Как тамплиеры и монголы Иерусалим брали
---
Я уже как-то раз вешала эту картину Клода Жакана - называется она "Взятие Иерусалима Жаком де Моле в 1299 году":
История за этой картиной, оказывается, ничуть не менее задорная, чем история с проклятием Великого Магистра.
Король Луи-Филипп, правивший Францией в 1830-1848 годах, очень любил историю - и заказал для Версаля большое количество исторических полотен. Клод Жакан получил заказ на изображение взятия Иерусалима Великим Магистром Ордена тамплиеров Жаком де Моле; в 1846 году картина была закончена и передана Версалю.
Между тем, эпоха крестовых походов на Святую Землю фактически закончилась еще в 1291 году, с падением Акры, а Жак де Моле, по всей видимости, на Святой Земле никогда не бывал. Откуда же взялась эта картина?
А вот откуда: во Франции XIX века была распространена легенда о том, что около 1300 года Жак де Моле взял Иерусалим. Они просто неправильно поняли Тирского тамплиера, оставившего хронику событий 1230-1314 годов, включая последние годы Иерусалимского королевства и уничтожение Ордена тамплиеров.
Тирский тамплиер упоминал, среди прочего, монгольского полководца Мулая: "Газан, одержав победу над сарацинами, вернулся в свои земли, оставив в Дамаске одного из своих эмиров, именем Молай, и с ним 10000 татар и 4 полководцев."
По-французский Molay и Mulay (фамилия Жака де Моле и имя монгола, соответственно) выглядят очень похоже, а Тирский тамплиер к тому же написал имя Мулая как Molay.
Этот Мулай в начале 1300 года на несколько месяцев занял Сирию и Палестину, что привело к распространению в Европе слухов о том, что монголы захватили и Иерусалим - и даже собираются отдать его и Святую Землю европейцам. На самом же деле, уже к середине того же года мамлюки изгнали монголов из Святой Земли, и мечты о возвращении ее христианам так и остались мечтами.
Вернемся же к Моле и Мулаю и к вопросу о том, почему именно в XIX веке легенда о взятии Иерусалима тамплиерами вдруг обрела такую популярность.
"Виновником" этого был историк и драматург Франсуа Ренуар, в 1805 году написавший в одной из своих работ, что "В 1299 году Великий Магистр участвовал со своими рыцарями в освобождении Иерусалима" (по всей видимости, и Ренуар спутал Моле с Мулаем). Эта легенда приобрела такую популярность, что в 1842 году Луи-Филипп заказал Клоду Жакану ту самую картину, которую мы уже видели в начале этой статьи. Сейчас мы знаем, что это мечта о небывшем, но тогда это казалось вполне вероятным событием; в 1861 году Nouvelle Biographie Universelle ("Новая всеобщая биография) писала в статье о Жаке де Моле:
"Жак де Моле также принимал участие в этом решении Великого Хана. Это доказывается тем, что Моле командовал одним из крыльев монгольской армии. Со своим войском он вошел в Сирию, принял участие в первой битве, в которой побежден был султан, преследовал Малика Насира до египетских пустынь; затем, под руководством монгольского полководца Кутлука, сумел, в числе прочих городов, освободить Иерусалим от власти мусульман, и монголы вошли в город для празднования Пасхи."
А на самом деле...
На самом деле, монголы действительно совершали походы на Святую Землю (Людовик Святой даже обдумывал возможность создания коалиции с ними против сарацин), и в 1300 году одержали победу над мусульманами в Сирии, что позволило им совершать набеги до самой Газы. Но это были именно короткие набеги, и к Иерусалиму монголы могли даже и не дойти.
И, разумеется, Жак де Моле никогда не командовал отрядом монгольской армии.
Но картина по-прежнему висит в Версале, в зале крестовых походов. Любая легенда - тоже часть истории.
История за этой картиной, оказывается, ничуть не менее задорная, чем история с проклятием Великого Магистра.
Король Луи-Филипп, правивший Францией в 1830-1848 годах, очень любил историю - и заказал для Версаля большое количество исторических полотен. Клод Жакан получил заказ на изображение взятия Иерусалима Великим Магистром Ордена тамплиеров Жаком де Моле; в 1846 году картина была закончена и передана Версалю.
Между тем, эпоха крестовых походов на Святую Землю фактически закончилась еще в 1291 году, с падением Акры, а Жак де Моле, по всей видимости, на Святой Земле никогда не бывал. Откуда же взялась эта картина?
А вот откуда: во Франции XIX века была распространена легенда о том, что около 1300 года Жак де Моле взял Иерусалим. Они просто неправильно поняли Тирского тамплиера, оставившего хронику событий 1230-1314 годов, включая последние годы Иерусалимского королевства и уничтожение Ордена тамплиеров.
Тирский тамплиер упоминал, среди прочего, монгольского полководца Мулая: "Газан, одержав победу над сарацинами, вернулся в свои земли, оставив в Дамаске одного из своих эмиров, именем Молай, и с ним 10000 татар и 4 полководцев."
По-французский Molay и Mulay (фамилия Жака де Моле и имя монгола, соответственно) выглядят очень похоже, а Тирский тамплиер к тому же написал имя Мулая как Molay.
Этот Мулай в начале 1300 года на несколько месяцев занял Сирию и Палестину, что привело к распространению в Европе слухов о том, что монголы захватили и Иерусалим - и даже собираются отдать его и Святую Землю европейцам. На самом же деле, уже к середине того же года мамлюки изгнали монголов из Святой Земли, и мечты о возвращении ее христианам так и остались мечтами.
Вернемся же к Моле и Мулаю и к вопросу о том, почему именно в XIX веке легенда о взятии Иерусалима тамплиерами вдруг обрела такую популярность.
"Виновником" этого был историк и драматург Франсуа Ренуар, в 1805 году написавший в одной из своих работ, что "В 1299 году Великий Магистр участвовал со своими рыцарями в освобождении Иерусалима" (по всей видимости, и Ренуар спутал Моле с Мулаем). Эта легенда приобрела такую популярность, что в 1842 году Луи-Филипп заказал Клоду Жакану ту самую картину, которую мы уже видели в начале этой статьи. Сейчас мы знаем, что это мечта о небывшем, но тогда это казалось вполне вероятным событием; в 1861 году Nouvelle Biographie Universelle ("Новая всеобщая биография) писала в статье о Жаке де Моле:
"Жак де Моле также принимал участие в этом решении Великого Хана. Это доказывается тем, что Моле командовал одним из крыльев монгольской армии. Со своим войском он вошел в Сирию, принял участие в первой битве, в которой побежден был султан, преследовал Малика Насира до египетских пустынь; затем, под руководством монгольского полководца Кутлука, сумел, в числе прочих городов, освободить Иерусалим от власти мусульман, и монголы вошли в город для празднования Пасхи."
А на самом деле...
На самом деле, монголы действительно совершали походы на Святую Землю (Людовик Святой даже обдумывал возможность создания коалиции с ними против сарацин), и в 1300 году одержали победу над мусульманами в Сирии, что позволило им совершать набеги до самой Газы. Но это были именно короткие набеги, и к Иерусалиму монголы могли даже и не дойти.
И, разумеется, Жак де Моле никогда не командовал отрядом монгольской армии.
Но картина по-прежнему висит в Версале, в зале крестовых походов. Любая легенда - тоже часть истории.
Взято: arandilme.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]