Из плена
13.05.2018 343 0 0 skif-tag

Из плена

---
0
В закладки
Спецсообщение Л.П. Берии И.В. Сталину о разработке советских военнопленных
23.05.1940
№ 2065/б

Тов. СТАЛИНУ

В порядке обмена военнопленными с Финляндией было принято *бывших военнослужащих* Красной армии 5277 человек, из них 373 человека командного, начальствующего и политического состава.

Возвращенные военнопленные содержатся в Южских лагерях НКВД.

Из общего числа военнопленных, находящихся в лагере, имеется: 1368 украинцев, 176 белорусов, 19 финнов, 173 карела, 97 татар, 39 грузин, 31 коми и другие*.

Для специальной работы по военнопленным выделена группа оперативных работников в составе 50 человек.

В процессе работы оперативной группы выявлено: шпионов и подозрительных по шпионажу — 106 человек, участников антисоветского добровольческого отряда — 166 человек, провокаторов — 54 человека, издевавшихся в плену над нашими военнопленными — 13 человек, добровольно сдавшихся в плен — 72 человека.

К 15 мая с.г. оперативной группой было допрошено *1448* бывших военнопленных.

Из числа выявленных шпионов, завербованных финской разведкой для работы против СССР, заслуживают внимания:

Военнопленный РОМАНОВ Лев Николаевич, служивший в 146 стрелковом полку 44 стрелковой дивизии в качестве кодировщика секретной части полка, до призыва в Красную армию — главный инженер Ашхабадского горсовета, лично сообщил, что он завербован финнами для шпионской работы.

Находясь в плену, РОМАНОВ, по требованию финнов, редактировал несколько контрреволюционных листовок, что впоследствии и явилось основанием для его вербовки. Перед отъездом в СССР РОМАНОВ получил от финнов задание устроиться работать на Беломорский канал или в одну из воинских частей. Для связи у него был взят домашний адрес. (Подробно РОМАНОВ не допрошен, так как в связи с тяжелым ранением находится в Ковровском госпитале.)

Бывший красноармеец 138 кавалерийского полка 25 мотокавалерийской дивизии ГРИППА Николай Иванович, 1919 года рождения, будучи допрошен, показал, что ему в лагере финны неоднократно предлагали проводить разведывательную работу против СССР и вступить в антисоветскую организацию, ставящую целью свержение Советской власти «в интересах всего русского народа».

Во время нахождения в плену ГРИППА Николай дал финнам письменные ответы по специальному вопроснику, включавшему свыше 50 вопросов военного, экономического и политического характера. Кроме этого, по предложению финнов ГРИППА ознакомился с антисоветской литературой, из числа которой он назвал три книги: «За черным чертополохом», «Корабль смерти», «Отлично сшитый фрак».

За несколько дней до обмена военнопленными ГРИППА был переведен в тюрьму г. Турку, где были сконцентрированы военнопленные нерусской национальности. В тюрьме ГРИППА вызывался русским белогвардейцем, офицером финской разведки, который предложил ему по возвращении в СССР устроиться работать в редакции какой-либо газеты на Ферганском канале. Этим офицером было сказано, что независимо от согласия ГРИППА к нему явится курьер разведки, который с ним свяжется по паролю: «Где вы были 1 марта 1940 года».

Военнопленный СИВОЛАПОВ Сергей Григорьевич, 1907 года рождения, командир взвода связи 1 батальона 146 стрелкового полка 44 стрелковой дивизии, лейтенант, сознался в том, что он, находясь в плену, по предложению белофиннов ответил на развернутую анкету, охватывающую военно-политические и экономические вопросы из жизни СССР. После этого СИВОЛАПОВ из лагеря был доставлен в Хельсинки в полицейское управление, где также в письменной форме ответил на целый ряд вопросов из жизни Советского Союза. СИВОЛАПОВУ финской разведкой было предложено поддерживать в дальнейшем с ним связь и порекомендовать способ связи, который он найдет более целесообразным. В качестве способа связи СИВОЛАПОВ рекомендовал радио. Каким образом он должен был осуществлять связь по радио, СИВОЛАПОВ не говорит. Находясь в плену, СИВОЛАПОВ числился под фамилией ГРОДОВСКИЙ.

