разные уровни
---
Было ли у вас так – вы приходили из одной комнаты в другую и не могли вспомнить – зачем? Или открывали дверь холодильника и на секунду забывали, что именно вы хотели достать? Или весьма распространенная ситуация, когда выслушивая собеседника, вы вынуждены оставлять свой вопрос на потом, ожидая, пока оппонент закончит свой монолог. А когда, наконец, представляется возможность прокомментировать сказанное, вы с удивлением и досадой обнаруживаете, что забыли все, о чем хотели сказать. Причина этого распространенного явления кроется в особенности работы механизмов нашей памяти. Он называется «эффекта дверного проема» (Doorway Effect).
Есть старая притча о трех каменщиках, занимающихся одинаковой работой. Но один из них кладет камень на камень, другой строит стену, а третий возводит Шартрский собор. В действительности все они одновременно делают и одно, и другое, и третье. Так и наше внимание способно переключаться между различными уровнями восприятия, но в каждый отдельный момент времени концентрируется только на одном из них. Если отработанного навыка кладки кирпича у нас нет, то мы полностью сконцентрированы на конкретном действии. Так водитель-новичок, который плохо водит машину постоянно размышляет только о том, когда переключить скорость или нажать на педаль, в отличие от профессионала, который не думает над процессом вождения и может во время езды поддерживать полноценную беседу.
Эта особенность нашего восприятия имеет непосредственное отношение к «эффекту дверного проема», возникающего в тот момент, когда наше внимание блуждает между различными уровнями восприятия, зачастую задерживаясь не там, где нам было нужно еще совсем недавно. Когда вы намерены возразить оппоненту и ваше внимание всецело поглощено этой целью, но вынуждены мириться с тем, что собеседнику нужно дать договорить. В момент ожидания, когда вы начинаете усиленно искать способ вклиниться в беседу, поскольку оперативная задача изменилась, внимание переключается на другой уровень. Когда долгожданная возможность высказаться, наконец, находится, вы обнаруживаете, что сказать уже нечего, так как внимание на нужную волну переключить сразу не удается.
Аналогичный механизм срабатывает и тогда, когда вы забываете, зачем вошли в комнату. Например, вам требуется взять ключи в дальней комнате, чтобы сходить в магазин напротив. Уровень «взять ключи» меняется на уровень «дойти до спальни», а по дороге вы еще замечаете оставленную кем-то чашку, которую вы решаете отнести на кухню. То, что в этот момент ваше внимание несколько раз переключается с одного плана на другой вы не замечаете, но чем больше больше таких переключений происходило на пути в спальню, тем больше вероятность того, что дойдя до нее вы зададитесь вопросом: а зачем, собственно я сюда шел?
Отыскать ответ на этот вопрос в таких ситуациях может помочь образное отматывание воображаемой «кинопленки» в обратном порядке, когда вы мысленно выходите из спальни и возвращаетесь назад тем же путем.
Термин «эффект дверного проема» был введен психологом из США Габриэлем Радванским (Gabriel A. Radvansky) в 2011 году, а поводом стали проведенные им эксперименты. Задача, стоящая перед участниками сводилась к перемещению между комнатами виртуального дома, созданного Родванским, и выполнению при этом различных заданий на запоминание. Эксперимент однозначно подтвердил: человек намного чаще забывает увиденное или услышанное после прохождения дверного проема. При этом он мог пройти такое же расстояние по большой комнате и сохранить в памяти поставленную цель, но стоило ему перейти из комнаты в комнату, информация «стиралась».
Зная, как работает «эффект дверного проема», мы сможем избежать подобных проблем в будущем. А столкнувшись с проблемой, достаточно пройтись мысленно или физически по главам своей памяти в обратном порядке пока нужное воспоминание не будет восстановлено.
via
Взято: mi3ch.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]