям Шекспир, в главной роли — Владимир Высоцкий. Такова формула гениального спектакля «Гамлет», который 45 лет назад московский Театр на Таганке представил публике.

Манифест нескольких поколений россиян, смелый диалог со временем и властью, размышление о совести и судьбе — этот спектакль неисчерпаем. Таганковский «Гамлет» сразу стал «главным» в стране. Аристократичного и совершенного принца датского в исполнении Иннокентия Смоктуновского в сознании современников вдруг потеснил Гамлет «с улицы», «вожак», жилистый парень в черном свитере и джинсах, с гитарой в руках. Это был Гамлет-бард, чутко слышавший сердцебиение времени. Нового шекспировского принца придумал Юрий Любимов.

Тот самый Гамлет Гамлет, Владимир, Любимов, Высоцкий, спектакля, Гамлета, «Гамлет», занавес, Высоцкий, принца, Шекспира, спектакле, Высоцкого, Офелия, Любимова, Пастернака, Принц, Александр, Таганке, Юрий


Гамлет, близкий всей стране

Тот самый Гамлет Гамлет, Владимир, Любимов, Высоцкий, спектакля, Гамлета, «Гамлет», занавес, Высоцкий, принца, Шекспира, спектакле, Высоцкого, Офелия, Любимова, Пастернака, Принц, Александр, Таганке, Юрий

Режиссер спектакля «Гамлет» Юрий Любимов и исполнитель главной роли Владимир Высоцкий

Спектакль возник «от бешенства», рассказывал режиссер. В течение двух лет Театр на Таганке репетировал хроники Шекспира. Но чиновники от культуры препятствовали постановке и дали добро только на «каноническую» пьесу. Юрий Любимов безошибочно выбрал «Гамлета», а главную роль решил отдать Владимиру Высоцкому. Однако кандидатура популярнейшего барда бюрократов не устроила. По словам режиссера, они возмущались: «Какой Высоцкий Гамлет? Какой он принц? ... Он хрипатый».

«С другим [ставить спектакль] не буду», — парировал Любимов. И правда, Высоцкий был незаменим — и по таланту, и по харизме. «Это актер очень земной, человечный, - скажет потом режиссер. — Он весь — плоть от плоти улицы».

Высоцкого, как верно подметил Любимов, считали «своим» и «физики Дубны» (сотрудники знаменитого подмосковного Объединенного института ядерных исследований), и обычные жулики. Редкий диапазон популярности. Брали за душу поэтический дар барда, откровенность, «обнаженный нерв» его песен и стихов и абсолютное созвучие Высоцкого с современностью.

«Я не играю принца датского. Я стараюсь показать современного человека. Да, может быть, себя, — пояснял актер. — Но какой же это был трудный путь к себе!..» И действительно, шекспировские строки звучали в устах Высоцкого так, как будто он, по словам театрального критика Риммы Кречетовой, сочинил их «здесь и сейчас, в самом процессе игры».

Гамлетовские сомнения Высоцкого

«Сыграть Гамлета для актера — это все равно, что защитить диссертацию в науке», — заметил Высоцкий в одном из телеинтервью. Эта роль — «лавровый венок», явное признание заслуг актера (или актрисы — принца датского сыграла и француженка Сара Бернар). Первым эту роль исполнял друг Шекспира Ричард Бербедж. В России в начале XX века лучшим Гамлетом был артист Московского художественного театра Василий Качалов. А в середине века в датского принца перевоплощались талантливые актеры Евгений Самойлов и Бруно Фрейндлих (в Великобритании тогда царил Гамлет Лоуренса Оливье). В 1964 году «первым среди равных» стал принц Иннокентия Смоктуновского.

В такой авторитетной компании предшественников Высоцкому было сложно. Не хотелось делать просто «еще одного Гамлета». Все его сомнения, переживания отразились в стихотворении «Мой Гамлет». Оно и о шекспировском герое, и о самом барде. Актер так почувствовал роль, что в итоге играл, как сказал бы Мандельштам, «на разрыв аорты».

Истинный Шекспир, «тот самый Гамлет»

Идеальное совпадение Гамлета и Высоцкого, великая режиссура Любимова и точная сценография театрального художника Давида Боровского в итоге слились в спектакль, которого никого не оставлял равнодушным.