Военнопленный ШЕМБЕРКО Роман Харитонович, бывший писарь 25 стрелкового полка 44 стр. дивизии, украинец, до призыва в Красную армию бухгалтер Топорковского свеклосовхоза Житомирской области, сознался в том, что 19 января с.г. он был завербован белофиннами для антисоветской и шпионской деятельности на территории СССР. ШЕМБЕРКО дал финской разведке два письменных обязательства и получил задание организовать на селе контрреволюционные ячейки.

Военнопленный ФЕЩЕНКО Валентин Васильевич, бывший клубный работник 85 стр. полка, 1917 года рождения, до призыва в РККА художник железнодорожного клуба в гор. Самарканде, показал, что он попал в плен после заключения мирного договора — 13 марта 1940 года в 18 часов. Будучи в лагерях, ФЕЩЕНКО неоднократно вербовался финской разведкой для шпионской работы. Офицер финской разведки предлагал ФЕЩЕНКО поехать в Америку для обучения шпионажу, после чего обещал перебросить его для разведывательной работы в СССР. ФЕЩЕНКО на допросе говорит, что он от этого предложения отказался, но согласился вести разложенческую работу среди военнопленных и по заданию офицера финской разведки агитировал среди военнопленных за невозвращение в СССР.

Военнопленный АКАТЬЕВ, бывший военнослужащий 18 стр. дивизии, работавший до призыва в РККА помощником машиниста на ст. Маяльская Кировской жел. дороги, показал, что при неоднократных вызовах его на допрос в лагере финский следователь особенно интересовался Беломор-Балтийским каналом и Кировской железной дорогой. АКАТЬЕВ финскому следователю рассказал все, что ему было известно об устройстве шлюзов и других сооружений Беломор-Балтийского канала. Получив от следователя предложение уточнить на карте данные о подъемах, мостах и других сооружениях на Кировской железной дороге, АКАТЬЕВ увидел, что на этой карте все уточнения были уже нанесены, и поэтому он добавить ничего не смог.

Показаниями 41 военнопленного установлено, что в феврале месяце с.г. финское командование вместе с представителями белогвардейских центров из военнопленных красноармейцев и командиров сформировало добровольческий отряд с целью использования его против Красной армии.

Бывший красноармеец 305 полка 44 стр. дивизии, участник этого отряда КРАВЧУК Степан показал, что 25 февраля с.г. в лагере военнопленных производилась вербовка в добровольческий отряд. Всего было завербовано в лагере № 4 в добровольческий отряд 152 человека. После вербовки, производившейся путем индивидуальных вызовов, все участники отряда были переведены в специальный лагерь, где они были разбиты на взводы и где велась их антисоветская обработка. Им указывалось при этом, что назначением отряда было — действовать вместе с разведывательными финскими частями на Ухтинском направлении. Командный состав отряда был подобран из финских офицеров, знающих русский язык (4 человека). После заключения мира каждый из участников отряда был опрошен, не желает ли он остаться в Финляндии, и предупрежден о необходимости скрыть от советских властей факт участия в добровольческом отряде.

По показаниям участников добровольческого отряда военнопленных ЛАРЮХИНА и ГОЛОДУХИНА, бывший командир отделения 14 дорожно-эксплуатационного полка ГОЛОВ Владимир, 1907 года рождения, беспартийный, работавший до призыва в РККА механиком фабрики Москвошвея, выполнял функции вербовщика этого отряда. После заключения мира ГОЛОВ провел несколько собраний участников отряда и требовал, чтобы добровольцы скрыли от советских властей свое участие в отряде, а также укрыли бы оставшихся невозвращенцев. На допросе ГОЛОВ признал свою организаторскую роль в создании антисоветского отряда.

