Токмаков переулок. Часть 2.
08.05.2018 767 0 0 architectstyle

Токмаков переулок. Часть 2.

---
0
В закладки
                             

   Токмаков переулок. Часть 2.

    Часть 1.

   Продолжим нашу прогулку. Патриархально-тихий Токмаков переулок, который, чуть изгибаясь, открывает взору стройную вертикаль колокольни казаковской церкви Вознесения на Гороховом поле. В XIX в. в этом районе селились купцы средней руки: Струковы, Юдины, Ступины, Каширины.
Токмаков переулок. Часть 2. храма,                    , Бондаренко, общины,                     , Часть, Поморского, согласия, стали, Севера, после, храму, зодчества, поморцы, всего, своих, Первый, внимание, Соборов, фабрики



Дом №11. Этот симпатичный особнячок принадлежал купцу Федотову Константину Васильевичу, личному почетному гражданину, выборному московского купеческого сословия, члену торгового дома "З.А. Федотовы и К", одному из владельцев Шерстоткацкой фабрики.
Токмаков переулок. Часть 2. храма,                    , Бондаренко, общины,                     , Часть, Поморского, согласия, стали, Севера, после, храму, зодчества, поморцы, всего, своих, Первый, внимание, Соборов, фабрики

   Еще об одном участке купцов - братьев Федотовых я писала в первой части.
   Сейчас домик отреставрирован, а еще недавно выглядел вот так. Дом надстроен 2-мя этажами уже в советское время.
                   
Токмаков переулок. Часть 2. храма,                    , Бондаренко, общины,                     , Часть, Поморского, согласия, стали, Севера, после, храму, зодчества, поморцы, всего, своих, Первый, внимание, Соборов, фабрики

   Вид со двора.
Токмаков переулок. Часть 2. храма,                    , Бондаренко, общины,                     , Часть, Поморского, согласия, стали, Севера, после, храму, зодчества, поморцы, всего, своих, Первый, внимание, Соборов, фабрики

   Сохранилась старая расстекловка окна.
                   
Токмаков переулок. Часть 2. храма,                    , Бондаренко, общины,                     , Часть, Поморского, согласия, стали, Севера, после, храму, зодчества, поморцы, всего, своих, Первый, внимание, Соборов, фабрики

    Информацию об архитекторе и год постройки здания обнаружить не удалось, подскажите, если кто знает.
    Дом №17с4. Церковь Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы 2-й Московской общины старообрядцев Поморского законобрачного согласия.
                   
Токмаков переулок. Часть 2. храма,                    , Бондаренко, общины,                     , Часть, Поморского, согласия, стали, Севера, после, храму, зодчества, поморцы, всего, своих, Первый, внимание, Соборов, фабрики

    Поморское беспоповское согласие сложилось в районах русского Севера, на берегах Белого моря, появилось в Москве в начале XVIII в. С 1772 г. его центром являлась Покровская (Монинская) часовня. Московские поморцы, в основном принадлежащие к купечеству, выступали за разрешение брака, совершаемого без участия священника. После закрытия в 1837 г. Монинской часовни московские поморцы стали совершать богослужение в домашних моленных.
    Первая старообрядческая церковь поморской общины, построенная сразу же после выхода царского именного указа "Об укреплении начал веротерпимости" 1905 г.
                   
Токмаков переулок. Часть 2. храма,                    , Бондаренко, общины,                     , Часть, Поморского, согласия, стали, Севера, после, храму, зодчества, поморцы, всего, своих, Первый, внимание, Соборов, фабрики

   Идея постройки храма принадлежала богатейшим московским купцам, членами общины стали В. Е. Морозов и его сыновья, И. К. Поляков, И. И. Ануфриев, Горбунов В.Д. и другие. Их пожертвования обеспечили быстрое проектирование и строительство храма. Для выполнения проекта был приглашен выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Цюрихского политехнического института Илья Бондаренко, известный своим интересом к русскому искусству и русской старине.
Токмаков переулок. Часть 2. храма,                    , Бондаренко, общины,                     , Часть, Поморского, согласия, стали, Севера, после, храму, зодчества, поморцы, всего, своих, Первый, внимание, Соборов, фабрики

   Проект храма, предложенный Бондаренко, староверам понравился. "Рисовал я с увлечением, - писал в своих мемуарах Бондаренко, - и никаким другим делом не занялся, пока не установил в рисунках и чертежах все сооружение. Погруженный в мир национального старого народного творчества, выискивая из музейных коллекций и из своих впечатлений образы, я спешил с работой. Время ушло все, без остатка, на рисунки и заказы всех, даже мельчайших деталей наружной отделки фасада и всех деталей интерьера, розданы были все заказы столярам, резчикам, бронзовщикам, вышивальщицам".
Токмаков переулок. Часть 2. храма,                    , Бондаренко, общины,                     , Часть, Поморского, согласия, стали, Севера, после, храму, зодчества, поморцы, всего, своих, Первый, внимание, Соборов, фабрики

   Ворота церковной ограды. Фото сделано ориентировочно в 1908 - 1917 г.
                    
