Клуб директоров. Новое заседание. Структура автопарка и ТО.
---
Состоялся очередной клуб директоров автобизнеса Украины. Первым выступил Сергей Лемешинский (Порше Украина) в рамках обсуждения создания в будущем Ассоциации Автомобильного Бизнеса Украины (которая действительно будет на что-то влиять) выступил с докладом: «Актуальные тенденции в формировании кар-парка в Украине и их влияние на автобизнес». Карпарк – термин, позаимствованный из опыта общения с англоязычной аудиторией.
Актуальные тенденции формирования карпарка. И влияние это на бизнес. Важно понимать потенциал рынка. Что он может заработать? Качественный и количественный состав карпарка дает ответ на вопрос: «А какой потенциал рынка для автобизнеса?» Рассчитать его можно по формуле.
И тогда мы получаем некую сумму (глобальную) в деньгах, которая и будет говорить, а сколько все предприниматели могу заработать на послепродажном обслуживании. Простая формула, раскрывающая потенциал рынка.
Чтобы исследовать рынок, надо было найти цифры. Взяты они были из открытых источников. Единственным доступным стал ассоциация автопроизводителей европейских стран (ACEA). Там выложена инфа по карпарку Украины (примерно 1-2 года как выложена). Информация не коммерческая, потому более достоверная. Всего в Украине 12 миллионов автомобилей, грузовых, легковых и автобусов на 2015 год. Кстати, хорошо бы создать подобную ассоциацию в Украине. Как общественную организацию. Цифры немного сомнительные и резкий рост вызывают некоторые вопросы, однако в целом цифры выглядят реалистичными.
Карпарк не статичен, он постоянно меняется. Автомобили приходят и уходят из эксплуатации. У нас уход из рынка естественный износ (старение), ибо рынок закрыт и на другие рынки машины не уходят. Основные поступления – импорт новых авто, импорт подержанных, внутреннее производство и «еврономера» (которых несколько пренебрежительно называют евробляхами), которые не попали в официальную статистику. Многие СТОшники их не любят за сомнительную платежеспособность и обзывают евробляхерами.
Открытая статистика официальных заходов на рынок с сайта Укравтопром (количество первых регистраций). Старые грузовики в основном покупают с пробегом, легковые авто. Однако с принятием закона о льготном акцизе регистрации подержанных стали расти и далее по статистике Укравтопрома видно, что автомобили с пробегом доминируют в продажах последние 1,5 года.
Здесь мы видем качественные изменения карпарка. Коэффициент автомобилизации в сравнении с другими странами Европы. Украина здесь смотрится бедной страной: 225 автомобилей на 1000 жителей. Со средним возрастом авто в 20 с лишним лет (а это всего лишь 1998 год, я то езжу на тачке 1983 года) Украина также серьезно отстает. (Кстати, интересно, а какие показатели в России?). Тут можно примерно оценить потенциал рынка автомобилей.
Средний возраст автомобилей в Украине не из ACEA, а по усредненным оценкам украинских экспертов. Понятно, в провинции старше, в Киеве новее.
Графика потребление работы в нормо-часах на один автомобиль. Германские данные DAT. Даже по воспоминания владельцев в 90-е часто автомобиль оставляли на обслуживание на целый день, сейчас на час или два. Современные автомобили лучше заточены под СТО. Однако, это означает, что количество денег, которое можно получить с техники за ТО и ремонт падает. Это связанно с тем, что конструкция совершенствуется, увеличиваются пробеги межсервисные, надежность растет. (Занятно, мне всегда казалось, что надежность падает. Интересно). Вывод: завоз старых автомобилей – это хорошо для бизнеса СТО.
Затраты на содержание автомобилей в деньгах. Понятно, что наибольшие затраты в возрасте 6-8 лет. Это связанно с износом и готовностью клиентов платить. Покупатели машин старше 8 лет пытаются экономить, не делать некоторые работы, ставить дешевые запчасти и т.д. Это видно на графике. С ремонтом тоже понятно. Новым ремонт обычно не требуется, «старичкам» наоборот. При этом с возрастом ТО переходит в ремонт. Возраст влияет на затраты, а это как раз потенциал рынка СТО.
Место проведения обслуживания и ремонта. Обратите внимание, что в возрасте 6-8 лет доля «официалов» растет. Причина – необходимость в сложных ремонтах: крупные агрегаты, электрика, электроника и т.д. Официал может сделать это надежнее и быстрее.
Итак, к нам в Украину заходит большое количество автомобилей с пробегом, но вот только произведены они были для более благополучных европейских стран. Эти машины не адаптированы для нашего рынка, в отличие от тех, которые завозили официальные дилеры. Адаптация – это особая подвеска, допуски или не допуски на рынок определенных двигателей. Это предъявляет определенные требования к техническому персоналу. Появилось много новых моторов, коробок, элементов безопасности и т.д., которые ранее в Украину почти не заходили. Более технически сложные авто требуют больше знаний от механиков. Это потенциал. Можно заработать больше на таких автомобилях. Чем либеральнее рынок, тем выгоднее всем и покупателям и продавцам и СТОшникам.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]