Новый фильм Хабенского. Попкорна не было
---
Пару дней назад социальные сети потряс скандальный ролик, в котором Хабенский горячо поспорил с журналисткой. Та предположила, что на его фильм «Собибор» придет «неподготовленная публика с попкорном».
Вчера сходила на этот фильм лично. Скажу откровенно – не смотря на всю критику, которой немало, хороший фильм. Кстати, молодежи на сеансе было много. А вот предсказанных «людей с попкорном», которые, якобы, не поймут сюжет, я не заметила.
Начну сразу с хорошего. Давненько у нас не было… не реймейков. Ну, правда, о Великой Отечественной Войне тысячу лет не снимали ничего нового масштабного, кроме перепевки старых популярных фильмов на новый лад.
Собибор – картина именно новая, хотя фильм об этих событиях и снимался в 1987 году. Кстати, тот, старый фильм тоже очень интересно посмотреть. Но они не повторяют друг друга.
Сам герой картины Александр Печерский на первый фильм, увы, не попал. В соответствии с политическими реалиями того времени, его просто не отпустили. Александр Аронович умер в 1990 году, всю свою сознательную жизнь прожив при Советском союзе. К сожалению, слава не нашла героя при жизни.
Сначала он, как бывший военнопленный, угодил в штрафбат. Во время военных действий в 1944 году получил ранение и инвалидность. Затем, уже после окончания войны, длительное время не мог устроиться на работу из-за преследований «безродных космополитов». Очерк о восстании в Собиборе запретила цензура, и он увидел свет лишь в 2015 году. За свои заслуги перед отечеством он получил не орден, а только медаль… Словом, в его жизни было много несправедливости. Наверное, сейчас самое время это исправить. И если даже Хабенский немного «пожертвовал» остальными героями в ущерб Печерскому, думаю, это оправдано.
В картине вообще много деталей, появление которых лучше понимаешь только когда знаешь биографию главного героя. Например, был момент, когда Печерский, доказывая свое еврейское происхождение окружающим, демонстрирует им некоторую… физиологическую особенность. Этот момент становится понятнее, когда знаешь – именно из-за этой особенности, выявленной при медосмотре, его посадили в подвал, который назывался «Еврейский погреб» и десять дней держали в полной темноте. Именно еврейское происхождение привело его в лагерь смерти, где и произошел ряд событий, о которых снят фильм.
Критики обвиняют Хабенского в том, что евреи в фильме показаны покорными и жалкими, в то время как русский еврейского происхождения Печерский – очевидно герой.
Но позвольте, речь идет не о русских или евреях. Речь идет о мирных людях и об офицере с боевым опытом, который мог и имел навыки для того, чтобы возглавить восстание обреченных.
Как бы горд, талантлив и смел ни был гражданский человек, он может в лучшем случае бежать сам или с другом, если представиться случай. Но для масштабной операции нужно было решение офицеров, имеющих военный опыт. И в данном случае Печерский не то, чтобы еврей или русский. Он офицер.
Сразу скажу, что никакого сусального патриотизма тут не будет. С моей точки зрения Хабенский как раз обошелся без нарочитой героизации Печерского, при этом заставив зрителя сочувствовать и сопереживать. Парень, сидящий рядом со мной, попытался слегка приобнять подружку.
– Давай чуть позже, Дима – отстранилась она. - Сейчас меня интересует только то, выживет ли Печерский.
Да, Печерский готовил побег не в одиночку. Но давайте трезво взглянем на политическую обстановку сегодня. В 2017 году Польша отказала России в праве на участие в создании мемориала на месте лагеря Собибор. Герой, конечно, был не один. Но говорить о роли русских можно и нужно.
Я читала мнение любителей «исторической правды», что расчет Печерского был не высоким, а очень практичным. Мол, он спасал весь лагерь не потому, что хотел спасти всех, а потому, что только в толпе был шанс остаться живым. Впереди – минное поле, позади – вышки с пулеметами. Выживут лишь те, кто бегут в середине толпы. И поэтому слоган фильма «Бегут все!» они посчитали недостоверным.
Да, недостатки плана очевидны. Но ведь никакого другого плана и не было!
Это был не выбор из лучшего и хорошего.
Это был выбор людей, обреченных на смерть. Выбор, по-сути, не между жизнь и смертью. А выбор между тем, чтобы умереть на коленях или умереть в борьбе. И очевидно, что люди не обманывали себя в этом. А добровольно и совершенно осознанно решили если умереть, то умереть не на коленях.
При этом всем надо понимать, что фильм, основанный на реальных событиях, не обязан быть документальным. Вызывает эмоции, заставляет думать, вдохновляет – хороший фильм. И это – именно такой фильм.
А реакция зала показала, что не так страшна наша молодежь, как ее малюют.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]