«Гамлет-Высоцкий так захватывает, что перестаешь ощущать себя, — писала одна из зрительниц. — Во время спектакля мне казалось, что я сама живу в шкуре Гамлета». А поэт-шестидесятник Андрей Вознесенский отмечал исповедальную интонацию постановки: «Потрясающая душевность, тихость. Потряс Высоцкий — тихо аристократичен, хорошо, что нет „лихой сенсации“. Духовной ценности спектакль...». И даже весьма пристрастный зритель, Григорий Козинцев, принял новую трактовку шекспировской пьесы: «Это был Гамлет. Тот самый — шекспировский и наш... И пришлось мне все это представление по душе».

И правда, Юрий Любимов нашел столько неожиданных художественных решений, вложил в постановку столько ассоциаций и чувств, что и сегодня его интерпретация трагедии Шекспира выглядит как наиболее убедительная. Спектакль показывали в Париже и Марселе, в Белграде и Варшаве... В июле 1980 года Владимир Высоцкий в последний раз сыграл «Гамлета». Через неделю после спектакля, в ночь на 25 июля, 42-летний актер скончался от сердечной недостаточности. Спектакль ушел в историю и в Вечность.

Пять находок Юрия Любимова

Гамлет без романтического ореола, «сольные партии» самых острых шекспировских тем — человек и власть, эпоха и совесть, жизнь и судьба, простота и глубина сценографии... Благодаря всем этим художественным решениям Любимов стал революционером шекспирианы. Впрочем, сам режиссер говорил, что продолжает дело великого драматурга. И у него были основания так считать.

Гамлет без гамлетовских сомнений

Традиционный Гамлет — человек на перепутье, который находится во власти сомнений. Свои внутренние терзания он выражает в знаменитом монологе «Быть или не быть? Вот в чем вопрос...».

Однако для Гамлета-Высоцкого «Быть или не быть?» — «не философская проблема», считали многие театральные критики и зрители. «В его устах это вообще не вопрос, а восклицание, имеющее вполне житейскую интонацию: как быть? — писал известный шекспировед Александр Аникст. — Как бороться с Клавдием и окружающим его растленным миром?».

Сам Владимир Высоцкий тоже видел своего героя уверенным, «сведущим», неколеблющимся. «Мы решили, что этот Гамлет — не человек, который открывает себе мир каждый раз с его... злом или добром, а человек, который предполагает и знает, что с ним произойдет, — говорил актер. — Он знает, что если он совершит преступление перед гуманизмом, а именно — убийство, то он и сам должен погибнуть».

Таганковский Гамлет отчетливо видит свою судьбу, идет к своему концу.

Гамлет без бутафории и романтики

«Мы ставили „Гамлета“ так, как, вероятно, этого захотел бы сам Шекспир... — замечал Любимов. — Во-первых, мы отказались от пышности. Было суровое время. Свитера, шерсть — вот что было одеждой... У нас нет корон, у нас нет украшений особенных...». Единственный «августейший» атрибут королевы Гертруды — большая грубая цепь на шее.

Но дело, разумеется, не только в намеренной простоте костюмов и декораций и отсутствии бутафории. Романтических «наслоений» лишен и сам Гамлет в трактовке Любимова-Высоцкого.

Принц в спектакле Театра на Таганке «простой и скорбный», писал известный шекспировед, историк театра Алексей Бартошевич. Боль Гамлета «за человечество» — не философски-умозрительная, а «самая настоящая боль, сгибающая пополам, останавливающая сердце». Это Гамлет более приземленный, современный, в черном свитере и джинсах. Принц в будничном облике, с мощной открытой шеей, которая, по словам актрисы Аллы Демидовой (играла в спектакле королеву Гертруду), с годами становилась «все... рельефнее и походила уже на какой-то инструмент, на орган с жилами-трубами».

Театральные критики и коллеги называли такого принца «юношей на войне», «подрывником», «вожаком», «колючим парнем». Игру Владимира Высоцкого лучше всего описала театральный критик Татьяна Бачелис.

