Успенский собор во Владимире - водоворот чувств и ощущений
---
Всего 19 фото
Это материал об Успенском соборе во Владимире. Величественное, и, совсем не провинциальное, сооружение. Андрей Боголюбский, как раз, и рассчитывал разместить в этом соборе Чудотворную икону Владимирской Божией Матери, что вывез из Киева. В, общем, под эту икону собор когда-то и строился изначально. По замыслу Андрея, он должен был играть роль не только главного храма Владимирско-Суздальского княжества, но и стать главным храмом всей Руси. Довольно смелое, отважное и рискованное решение для того времени. Главным религиозным и политическим шагом был отказ от традиций Киева, его влияния, которое тогда уже стало тесным для нужд всей Руси. Владимир выступал против метрополии Киева и во многом соперничал с ним. И, центр политического и духовного влияния должен был проявиться именно здесь, во Владимире.
Собор очень сильно впечатляет с первого же взгляда. Его, конечно же, лучше, видеть "вживую". Он внушителен, величав, да и, просто, огромен. Его архитектура на несколько столетий определила развитие Русского зодчества на северо-востоке Руси. По его образцу, уже позднее, строились многие московские и кремлевские храмы. У современников он вызывал изумление своей мощью, духовной силой, богатыми архитектурными деталями и внутренним убранством. Его, даже, тогда, сравнивали с Храмом Соломона.
02.
Собор множество раз горел, разграблялся, фрески полностью гибли, и, только, в начале XV века во Владимир прибыл Андрей Рублев с Даниилом Черным со своими артелями, и практически полностью, заново расписали его. И, к счастью, эти росписи, почти все дошли до нас и вы их увидите. Владимирская икона Богоматери, по преданию, написанная рукой евангелиста Луки, находилась в храме до 1395 года. Впоследствии же она была перенесена в Москву.
03.
Здесь погребены Андрей Боголюбский, его сыновья Глеб и Изяслав, великий князь Всеволод Большое Гнездо, многие владимирские князья и митрополиты. Колокольня, которая придает собору такую небесную стремительность и державность с золоченым шпилем a la "Петропавловская крепость", была построена в начале 19 века. Архитектурные детали второго яруса отдают дань духу Владимирских золотых ворот - это я о четырех характерных башенках.
04.
Мне было очень интересно прикоснуться к этой святыне нашей истории, почувствовать её. После Боголюбово, ощущения были совершенно другими. Рассматривая храм, я чувствовал волнующее внутренние вибрации от гордости и сопричастности к истории зарождению нашей необъятной могучей державы. Понимание этого было вне осознания. Сама дорога к Храму вызывала торжественный трепет. Я чувствовал необычно приподнятое настроение и светлую энергию, что вливалось в меня извне. Торжественные вибрации охватили, и я уже совершенно не слышал монотонного голоса экскурсовода. Храм приглашал, звал, оставаясь торжественно седым и могучим.
05.
Довольно, своеобразные ощущения. Такого я не испытывал вблизи других храмов. Не побоюсь сказать, что это было как торжественное звучание неведомой мощной божественной музыки, напоминающей орган, длительные полифонические звуки медных и синтезаторных инструментов. Более всего, мне это напомнило альбомы Fayman & Fripp "A Tample In The Clouds" (Храм в облаках) и Йена Андерсона "Angels Embrace" (Объятья Ангелов)... Чудесное и торжественное ощущение предвкушения.
Рядом с собором в 1810 году была сооружена стройная колокольня. Колокольня представляет собой четырёхярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золоченым шпилем. В 1862 году по проекту архитектора Н.А. Арьлебена между колокольней и Успенским собором был построен Георгиевский придел, который с севера слился с нижнем ярусом колокольни.
06.
07.
08.
По мере продвижения к собору ощущения музыки внутри меня менялась, приобретая более утонченное звучание, как будто проявлялся невидимый небесный хор. Поражаясь этому необычному субмодальному проявлению, я вошел в храм... Поразительно! Эта громада, как будто, продолжала звучать, но, уже, сдержанней, появилось ощущение многоголосия и одновременно пронзительной строгой и нежной распевной молитвы. Полифония звуков заполнила моё естество, и я вспомнив, что надо обязательно снять внутренний объем храма, его фрески, пытаясь стряхнуть с себя это почти трансовое состояние, принялся фотографировать, несмотря на уже ставшие стандартными запреты. Затвор у второй пятерки предательски громкий, но кадры удались без эксцессов. Я фотографировал на каком-то "автомате", на втором же плане "звучание храма и пение" продолжалось.
09.
10.
Непроизвольно, я обратил внимание, что это невидимое церковное пение во многом и очень сильно отличалось от слышанных мной современных духовных песнопений. Оно было лишено светской слащавости и келейности, основная тема эмоций исполнителей явно угадывалась - самопожертвование, единение бессмертных душ, строгость и величие... В скольких храмах я был, нигде не ощущалось такого глубокого проникновения в подобные "астральные вибрации". В общем, сказать, что я был доволен, значит не сказать ничего.
11.
12.
13.
14.
15.
Фрески Андрея Рублева
16.
Экскурсовод продолжал рассказывать что-то, его голос глухим эхом отзывался во мне; я же, спонтанно и неосознанно передвигался по храму с упоением ловя изменения тонов, силы звуков и степень вибраций. Больше в это время работал звуковой канал восприятия. Наконец, мы все вышли из храма. Время дали только минут десять. Спохватившись, я начал делать попытки снять эту фееричную громаду собора. Далеко отойти не удавалось, в график я бы не уложился. Поэтому, то, что получилось, снимая на широкоугольник с последующей коррекцией чудовищных геометрических искажений вы видели выше.
17.
С подножия крутого обрывистого холма, у собора, разливалась река Клязьма, куда не окинь взгляд. Яркое солнце, голубое небо, ласковый весенний ветрок, чу́дным впечатления от пребывания в храме... Всё это смешалось и закрутились в водоворот искрящихся глубоких впечатлений, дух захватывало. И, это было здорово! Тогда, я впервые, ощутил ещё одну ноту глубокой радости, неведомую мне ранее. Наслаждение моментом, ощущение, что ты живешь, являешься неотъемлемой часть этого мира были отчетливы, и как никогда рельефны.
18.
А здесь, фото собора, снятые со смотровой площадки - с Владимирской водонапорной башни - музея Старого Владимира.
19.
20.
© Vladimir d’Ar, 2013
Владимирская водонапорная башня - музей Старого Владимира
Музей Хрусталя - Владимир
Золотые Ворота Владимира
Боголюбский Богородичный монастырь во Владимире
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]