Токмаков переулок. Часть 2. храма,                    , Бондаренко, общины,                     , Часть, Поморского, согласия, стали, Севера, после, храму, зодчества, поморцы, всего, своих, Первый, внимание, Соборов, фабрики

   Построен был храм в 1907-1908 гг. В этом проекте Бондаренко смог искусно соединить в образе культового сооружения особенности храмового зодчества Северной Руси и элементы модерна (майоликовая плитка, витражи, облицовка глазурованным кирпичом, наружная отделка гранитом и др.).
                    
Токмаков переулок. Часть 2. храма,                    , Бондаренко, общины,                     , Часть, Поморского, согласия, стали, Севера, после, храму, зодчества, поморцы, всего, своих, Первый, внимание, Соборов, фабрики

    Особое внимание заслуживает двухскатная колокольня, шатер которой опирается на невысокие массивные колонны - редчайший образец в московском зодчестве.
                    
Токмаков переулок. Часть 2. храма,                    , Бондаренко, общины,                     , Часть, Поморского, согласия, стали, Севера, после, храму, зодчества, поморцы, всего, своих, Первый, внимание, Соборов, фабрики

   Фронтон колокольни украшен майоликовым изображением ангелов, поддерживающих икону Спасителя (не сохр.), кровли раньше были крыты цветной черепицей.
                    
Токмаков переулок. Часть 2. храма,                    , Бондаренко, общины,                     , Часть, Поморского, согласия, стали, Севера, после, храму, зодчества, поморцы, всего, своих, Первый, внимание, Соборов, фабрики

   Все внутреннее убранство храма - иконостас, паникадила, светильники, киоты, решетки на окнах, дубовые скамьи - было выполнено по рисункам архитектора, что придавало храму исключительную гармонию и стилистическое единство.
   Иконостас. Фото 1909 - 1912 гг. Источник: журнал Зодчий.
Токмаков переулок. Часть 2. храма,                    , Бондаренко, общины,                     , Часть, Поморского, согласия, стали, Севера, после, храму, зодчества, поморцы, всего, своих, Первый, внимание, Соборов, фабрики

    Царские врата. Фото 1909 - 1912 гг. Источник: журнал Зодчий.
Токмаков переулок. Часть 2. храма,                    , Бондаренко, общины,                     , Часть, Поморского, согласия, стали, Севера, после, храму, зодчества, поморцы, всего, своих, Первый, внимание, Соборов, фабрики

   Общий вид внутреннего убранства храма. Обратите внимание на необычную люстру, которая частично видна на фото 1909 г.
Токмаков переулок. Часть 2. храма,                    , Бондаренко, общины,                     , Часть, Поморского, согласия, стали, Севера, после, храму, зодчества, поморцы, всего, своих, Первый, внимание, Соборов, фабрики

   Члены общины не ограничивалось только денежными взносами, ими храму были подарены древние иконы, книги и церковная утварь, которые стали основой внутреннего благолепия храма.
   Храму принадлежит особая роль в истории всего Поморского согласия: именно он стал местом проведения двух Всероссийских Соборов поморцев. Первый Собор состоялся в мае 1909 г. , второй в сентябре 1912 г. Проведение Соборов сделало храм центром духовной жизни всего Поморского согласия.
  Старообрядцы, приехавшие с Русского Севера на Первый всероссийский съезд поморцев.Фото 1909 г. РГАЛИ.
Токмаков переулок. Часть 2. храма,                    , Бондаренко, общины,                     , Часть, Поморского, согласия, стали, Севера, после, храму, зодчества, поморцы, всего, своих, Первый, внимание, Соборов, фабрики

   После революции храм действовал до марта 1930 г. и был закрыт. Вместо него общине по одной верии предоставили, по другой они выкупили часть Никольского храма бывшей мужской богадельни Преображенского кладбища.
   В советское время в помещении храма в разные годы находились: детский театр, а после - библиотека, завод. С 1960-х гг. церковь занимал цех швейной фабрики «Космос».
Токмаков переулок. Часть 2. храма,                    , Бондаренко, общины,                     , Часть, Поморского, согласия, стали, Севера, после, храму, зодчества, поморцы, всего, своих, Первый, внимание, Соборов, фабрики

   В 1970-х гг. он был отнесен к числу архитектурных памятников, подлежащих сохранению. В 1990-х гг. храм передали Российскому совету Поморской Церкви и в нем началась реставрация, которая длится до сих пор.
                   
Токмаков переулок. Часть 2. храма,                    , Бондаренко, общины,                     , Часть, Поморского, согласия, стали, Севера, после, храму, зодчества, поморцы, всего, своих, Первый, внимание, Соборов, фабрики

     Продолжим прогулку по Токмакову переулку. Часть 3.

     Другие достопримечательности. Оглавление.

     Использованы материалы: http://www.likebook.ru/books/view/198242/; http://religion.ng.ru/history/2005-03-02/6_modern.html; http://www.oldmos.ru; http://www.apartment.ru/Article/4876532.html;




уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]