«...Будто из дерева вырубленное, суровое лицо Гамлета... лишь в крайних случаях позволяло себе расточительное мотовство мимики. Не до того. Он вглядывался, вслушивался, вникал — и думал, — писала Бачелис. — Голос Гамлета, глуховатый, но звучный, гибкий и горький, редко срывался на крик. Не до того. Кричать некогда, кричать — некому. Движение мысли поглощало его целиком».

Гамлет — Высоцкий понимал: чтобы разрубить трагический узел конфликта, надо погибнуть. «Весь облик Гамлета, пружинящая походка, быстрота и неожиданность реакций — все говорило о том, что он твердо решил: сперва победить, потом умереть», — считала театровед. Мысль в нем работала «большая, тяжкая, но этому сильному мускулистому парню она была по плечу». Он нес ее, как грузчик. «Испариной покрывался лоб, — отмечала исследователь. — Непредсказуемым становился жест».

«Шерстяная» сценография, или Как Гертруда переодела Офелию

Шекспировед Александр Аникст так обрисовал стилистику постановки Юрия Любимова: «Театр отказался от придворной пышности, пренебрег придворным этикетом...». Дело в том, что театральный художник Таганки Давид Боровский предложил одеть актеров в «прозаичные» шерстяные одежды — свитера.

Кто есть кто в «Гамлете»

«Мне очень понравилось... развитие характеров, а обычно бывают иллюстрации к Шекспиру», - так восприняла спектакль Любимова одна из ведущих актрис Театра на Таганке Зинаида Славина. Офелию в исполнении Натальи Сайко она назвала «человечной душой». «Меня поразила Офелия – всегда она бывает традиционная, а сегодня я увидела «логику» роли Офелии, доведенную до конца, - писала Славина. - …[Есть] развитие образа Горацио у [Леонида] Филатова - настолько он слышит, мыслит и чувствует партнера. Хмельницкий в своих двух ролях отличен».

Лаэрта в исполнении Валерия Иванова Славина назвала «неожиданным темпераментом и душой», отмечала «неожиданные вещи» в трактовке роли Гертруды у Аллы Демидовой.

Высшую оценку Гамлету-Высоцкому дал поэт Андрей Вознесенский: «Потряс Высоцкий - тихо аристократичен, хорошо, что нет «лихой сенсации»».

Для того, чтобы показать весь звездный состав «Гамлета», предлагаем афишу спектакля.

Действующие лица и исполнители

Клавдий, король Датский

Вениамин Смехов,
Александр Пороховщиков

Гертруда, королева Датская, мать Гамлета

Алла Демидова

Гамлет, сын прежнего и племянник нынешнего короля

Владимир Высоцкий

Полоний, главный королевский советчик

Лев Штейнрайх

Офелия, дочь Полония

Наталия Сайко

Лаэрт, сын Полония

Иван Бортник,
Валерий Иванов

Горацио, друг Гамлета

Леонид Филатов

Розенкранц

Иван Дыховичный,
Игорь Петров

Гильденстерн

Александр Вилькин

Озрик

Станислав Холмогоров

Марцелл

Виктор Семенов,
Вячеслав Спесивцев

Бернардо

Виктор Семенов

Рейнальдо, слуга Полония

Александр Филиппенко

1-й актер

Борис Хмельницкий,
Всеволод Соболев

Мальчик-актер

Дмитрий Межевич

Актриса

Виктория Радунская,
Татьяна Иваненко

Актеры

Александр Филиппенко,
Вячеслав Спесивцев

Музыканты и придворные

Виталий Шаповалов,
Феликс Антипов,
Таисия Додина,
Дмитрий Межевич,
Владимир Матюхин,
Дальвин Щербаков,
Сергей Подколзин,
Александр Филиппенко,
Лидия Савченко,
Всеволод Соболев,
Алексей Граббе,
Рамзес Джабраилов,
Виктор Семенов,
Вячеслав Спесивцев,
Изольда Фролова,
Олег Школьников,
Нина Чуб

Могильщики

Феликс Антипов,
Иван Бортник,
Виталий Шаповалов,
Семен Фарада

Призрак отца Гамлета

Александр Пороховщиков,
Вениамин Смехов

Эй, Гамлет, привет!

