Армянский Зороастр
---
Интересные проявления учения Зороастра на западе Передней Азии.
Платон в своей книге "Государство" описал один из первых случаев воскресения из мертвых и посмертное воздаяние душам умерших. Несомненно, свое представление о воскресении он заимствовал из базовых идей зороастризма. Об этом писал во 2 в. н.э. Климент Александрийский, он прямо называл героя Платона Зороастром.
О влиянии зороастризма на греческую философию я писал ранее. Но в рассказе Платона интересна также этническая принадлежность действующих лиц. Главный герой Платона носит имя Эр, его отца звали Армением, родом он был из Памфилии. Сейчас Памфилия - это главный туристический центр в Турции, где расположены города Алания и Анталия. В древности крупнейшим городом Памфилии был Аспенд, когда-то я его специально посещал.
Климент Александрийский "Строматы"
5.103.2 «Далее в десятой книге Государства Платон упоминает о неком Эре, сыне Армения из Памфилии, который был ни кто иной, как Зороастр: «Написано это Зороастром сыном Армения, урожденным в Памфилии, который был убит в сражении, побывал в Аиде и узнал это от самих богов». Этот Зороастр, как говорит Платон, ожил через двенадцать дней после смерти, уже будучи на погребальном костре. Это может быть понято как намек на воскресение, или же как указание на то, что, при своем восхождении, души должны пройти через все двенадцать знаков Зодиака».
Почему Платон решил сделать своих героев выходцами из Памфилии до сих пор непонятно. Их имена тоже весьма загадочны, Эр имя не греческое, оно или иудейское или армянское, если брать вариант Ара. Эр числился в предках плотника Иосифа - мужа самой Богородицы. Но армянская версия на мой взгляд здесь более предпочтительна, все же его отца звали Армением, родом он из Малой Азии, и главное, что по армянским сказаниям сам Ара (Прекрасный) пережил возможное воскресение из мертвых.
Платон "Государство"
«Эр, сын Армения
Я передам тебе не Алкиноево повествование, а рассказ одного отважного человека, Эра, сына Армения, родом из Памфилии. Как-то он был убит на войне; когда через десять дней стали подбирать тела уже разложившихся мертвецов, его нашли еще целым, привезли домой, и когда на двенадцатый день приступили к погребению, то, лежа уже на костре, он вдруг ожил, а оживши, рассказал, что он там видел.
Он говорил, что его душа, чуть только вышла из тела, отправилась вместе со многими другими, и все они пришли к какому-то божественному месту, где в земле были расселины, одна подле другой, а напротив, наверху в небе, тоже две. Посреди между ними восседали судьи. После вынесения приговора они приказывали справедливым людям идти по дороге направо, вверх по небу, и привешивали им спереди знак приговора, а несправедливым – идти по дороге налево, вниз, причем и эти имели – позади – обозначение всех своих проступков. Когда дошла очередь до Эра, судьи сказали, что он должен стать для людей вестником всего, что здесь видел, и велели ему все слушать и за всем наблюдать».
У армянского историка Мовсеса Хоренаци сохранился рассказ о том, что армянский царь Ара Прекрасный пал от рук воинов ассирийской царицы Шамирам (Семирамиды), она же затем попыталась его воскресить. Существовало несколько вариантов этой легенды, скорее всего в самых ранних Ара, действительно, воскресал. Видимо, здесь мы имеем древнее малоазийское представление об умирающем и воскресающем боге. Но христианский историк Мовсес Хоренаци не мог допустить воскресение языческого царя и несколько изменил финал этой истории, в котором Ара вроде бы на словах воскрес, а по факту нет.
Мовсес Хоренаци «История Армении»
«Поспешно достигает она равнины Ара, которая и названа по его имени Айраратом. Перед сражением она наказывает своим полководцам всячески стараться сохранить жизнь Ара. Но в битве рать Ара терпит поражение и сам Ара гибнет в бою от рук воинов Шамирам. После победы царица посылает на место сражения грабителей трупов искать среди павших предмет ее страстного вожделения. Ара находят мертвым среди отважных бойцов, и она велит положить его в горнице дворца.