По показаниям военнопленных АНТОНЕСЯН, СИДЯКИНА и БУНДАК, среди военнопленных украинцев проводилась вербовка в «украинский легион», который создается якобы англо-французами в Закарпатской Украине. Вербовка производилась при участии белоэмигрантов, украинских националистов ШУЛЬГИНА и полковника ВОРОНА. ШУЛЬГИН предлагал вступить в этот легион военнопленным БУНДАК и ГРИЦАЮК Дмитрию Акимовичу. ГРИЦАЮК вызывался в канцелярию лагеря, где ему финнами было вручено письмо от ШУЛЬГИНА, в котором он просил дать ответ по существу его предложения. В письме указывался парижский адрес ШУЛЬГИНА, по которому ГРИЦАЮК должен был направить свой ответ. (Сам ГРИЦАЮК не допрошен, так как проявляет признаки психического расстройства.)

Бывший красноармеец 469 стрелкового полка 13 армии ГАРИФУЛИН Шариф показал, что среди военнопленных по национальности татар производилась вербовка для шпионской работы и велась агитация о необходимости борьбы за создание «Волго-уральского государства». ГАРИФУЛИНУ предлагалось установить связь с мусульманским духовным управлением в гор. Уфе.

Установлено, что в лагере Утти финнами был создан из состава военнопленных 44 стрелковой дивизии антисоветский хор во главе с регентом, бывшим красноармейцем 44 стрелковой дивизии ЛЫСЮК. Этот хор исполнял в лагерях монархические и религиозные песни и антисоветские частушки.

Некоторые военнопленные получали предложения выступить по радио с антисоветскими измышлениями и обращениями к бойцам Красной армии о сдаче в плен.

Военнопленные ЯШИН и АНДРЕЕВ по заданию белофиннов позировали на кинофабрике для провокационных киносъемок. ЯШИН после киносъемок был привезен в радиостудию, где выступал перед микрофоном с изменническим обращением к бойцам Красной армии, предлагая бросать оружие, убивать политруков и командиров и добровольно сдаваться в плен.

Лагеря для военнопленных посещали корреспонденты английских, французских и других газет. В лагере № 3 для беседы с корреспондентами вызывалось 10 военнопленных, в том числе бывший помощник командира 25 полка 44 стрелковой дивизии майор АЛИЯНОВ и медсестра 163 стрелковой дивизии КУРИЦИНА.

Показаниями военнопленных, бывших красноармейцев 25 полка 44 стрелковой дивизии, КАЛИНИНА и КОМИСАРЧУК, установлено, что 7 января с.г., в период окружения белофиннами частей 44 дивизии, группа бойцов и командиров из 25 и 146 полков, в количестве 60 человек, по предварительному сговору бросила оружие и добровольно сдалась белофиннам в плен. КАЛИНИН и КОМИСАРЧУК были в числе этих добровольно сдавшихся в плен.

Добровольно сдались в плен также красноармейцы отдельной телеграфно-строительной роты 168 стрелковой дивизии ХОВЧИНЕН, КИРИЛЛОВ, СЕМЕНОВ и ЕВДОКИМОВ, проживавшие до призыва в Красную армию в Карельской АССР.

ХОВЧИНЕН, 1910 года рождения, беспартийный, по национальности финн, использовался финнами для агитации среди красноармейцев.

В группе военнопленных из 44 человек, прибывших 14 мая в Южский лагерь, установлен 21 человек, которые, будучи в плену, заявили финнам о своем желании остаться в Финляндии. Несмотря на это, финны направили их в СССР.

Как установлено допросом военнопленных ФЕДЧЕНКО и СМУРЫГИНА, прибывших с этой группой, перед отправкой в Советский Союз со всеми лицами, изъявившими желание остаться в Финляндии, имел специальную беседу полковник финской разведки, который предупредил их о том, чтобы они ни в коем случае не сообщали советским властям о высказанном ими желании остаться в Финляндии.

Дальнейшая работа по выявлению среди бывших военнопленных лиц, скомпрометировавших себя во время пребывания в плену, продолжается.

Народный комиссар внутренних дел Союза ССР Л. БЕРИЯ

АП РФ. Ф. 3. Оп. 66. Д. 580. Л. 108—116. Подлинник. Машинопись.

* На полях имеется помета Сталина: «А русские?»

*—* Подчеркнуто карандашом.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]