Публика входила в зрительный зал, разговаривала, шуршала программками... и не замечала, что в глубине пустой сцены уже сидел Гамлет-Высоцкий. Спокойно и безучастно. Зрителям невольно хотелось окликнуть его: «Эй, Гамлет!» Он был свой, близкий, с памятной гитарой на коленях. И все же фамильярничать с ним было сложно: он пребывал в другом — театральном — измерении, соединял шекспировскую трагедию и свою эпоху.

Но изначальное присутствие принца на сцене имело и другой смысл. Благодаря ему зрители сразу оказывались в гуще событий: трагедия началась, и они — ее участники. Тут впору процитировать строки из стихотворения «Гамлет» Бориса Пастернака: «Но продуман распорядок действий, // И неотвратим конец пути». Именно это стихотворение и звучало в начале спектакля (Высоцкий произносил его речитативом, под гитару): «Гул затих. Я вышел на подмостки...».

Пастернаковское стихотворение из романа «Доктор Живаго» сразу задавало тему конфликта человека и власти. Многие помнили историю с присуждением поэту Нобелевской премии за роман (1958 год) и последующую травлю Пастернака. Строки поэта о Гамлете словно восстанавливали ту самую «связь времен», которая «распалась» в знаменитом монологе шекспировского героя. «Гамлет» Пастернака был мостиком между временами Шекспира и 1970-ми годами в СССР. Сплав Шекспира, Пастернака и Высоцкого оказался удивительным. «Перед нами сразу же предстает герой, чьи мысли, слова... по-человечески понятны сидящим в зале», — заметил киновед Константин Щербаков.

Не безумец. Провидец!

Вокруг «безумия» принца датского — внешней «нелепости» его поведения — испокон веков идут споры. Сумасшедший, параноик... или визионер и пророк? Каким только не видели Гамлета!

Тот самый Гамлет Гамлет, Владимир, Любимов, Высоцкий, спектакля, Гамлета, «Гамлет», занавес, Высоцкий, принца, Шекспира, спектакле, Высоцкого, Офелия, Любимова, Пастернака, Принц, Александр, Таганке, Юрий

Страшные «прозренья» Гамлета. Владимир Высоцкий

Тот самый Гамлет Гамлет, Владимир, Любимов, Высоцкий, спектакля, Гамлета, «Гамлет», занавес, Высоцкий, принца, Шекспира, спектакле, Высоцкого, Офелия, Любимова, Пастернака, Принц, Александр, Таганке, Юрий

Гамлет-бард, Гамлет-поэт. Сцена в начале спектакля. Публика входила в зал, а в глубине сцены уже сидел Гамлет-Высоцкий, которого зрителям невольно хотелось поприветствовать. Спектакль начинался со стихотворения «Гамлет» Бориса Пастернака. Высоцкий речитативом произносил: «Гул затих. Я вышел на подмостки...»

Тот самый Гамлет Гамлет, Владимир, Любимов, Высоцкий, спектакля, Гамлета, «Гамлет», занавес, Высоцкий, принца, Шекспира, спектакле, Высоцкого, Офелия, Любимова, Пастернака, Принц, Александр, Таганке, Юрий

Размышления Мастера. Юрий Любимов

Тот самый Гамлет Гамлет, Владимир, Любимов, Высоцкий, спектакля, Гамлета, «Гамлет», занавес, Высоцкий, принца, Шекспира, спектакле, Высоцкого, Офелия, Любимова, Пастернака, Принц, Александр, Таганке, Юрий

Александр Пороховщиков (Клавдий), Алла Демидова (Гертруда) и Владимир Высоцкий (Гамлет) на фоне знаменитого шерстяного занавеса, который в спектакле необычно двигался по сцене: сметал одних героев и преследовал других. «Крыло судьбы», – назвал занавес Юрий Любимов

Тот самый Гамлет Гамлет, Владимир, Любимов, Высоцкий, спектакля, Гамлета, «Гамлет», занавес, Высоцкий, принца, Шекспира, спектакле, Высоцкого, Офелия, Любимова, Пастернака, Принц, Александр, Таганке, Юрий