Когда же армянская рать вновь ополчается на битву с царицей Шамирам, дабы отомстить за смерть Ара, она говорит: «Я велела своим богам зализать его раны, и он оживет». Она, обезумевшая от вожделения, и действительно надеялась оживить Ара чарами своего колдовства. Когда же его труп разложился, она повелела бросить его в глубокую яму и засыпать. При этом, тайно вырядив одного из своих любовников, распускает о нем такую молву: «Боги облизали (раны) Ара и, оживив его, осуществили наше заветное желание нам на усладу; поэтому они отныне достойны еще большего нашего поклонения и прославления как исполнители нашей воли, доставляющие радость». Она возводит некое новое изображение во славу богов и торжественно чествует его жертвy; приношениями, желая показать всем, якобы сила этих богов возвратила Ара к жизни. Таким образом, распустив по Армянской стране эту молву о нем и удовлетворив всех, она добилась прекращения войны».
Ара Прекрасный и царица Шамирам. Картина Вардкеса Суренянца
В легенде об Аре и Шамирам Мовсеса Хоренаци обращают на себя внимание некие боги, которые якобы облизали раны Ары Прекрасного. Это не пустая фигура речи. В армянской мифологии есть устойчивое представление о том, что воскресение мертвых осуществляли особые божества - арлезы, аралезы, которые были похожи на собак. Здесь важно отметить, что собака для зороастрийцев была священным животным. Именно собака была символом чистоты у иранцев, так как пожирала мертвую плоть. Наверно, нужно предположить, что собаки не лизали мертвецов, а поедали их, тем самым способствуя воскрешению их души.
Имя арлезов первым записал армянский историк Фавстос Бузанд, рассказывая о смерти знаменитого полководца Мушега Мамиконяна.
Фавстос Бузанд "История Армении"
«Другие же надеялись, что он воскреснет и потому приставили голову к туловищу, пришили и поместили на кровле одной башни. Они говорили: "Так как (Мушег) был муж храбрый, то арлезы сойдут и воскресят его". Поставили стражу и ждали его воскресения, пока, наконец, разложился труп его. После того снесли его с той башни, оплакали и погребли, как надлежало»
Армянский философ Езник Кохбеци, борясь с языческими представлениями своих современников, поведал о том, что армянские "валькирии" - аралезы были похожи именно на собак. Ибо другие хронисты сознательно не давали своим читателям такой информации, дабы те не укрепились в своих языческих суевериях.
Езник Кохбеци "Опровержение лжеучений"
«Ибо от плоти не может возникнуть бесплотное, как и от незримого — нечто во плоти. Не могло произойти от собаки существо, называемое аралез, обладающее якобы неведомой силой и оживляющее павших на войне, зализывая их раны»
Мои статьи посвященные истории зороастризма:
Арийский мессия Ветхого Завета
Заратуштра - учитель греческих философов
Фригийские скальные монументы
Зороастризм у монголов
Платон в своей книге "Государство" описал один из первых случаев воскресения из мертвых и посмертное воздаяние душам умерших. Несомненно, свое представление о воскресении он заимствовал из базовых идей зороастризма. Об этом писал во 2 в. н.э. Климент Александрийский, он прямо называл героя Платона Зороастром.
О влиянии зороастризма на греческую философию я писал ранее. Но в рассказе Платона интересна также этническая принадлежность действующих лиц. Главный герой Платона носит имя Эр, его отца звали Армением, родом он был из Памфилии. Сейчас Памфилия - это главный туристический центр в Турции, где расположены города Алания и Анталия. В древности крупнейшим городом Памфилии был Аспенд, когда-то я его специально посещал.
