Россия, Китай и Европа: что известно о создании «Нового шелкового пути»
В минувший четверг Брюссель принимал представителей стран ЕС, которым предстояло определиться с контрмерами на высокие пошлины, которыми американский президент Дональд Трамп обложил товары из Европы.
Как итог, в ответ на торговую войну последовали довольно жесткие ограничения. Десятки позиций американских товаров, общим годовым объемом экспорта в 2,8 млрд. долларов, будут обложены 25% пошлинами, что нанесет ощутимый удар по экономике США, поскольку товарооборот между Европой и Штатами довольно высок.
В настоящий момент Евросоюз в поиске новых торговых партнеров, которые стали бы достойной заменой. Брюссель принял решение, что переориентация может быть успешно реализована под лозунгом «один пояс, один путь».
В данном случае речь идет о создании крупной инфраструктурной мировой системы, представляющей собой транспортный, экономический и торговый коридор, который свяжет Центральную, Южную Азию и Европу в «Новый шелковый путь».
Основой проекта стал самый длинный железнодорожный маршрут – Транссибирская магистраль, которая проходит по территории России. Она позволит добираться поездам из Китая в Германию буквально за 15 дней. Идея предполагает крупные инвестиции в инфраструктуру нашей страны, в том числе в создание высокоскоростной железной дороги Москва – Казань, которая протянется до столицы КНР. В 2017 году во время пресс-конференции в Пекине Владимир Путин предложил Европе, уставшей от американских условий игры, свою помощь.
«В Соединенных Штатах продолжается, как мы видим, острая внутриполитическая борьба, что создает определенную нервозность не только в политике, но и в экономике. В Европейском сообществе все с тревогой наблюдают, что будет brexit, как он будет проходить, какие будут результаты. Да и внутри Евросоюза, вы знаете, много еще проблем в страновом измерении. И конечно сегодня, безусловно, востребованы сигналы, которые давали бы надежду на какую-то стабильность», – подчеркнул президент РФ.
В свою очередь, ЕС откликнулся – в марте этого года Федерика Могерини, представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, в ходе выступления в Страсбурге отметила, что «"Шелковый путь" сегодня - это отнюдь не некое напоминание о прошлом. Проект "Новый шелковый путь" является одной из самых важных мировых инфраструктур» и добавила, что «подобные отношения для Европы не менее важны, чем для самих стран Азии».
Интерес европейцев уже проявляется в том, что бизнес сообщества готовы инвестировать. Так, пресс-центр «Белорусской железной дороги» сообщил о переговорах в ближайшее время с руководством АО «Порт Дуйсбург», немецкими предпринимателями, которых привлекает идея организовать грузовые перевозки по пути Китай-Беларусь-Германия.
Впрочем, у этой инициативы довольно быстро появились противники. О проекте впервые рассказал председатель КНР Си Цзиньпин в 2013 году. Уже через год американцы, препятствуя осуществлению идеи, поддержали государственный переворот на Украине, осуществили военную интервенцию в Сирию, исключив любую возможность строительства маршрута через эти страны.
В свою очередь, страны Центральной Азии довольно быстро пополнились американскими дипломатами, техническими сотрудниками и представителями спецслужб – количество кадровых специалистов из Штатов достигло нескольких тысяч человек. НШП наряду с ЕАЭС, БРИКС, «Северным потоком – 2» довольно быстро вошел в черные списки Вашингтона.
Конец протекционизма США там, где берет начало «Новый шелковый путь». В настоящий момент на фоне агрессивных американских мер в отношении Китая и Европы трансатлантические торговые маршруты могут просто опустеть, при этом Вашингтон рискует вовсе остаться на обочине мировых экономических процессов.
Россия, благодаря своему уникальному географическому положению, становится связующим звеном в этом проекте, экономические выгоды которого слишком очевидны, чтоб их игнорировать и оставаться под влиянием США. По информации Минкоммерции Китая, КНР разрывает торговые связи с американцами из-за их торговой агрессии. Европа же готова приобщиться к созданию самой крупной инфраструктурной мировой системы.