«Гамлет» без бутафории и декораций: аскетичная сценография спектакля, созданная художником Давидом Боровским. Даже «ужасный зверь» – шерстяной занавес – куда-то спрятался. Вероятно, «караулит» очередную жертву«Гамлет, близкий всей стране». Владимир Высоцкий и его зрители

Тот самый Гамлет Гамлет, Владимир, Любимов, Высоцкий, спектакля, Гамлета, «Гамлет», занавес, Высоцкий, принца, Шекспира, спектакле, Высоцкого, Офелия, Любимова, Пастернака, Принц, Александр, Таганке, Юрий

«Гамлет, близкий всей стране». Владимир Высоцкий и его зрители

Тот самый Гамлет Гамлет, Владимир, Любимов, Высоцкий, спектакля, Гамлета, «Гамлет», занавес, Высоцкий, принца, Шекспира, спектакле, Высоцкого, Офелия, Любимова, Пастернака, Принц, Александр, Таганке, Юрий

Принц датский и 1-й актер (справа налево): Владимир Высоцкий и Борис Хмельницкий

Тот самый Гамлет Гамлет, Владимир, Любимов, Высоцкий, спектакля, Гамлета, «Гамлет», занавес, Высоцкий, принца, Шекспира, спектакле, Высоцкого, Офелия, Любимова, Пастернака, Принц, Александр, Таганке, Юрий

Сцена «мышеловки». Зрители спектакля «Убийство Гонзаго», который изобличает преступника-короля. Слева направо: Полоний (Лев Штейнрайх), король Клавдий (Вениамин Смехов), королева Гертруда (Алла Демидова), дочь Полония Офелия (Наталья Сайко), в ногах у Офелии - Гамлет (Владимир Высоцкий)

Простая сложная символика: петух, прах, гроб, меч

В начале спектакля появлялся весьма неожиданный герой — петух. Живой, горластый вестник зари. Он выскакивал из окошка левого портала (его держали за ноги работники сцены), хлопал крыльями и призывно кукарекал. С его криком исчезал призрак.

«Начинается [спектакль] так, как и начинали... комедианты... — писал Григорий Козинцев. — И в этом вульгарном кукареканье больше Шекспира, чем в торжественных фанфарах». «Трагедии придан, а может быть, возвращен площадной характер», — отметил по поводу этого и многих других приемов один из ведущих российских шекспироведов, Александр Аникст. По сути, это еще одно свидетельство возвращения Любимова к шекспировским истокам.

Зачем в спектакле акробатика и эротическая пантомима

Спектакль «Гамлет» Театра на Таганке вернул трагедии «народный», «площадной» характер. Его можно условно назвать трагикомическим. «Площадной», «уличный» характер постановки Театра на Таганке проявлялся в том числе в пантомиме и особой акробатике актеров. Главной пантомимой, которая требовала ловкого владения телом, была знаменитая сцена «мышеловки».

«Площадной», натуралистичный характер имела и настоящая земля, из которой на сцене была вырыта могила. Она символизировала прах, предвещала гибель персонажам. Земля напоминала и о прежнем короле, уничтоженном его братом Клавдием. «Когда он [Гамлет] разговаривает с отцом... я просто беру как прах эту землю и с ней разговариваю», — пояснял Владимир Высоцкий.

С землей «рифмуются» и другие детали — черепа и грубо сколоченный гроб Офелии. Он с начала спектакля уже на сцене. На него персонажи (королева, Полоний, сама Офелия и пр.) спокойно присаживаются, не ведая о своей близкой гибели.

Наконец, символичен в спектакле и огромный кованый меч (на него, например, опирался Гамлет). Вокруг этого оружия «разворачиваются игры и сражения этой трагедии», говорил Юрий Любимов.

Занавес в качестве «действующего лица»

Метафорой Судьбы в спектакле стал занавес — находка Юрия Любимова и сценографа Давида Боровского. Занавес двигался по сцене необычно, вдоль и поперек, быстро или медленно, резко пересекал сцену. Одних персонажей он сбивал с ног, за другими следовал, «сталкивал» героев к вырытой могиле. Для Гамлета он был равнодушным, неприступным. Сколько принц в отчаянье ни бился головой, кулаками, спиной в его мягкую плоскость — занавес не отзывался, и его нельзя было уничтожить. Офелия и Гертруда, напротив, укутывались в занавес. Он «прячет, вычеркивает, открывает жизнь и ее отнимает», пояснял режиссер.

