Грозный: зикр
---
Впервые я узнал о зикре пять лет назад: кто-то мне подсунул вот это видео. Я просмотрел. Погуглил. Посмотрел еще раз. А потом еще раз двадцать. Ритмика движений и монотонность действий и музыки меня поразили. Я просмотрел все видео с зикром на ютубе, но ни одно больше не вштыривало так как это.
Зикр это исламская практика, которая заключается в монотонном и многократном произнесении молитвы, прославляющей Бога. Зикр совершают в некоторые дни после намаза. Дни обычно определяет имам мечети. Для того чтобы попасть на зикр, надо просто прийти в мечеть и узнать расписание. Я думал, что это таинственная практика и присутствие чужака будет неуместным. Но смотритель мечети с радостью рассказал мне расписание зикра на неделю: после вечернего намаза в понедельник и после обеденного в четверг.
Когда я пришел вечером, то конечно же ловил на себе заинтересованные взгляды. Некоторые прихожане подходили и задавали вопросы. И даже в этот момент я еще думал, что не очень уместно мое присутствие. Но чеченцы которые подходили наоборот говорили, что рады меня видеть и хорошо что я пришел именно на зикр. Потому что они славят Бога и круто если даже немусульмане присутствуют при этом. Смотритель еще раз подошел и предложил включить свет, чтобы было удобнее фотографировать. Я отказался - полумрак наоборот создавал загадочную и интимную атмосферу. Ни один из тех кто участвовал даже не посмотрел косо на мой фотоаппарат. Я ходил по мечети во время зикра, но и на это внимание не обращали. Поэтому чувствовал я себя естественно и ненапряжно.
Чечня, а еще Ингушетия и Дагестан - три региона в России где практикуют зикр. К нему негативно относятся некоторые мусульмане, потому что это медитативная практика, которая пришла из суфизма. А суфизм - это эзотерика и вообще "от лукавого" по мнению многих верующих. Защитники зикра в ответ приводят хадисы из Корана где он упоминается.
В Чечне все понимают, что зикр глубоко проник в культуру, но в открытую говорить об этой суфийской практике не любят. Ведь Чечня оплот российского ислама - а здесь какие-то мистические практики. Будет повод для критики, поэтому лучше умолчать. Хорошо хоть людей за это не гоняют. В главной мечети Грозного "Сердце Чечни" конечно же зикр вы не увидите. Но в остальные, более мелкие - добро пожаловать. Обычно самый многочисленный зикр устраивают во время мусульманских праздников и похорон. Тогда количество участников доходит до сотни человек.
Сначала все рассаживаются в круг. Ждут опаздывающих, кого не было на вечернем намазе. И раскачиваясь медленно напевают молитву. Начинают с шахады, первого символа мусульманской веры: "Нет божества, кроме Аллаха" (ла илаха илла-Алаху). У зикра есть ведущий, с незаметной подачи которого и совершаются все действия. Потом верующие встают и продолжают петь покачиваясь в ритм мелодии.
По невидимой команде ведущего разворачиваются и начинают идти по кругу, постепенно ускоряясь и продолжая напевать молитву. Со временем образуется внешний и внутренний круг. Внутри - старики, которые идут не спеша, а снаружи молодежь бежит изо всех сил. Также постепенно темп стихает, верующие останавливаются и продолжают раскачиваться и напевать уже стоя на месте. Так повторяется несколько раз. Утвержденного времени зикра не существует. В моем случае это было около 30-40 минут.
У многих людей зикр ассоциируется с кружащимися дервишами. Такая практика характерна для суфийского тариката мевлеви. Его организовал в XIII веке в г. Конья (Турция) известный персидский поэт-мистик Джалаладдин Руми. Экстатическое кружение одна из составляющих их практики, наряду с исполнением музыки и декламации стихов. Во время кружения дервиши не произносят ни слова. Во многом именно из-за этого танца зикр и в целом суфизм критиковали "классические" мусульмане.
В этой простой мечети на окраине Грозного я и наблюдал зикр.
Взято: drunkdick.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]