В этот день… 16 июня – 3
---
О «Форде» и «Пепси» в СССР – 1
По совпадению, именно в этот день – причём, одного и того же, 1903 года – были зарегистрированы две легендарные компании: «Пепси-Кола» и «Форд Моторс». Истории обеих достаточно известны, однако – и «Форд», и «Пепси» славно (хотя в разные времена) отметились у нас – об этом и скажем сегодня несколько слов.
…Первые «Форды» появятся в России не позднее 1909-го – сохранилось свидетельство, что на каком-то автопробеге машину похвалил сам Николай II; приводится высказывание одного из руководителей компании: «…если строить в России заводы, через десять лет мы будем делать здесь такой же бизнес, как в Америке»… слова прозвучали аккурат в 1916-м, так что – сами понимаете…
…Итак, никаких заводов Форд в России построить не успел – и это станет важным моментом в развитии наших дальнейших отношений. Поскольку компания ограничивалась экспортом, она не понесёт потерь в годы Гражданской – и уже в начале 20-х начинаются переговоры о поставках. Дилером Форда в Советской России стал запомнившийся у нас Джулиус Хаммер (кстати, он же повторит мысль о строительстве – и наилучшим местом ему покажется Ростов-на-Дону). Потом появится «Амторг» – объём поставок будет непрерывно расти, и к середине 20-х на советских полях из примерно 25 тысяч тракторов четыре пятых уже будут фордовскими.
К этому времени относится начало пресловутой «золотой блокады» – у Советов пошли проблемы с импортом; Форд, в свою очередь, осторожничал: участвовать в производстве не спешил – и, вдобавок, отказался продавать в кредит. В результате, его экспортную нишу в СССР стремительно начнут занимать конкуренты… Пришлось решаться – и в мае 1929-го (всего за полгода до начала Великой депрессии) появится соглашение о строительстве завода в Нижнем Новгороде. (Любопытная деталь: в процессе подготовки эмиссары Форда попадут на Путиловский завод – и обнаружат, что местные умельцы вовсю клепают трактор «Красный путиловец» по чертежам разобранного «Фордзона». Американцы будут сильно ругаться – но принцип червячного привода великодушно объяснят).
…Нижегородский автозавод войдёт в строй в самом начале 1932-го (кстати, тогда же США присоединятся к «золотой блокаде» – и это станет одной из важных причин сворачивания отношений). Впрочем, заключённый на девять лет договор будет досрочно и без взаимных претензий расторгнут только в 1935-м… Подсчитано, что Форд потерял на сотрудничестве с СССР более полумиллиона долларов (правда – ещё тех!) – при этом, слишком неприятных воспоминаний у сторон не осталось, и сотрудничество вскоре продолжится.
P.S. Особо отметим – Генри Форд имел в СССР статус прямо-таки поп-идола и «символа технического прогресса»; советская пропаганда, по должности, поругивала капиталиста – но делала это как-то ласково…) А спустя четыре десятилетия место кумира займёт непривычная пока бутылочка с магической надписью «Pepsi-Cola»!.. Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 16 июня 1954 года родился Гаррик «Гарри» Робертс – гитарист успешной ирландской панк группы 1980-х «The Boomtown Rats».
По совпадению, именно в этот день – причём, одного и того же, 1903 года – были зарегистрированы две легендарные компании: «Пепси-Кола» и «Форд Моторс». Истории обеих достаточно известны, однако – и «Форд», и «Пепси» славно (хотя в разные времена) отметились у нас – об этом и скажем сегодня несколько слов.
…Первые «Форды» появятся в России не позднее 1909-го – сохранилось свидетельство, что на каком-то автопробеге машину похвалил сам Николай II; приводится высказывание одного из руководителей компании: «…если строить в России заводы, через десять лет мы будем делать здесь такой же бизнес, как в Америке»… слова прозвучали аккурат в 1916-м, так что – сами понимаете…
…Итак, никаких заводов Форд в России построить не успел – и это станет важным моментом в развитии наших дальнейших отношений. Поскольку компания ограничивалась экспортом, она не понесёт потерь в годы Гражданской – и уже в начале 20-х начинаются переговоры о поставках. Дилером Форда в Советской России стал запомнившийся у нас Джулиус Хаммер (кстати, он же повторит мысль о строительстве – и наилучшим местом ему покажется Ростов-на-Дону). Потом появится «Амторг» – объём поставок будет непрерывно расти, и к середине 20-х на советских полях из примерно 25 тысяч тракторов четыре пятых уже будут фордовскими.
К этому времени относится начало пресловутой «золотой блокады» – у Советов пошли проблемы с импортом; Форд, в свою очередь, осторожничал: участвовать в производстве не спешил – и, вдобавок, отказался продавать в кредит. В результате, его экспортную нишу в СССР стремительно начнут занимать конкуренты… Пришлось решаться – и в мае 1929-го (всего за полгода до начала Великой депрессии) появится соглашение о строительстве завода в Нижнем Новгороде. (Любопытная деталь: в процессе подготовки эмиссары Форда попадут на Путиловский завод – и обнаружат, что местные умельцы вовсю клепают трактор «Красный путиловец» по чертежам разобранного «Фордзона». Американцы будут сильно ругаться – но принцип червячного привода великодушно объяснят).
…Нижегородский автозавод войдёт в строй в самом начале 1932-го (кстати, тогда же США присоединятся к «золотой блокаде» – и это станет одной из важных причин сворачивания отношений). Впрочем, заключённый на девять лет договор будет досрочно и без взаимных претензий расторгнут только в 1935-м… Подсчитано, что Форд потерял на сотрудничестве с СССР более полумиллиона долларов (правда – ещё тех!) – при этом, слишком неприятных воспоминаний у сторон не осталось, и сотрудничество вскоре продолжится.
P.S. Особо отметим – Генри Форд имел в СССР статус прямо-таки поп-идола и «символа технического прогресса»; советская пропаганда, по должности, поругивала капиталиста – но делала это как-то ласково…) А спустя четыре десятилетия место кумира займёт непривычная пока бутылочка с магической надписью «Pepsi-Cola»!.. Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 16 июня 1954 года родился Гаррик «Гарри» Робертс – гитарист успешной ирландской панк группы 1980-х «The Boomtown Rats».
Взято: shatff.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]