Между петроглифами и коммунизмом. Версия 2.
Петроглифы – это рисунки, выцарапанные или выбитые древними людьми на скалах и камнях. Это древнейшие произведения рук человеческих, сохранившиеся до наших дней и вполне доступные для наблюдения современному обывателю именно в той естественной среде, в которой они и создавались тысячелетия назад. Коммунизм же, напротив, это крайняя точка развития нашей цивилизации с другого конца, современного, и хоть он и весьма эфемерен и нигде так и не был построен, но это наиболее позднее из известных в теории устройств общества.
Потому не будет большой ошибкой утверждать, что вся история разумного населения этой весёлой планеты достаточно аккуратно укладывается в промежуток между петроглифами и коммунизмом. А найти и то и другое "в одном флаконе" можно нигде иначе, как в Горном Бадахшане, а особенно в долине Бартанга, где и петроглифы и коммунизм "в полный рост", о чём и поведал Новруз.
Новруз – учитель химии в школе кишлака Сипонж (Сипондж), который находится между Нижним и Средним Бартангом, то есть, примерно на расстоянии в одну треть от того места, где Бартанг впадает в Пяндж, до Сарезского озера. Новруз по совместительству также хранитель местных петроглифов (а в Бадахшане это далеко не единственное место, где есть петроглифы): они начинаются у него прямо на огороде и продолжаются далее вверх по горе.
А про коммунизм Новруз рассказал вот что. Приехал раз в советское время на Бартанг какой-то серьёзный профессор-востоковед. Зашёл он в магазин – магазин открыт, а продавца нет, ну, ладно, решил подождать. Тут входит другой покупатель, местный, поднимает брезент, которым накрыт прилавок, смотрит, берёт оттуда бутылку и банку консервов, достаёт деньги, кладёт их на кассу и уходит. “А где ж продавец?” – удивляется профессор. “Дома, конечно, – отвечают прохожие памирцы, – чего ему тут делать-то?”
И очень скоро у того профессора вышла статья, в которой он написал, что долина Бартанга – это отдельно взятое место Советского Союза, в котором коммунизм строить совершенно не надо, ибо он там уже давно победил. И я, кстати, в эту историю охотно верю, так как слышал её не только от Новруза.
Хотя вот сейчас, как продолжает рассказывать Новруз с горечью, коммунизм на Памире уже "не торт". И пьют больше, и даже воровство случается, что для этих мест вообще неслыханно. Но всё равно народ тут до сих пор бесконечно дружелюбный и гостеприимный.
Петроглифы в Сипонже пока что ещё правильные, но и среди них уже множество новодельных и просто надписей типа “здесь был Бахтиёр”, благо выскрести что-то на скале не так уж и сложно. Раньше на это внимания не обращали, потому что люди просто не знали, насколько петроглифы старинны. Теперь все знают об их ценности, но туристы всё равно регулярно что-то своё царапают. Хотя, с другой стороны, в целом это смотрится не так уж ужасно, тем более, что современные петроглифщики часто стараются копировать петроглифы старинные, изображающие, как правило, горных архаров.
И ещё вот Новруз рассказал. Когда космонавт Севостьянов выполнял свой высокий космический полёт, то смотрел он сверху на Землю нашу матушку, смотрел на крышу мира Памир, смотрел, смотрел, да вот одна из гор чем-то ему как-то по-особенному и приглянулась. И как вернулся из космоса, тотчас поспешил в Бадахшан, нашёл эту гору и сидел глядел на неё теперь снизу, думая свои галактические мысли. И эта гора, ясное дело, находится тоже здесь на Бартанге.
И пик того самого Коммунизма, самая высокая точка СССР, тоже отсюда не очень далеко находится. Правда, после того, как общесоюзный коммунизм у нас не получился, а страна развалилась, переименовали пик Коммунизма в пик Исмаила Сомони.
Так что, если вы захотите объять необъятное – постичь всю историю человечества в течение получаса, то не нужно перечитывать всю Ленинскую Библиотеку или тем более Википедию, а, словно космонавт Севостьянов, поезжайте на Памир в долину Бартанга, а там ступайте к Новрузу на огород. И там вы увидите доисторические петроглифы и почувствуете почти самый настоящий коммунизм, а всё остальное, человечеством созданное, помещается как раз где-то между ними.
1. Вид от Сипонжа вдоль Бартанга вниз. Вдали чуть заметен кишлак Висав.
2. Памирская флора.
3. Первый дом Сипонжа, соседи Новруза.
4. Опять красивые цветочки.
5. Пекут хлеб.
6. Что может быть вкуснее свежих лепёшек из настоящего тандыра на дровах?
7. Дом Новруза.
8. Внутри: это классический памирский дом.
9. Идём, вернее, лезем смотреть петроглифы. Новруз, как настоящий памирец, легко передвигается по скалам, чего не скажешь об авторе.
10. Всадник, один из самых известных петроглифов.
11. Абсолютный возраст петроглифов на взгляд определить, конечно, невозможно, но относительный видно сразу. Слева архар совсем тёмный – он очень древний, а справа значительно более новый, хотя тоже не вчерашний.
12. А вот по этим петроглифам сразу видно, что новодел, причём и прорисованы плохо.
13. Новруз около надписей типа "здесь был Бахтиёр", под которыми просматриваются очень древние петроглифы.
14. Ещё петроглифы. Надпись вязью – это скорее всего, таджикская надпись арабским алфавитом.
15. Здесь заметны интересные длинношеие архары, словно жирафы.
16. Глубоко выбитое и очень древнее изображение в форме диска. Есть мнение, что это доисторический календарь.
17. Вид сверху на огороды и Бартанг.
18. Водяная мельница, сейчас закрыта, но во время недавней гражданской войны в Таджикистане работала и сильно выручала людей. Вода подаётся по арыку, устроенному под мельницей.
19. А это работающая ГЭС советского времени постройки. Даёт свет на четыре кишлака.
20. Местный житель, оператор ГЭС.
21. ГЭС имеет два генератора по 90 киловатт: обычно один работает, а второй стоит в резерве.
22. Выходим обратно к Бартангу и по внимательном рассмотрении видим надпись к столетию В.И.Ленина.
23. Остальные фото уже не из Сипонжа, а по дороге вниз по ущелью Бартанга. Вот собирают сено, причём на Памире его не косят, а жнут.
24. Дом.
25. Дорога вдоль ущелья.
26. Бартанг.
27. С той стороны Бартанга строят несколько новых домов и мост к ним поставили, это рождение нового кишлака.
Версия 1 здесь.
Автор выражает благодарность Бахриддину Исамутдинову и Таджикистанскому Центру Развития Туризма, Жандие Зоолшоевой и ассоциации “ПЭКТА”, усто Масайну и его сыну, Мураду, Ёдгору, усто Озоду, Новрузу, Гулше, Шавкмамаду Пулодову и семье Гурминджа Завкибекова, а также всем-всем-всем замечательным памирцам, таджикам и даже итальянцам, встретившимся на памирском пути.
Увидимся на этой весёлой планете!
************************
Summary:
Siponj village of Bartang valley, Badakhshan, Tadjikistan, and its petroglyphs.
Взято: antonapostol.livejournal.com