«Крыло судьбы», — называл эту декорацию Любимов. «Ужасный зверь», — характеризовал занавес Вениамин Смехов (исполнитель роли Клавдия).

Занавес, несомненно, подчеркивал и театральность происходящего: так, для короля Клавдия он официальный, парадный. Но занавес — еще и ширма, за которой прячутся соглядатаи и плетутся политические интриги.

В финале трагедии занавес «очищал» сцену от персонажей, а затем медленно пересекал пустое пространство. Тем самым словно переворачивалась страница жизни.

Историю создания занавеса рассказал Владимир Высоцкий: «Мы его сплели очень остроумно: в нейлоновую сеть рыболовную проткнули разным орнаментом шерстяные нити... Использовали мы для этого наших поклонников. Сказали: „Если сплетете занавес, пустим вечером на спектакль“. Они сплели».

С шерстью для занавеса была целая эпопея. Это был дефицит, и понадобилась помощь премьер-министра Косыгина. Он выписал для спектакля необходимое количество шерсти. Она пошла не только на занавес, но и на свитера актеров.

Офелия без прикрас: символ страха

Дочь придворного интригана Полония, Офелия, во многих постановках отнюдь не была идеальной героиней. Любимов довел ее деромантизацию до логического конца.

Офелия в спектакле — воплощение страха. В исполнении актрисы Натальи Сайко она выглядела как испуганный ребенок, боящийся брата (он резок), отца (он жесток), придворных (они коварны). Принц датский — непонятный, странный — тоже вызывает у нее страх. Едва ли она могла полюбить его, полагала Татьяна Бачелис: Офелия «сама не знает и не узнает, кто она ему [Гамлету]». Офелии не дано даже проблеска чувства, убеждена театровед: «Играет не она, играют ею...».

Именно поэтому в спектакле нет любовной линии как таковой. Есть актерство, лукавство, но не искреннее чувство. Вот, например, одно из неромантических свиданий. Полоний выталкивает дочь навстречу Гамлету. Принц печально приветствует ее: «Офелия! О радость! Помяни мои грехи в своих молитвах, нимфа». В ответ красавица заученно лепечет: «Принц, были ль вы здоровы это время?» Ответ Гамлета язвителен: «Благодарю: вполне, вполне, вполне!» Как верно подметила Татьяна Бачелис, Гамлет—Высоцкий отлично сознает, что перед ним — марионетка политического театра Полония, которая говорит с чужого голоса. Принц быстро разгадал ее игру и потому глумится над «куклой».

Шекспир в компании Лозинского и Пастернака

Трагедию Уильяма Шекспира «Гамлет» переводили многие русские поэты, начиная с Александра Сумарокова, первого профессионального литератора. Но самыми цитируемыми стали переводы «Гамлета» Михаила Лозинского (1933 год) и Бориса Пастернака (1940-1950-е годы), а также Андрея Кронеберга (1844 год).

Что смотреть о шекспировском и любимовском «Гамлете»

«Русский Гамлет» — авторская программа Алексея Бартошевича. Телеканал «Культура»

Золотой век Таганки. «Гамлет». Программа телеканала «Культура»

Владимир Высоцкий: Гамлет с Таганской площади. Документальный фильм режиссеров Александра Ковановского и Игоря Рахманова

Монолог Гамлета «Быть или не быть...» — фрагмент из постановки Юрия Любимова

Владимир Высоцкий. «Быть или не быть». Актер рассказывает о том, как сложилась интерпретация знаменитого монолога

В документальных фильмах и авторских телепередачах, посвященных творчеству Владимира Высоцкого, также можно сориентироваться здесь.

В 1964 году вышел фильм «Гамлет» режиссера Григория Козинцева, ставший точкой отсчета для многих постановок пьесы Шекспира. Лента номинировалась на множество престижных международных премий и стала лауреатом нескольких фестивалей.

Источник - iq.hse.ru
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]