Как гений попытался подзаработать на полставки
---
Во Флоренции в конце XV века была такая штука – Совет Десяти. Резкие были ребята. Не чекистские тройки, но похоже. Только в качестве оружия использовали мечи, а не маузеры.
Время было суровое. Не так давно начались Итальянские войны. Кругом Средневековье, кровь, голод, болезни. А как раз в тот момент ад, угар, бедность, напоказ выпяченное богатство – все это достигло высот. В ходу была как совершенно безразличная жестокость и зверство, так и чувство беспредельной справедливости и прекрасного. И все это выплескивалось войнами, бунтами, звоном колоколов и денег в кошельках в городе безбашенного монаха Савонаролы и во дворцах Пап Римских, которым как раз тогда должен был скоро стать тот самый знаменитый выходец из Испании. Борджиа.
Забавно. Но это время жестокости, грязи, предательств и подлостей потом назовут… Возрождением.
Вот в это время, когда было возможно все, Совет Десяти выдал на один проект заключение, в котором было упоминание, что все это «лишь немного лучше, чем фантазия». Как можно догадаться – решение было отрицательное. А речь шла о серьезном деле – обсуждалось, как победить Пизу. Тот самый город с башней.
Чего это вдруг? А просто Пиза восстала против власти Республики Флоренция. Война шла долго. Денег уходило много. Усилий тоже. Но результата не было.
А предложенный проект предлагал, как можно решить проблему. Пиза воевала за счет порта. Порт принимал корабли. Корабли привозили и увозили товары. То есть шла торговля. А значит, деньги приходили и воевать было на что. Через порт приходила и помощь. Флоренции насолить хотели многие. Например, Венеция. Или Генуя.
Проект предлагал не лезть на стены и тратить деньги на наем солдат. Республике было предложено нанять … землекопов, чтобы те повернули русло реки Арно, в устье которой находился порт Пизы. В результате гавань станет бесполезной. Деньги закончатся и Пиза будет подана на блюдечке с голубой каемочкой.
Проект был предложен не просто на словах, а с детальными вычислениями и рисунками. Его автором был недавний военный инженер, который только что перестал работать на самого Чезаре Борджиа.
Он был интересный человек. Возраст – уже за пятьдесят. Родился во Флоренции. Причем был сыном нотариуса. Макиавелли тоже был сыном нотариуса. Но Макиавелли был законным, а наш герой – нет.
Поэтому наследство ему не светило. Да и вообще ничего не светило, если не пробьется сам. Он и пробивался. Сначала был подмастерьем у Верроккьо. И он там выделялся среди довольно сильных учеников. В 1473 году стал мастером в Гильдии Святого Луки. И это было на самом деле круто.
Прожектер всегда заявлял себя как музыканта и инженера. Тем более, что однажды он смастерил серебряную лиру в виде конской головы. И ее отправили в Милан, к самому Лодовико Сфорца от Лоренцо Медичи. Ну и автора, в придачу к лире отправили тоже. И миланский герцог остался доволен как подарком, так и мастером. Так мастер отлично устроился в Милане и прожил там целых 7 лет с 1492 по 1499 год. Этот музыкант и инженер регулярно предлагал герцогу разные инженерные проекты, но про них забыли, запомнился он в Милане как живописец.
Потом французы плотно заинтересовались Миланом. У герцога дела не заладились, ему пришлось бежать. Так как благодетелю стало не до инженерных проектов, художнику пришлось уезжать из теплого местечка.
Звали этого музыканта, инженера и художника… Леонардо да Винчи.
Собственно преамбула закончилась, перейдем к самому интересному, проекту, который забраковал Совет Десяти.
Леонардо жил в удивительное время. Удивительно, но гении, которые вообще – товар штучный, очень часто собираются в одно время в одном месте. Равно как и знаковые люди. Они были гениями в разных делах. Но с тем, что Борджиа, Медичи. Сфорца, Макиавелли то же были гениями – не поспоришь. Леонардо знал их всех. А с Макиавелли – был даже дружен.
Они подружились примерно в 1502 году, когда Леонардо неплохо пристроился при дворе Чезаре Борджиа. Чезаре считал да Винчи ценным инженером и поручил тому заниматься замками в Романье и проектированием осадных машин. Но тогда было время больших перемен. Вся власть Борджиа рухнула после смерти отца Чезаре, бывшего заодно и Папой Римским. Леонардо отправился во Флоренцию. Там в 1503 году ему поручили фреску, украшающую зал Синьории.
Так что когда он притащил свой проект с поворотом русла реки, Леонардо пришел не просто так. Он был известен и талант его признавали. Ну а то, что с инженерным проектом пришел маляр (простите живописец, хотя их тогда начали различать не так давно) … Тогда это было нормально. Специализацию придумают позднее.
Проект рассмотрел Совет Десяти. Настрой у советников был, если сказать скромно, скептичный. И он бы никогда не прошел. Но нашлись лоббисты: гонфалоньер Пьетро Содерини и секретарь Никколо Макиавелли. Они на пару уговорили остальных и летом 1504 года работа закипела. Две тысячи землекопов начали под руководством инженера Коломбино копать каналы.
Стоит отметить, что в Пизе отнеслись ко всем этим раскопкам вполне серьезно. И начали готовиться к гибридной войне.
В итоге правы оказались скептики. Оказалось, что грунта надо вынимать больше. Да еще и земля была неподатливая. Получилось, что рабочих рук не хватало. А тут еще начался октябрь. Появились подозрения, что вода не пойдет по каналу, так как перепад высот недостаточен. А когда пошли дожди, река вышла из берегов и все вырытые канавы затопило. Потом дожди кончились, но пришли пизанцы и доломали то, что не сломало наводнение.
Вот так из Леонардо не получилось мастера по развороту рек.
Взято: valerongrach.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]