Климент Александрийский "Строматы"
5.103.2 «Далее в десятой книге Государства Платон упоминает о неком Эре, сыне Армения из Памфилии, который был ни кто иной, как Зороастр: «Написано это Зороастром сыном Армения, урожденным в Памфилии, который был убит в сражении, побывал в Аиде и узнал это от самих богов». Этот Зороастр, как говорит Платон, ожил через двенадцать дней после смерти, уже будучи на погребальном костре. Это может быть понято как намек на воскресение, или же как указание на то, что, при своем восхождении, души должны пройти через все двенадцать знаков Зодиака».
Почему Платон решил сделать своих героев выходцами из Памфилии до сих пор непонятно. Их имена тоже весьма загадочны, Эр имя не греческое, оно или иудейское или армянское, если брать вариант Ара. Эр числился в предках плотника Иосифа - мужа самой Богородицы. Но армянская версия на мой взгляд здесь более предпочтительна, все же его отца звали Армением, родом он из Малой Азии, и главное, что по армянским сказаниям сам Ара (Прекрасный) пережил возможное воскресение из мертвых.
Платон "Государство"
«Эр, сын Армения
Я передам тебе не Алкиноево повествование, а рассказ одного отважного человека, Эра, сына Армения, родом из Памфилии. Как-то он был убит на войне; когда через десять дней стали подбирать тела уже разложившихся мертвецов, его нашли еще целым, привезли домой, и когда на двенадцатый день приступили к погребению, то, лежа уже на костре, он вдруг ожил, а оживши, рассказал, что он там видел.
Он говорил, что его душа, чуть только вышла из тела, отправилась вместе со многими другими, и все они пришли к какому-то божественному месту, где в земле были расселины, одна подле другой, а напротив, наверху в небе, тоже две. Посреди между ними восседали судьи. После вынесения приговора они приказывали справедливым людям идти по дороге направо, вверх по небу, и привешивали им спереди знак приговора, а несправедливым – идти по дороге налево, вниз, причем и эти имели – позади – обозначение всех своих проступков. Когда дошла очередь до Эра, судьи сказали, что он должен стать для людей вестником всего, что здесь видел, и велели ему все слушать и за всем наблюдать».
У армянского историка Мовсеса Хоренаци сохранился рассказ о том, что армянский царь Ара Прекрасный пал от рук воинов ассирийской царицы Шамирам (Семирамиды), она же затем попыталась его воскресить. Существовало несколько вариантов этой легенды, скорее всего в самых ранних Ара, действительно, воскресал. Видимо, здесь мы имеем древнее малоазийское представление об умирающем и воскресающем боге. Но христианский историк Мовсес Хоренаци не мог допустить воскресение языческого царя и несколько изменил финал этой истории, в котором Ара вроде бы на словах воскрес, а по факту нет.
Мовсес Хоренаци «История Армении»
«Поспешно достигает она равнины Ара, которая и названа по его имени Айраратом. Перед сражением она наказывает своим полководцам всячески стараться сохранить жизнь Ара. Но в битве рать Ара терпит поражение и сам Ара гибнет в бою от рук воинов Шамирам. После победы царица посылает на место сражения грабителей трупов искать среди павших предмет ее страстного вожделения. Ара находят мертвым среди отважных бойцов, и она велит положить его в горнице дворца.
Когда же армянская рать вновь ополчается на битву с царицей Шамирам, дабы отомстить за смерть Ара, она говорит: «Я велела своим богам зализать его раны, и он оживет». Она, обезумевшая от вожделения, и действительно надеялась оживить Ара чарами своего колдовства. Когда же его труп разложился, она повелела бросить его в глубокую яму и засыпать. При этом, тайно вырядив одного из своих любовников, распускает о нем такую молву: «Боги облизали (раны) Ара и, оживив его, осуществили наше заветное желание нам на усладу; поэтому они отныне достойны еще большего нашего поклонения и прославления как исполнители нашей воли, доставляющие радость». Она возводит некое новое изображение во славу богов и торжественно чествует его жертвy; приношениями, желая показать всем, якобы сила этих богов возвратила Ара к жизни. Таким образом, распустив по Армянской стране эту молву о нем и удовлетворив всех, она добилась прекращения войны».
Ара Прекрасный и царица Шамирам. Картина Вардкеса Суренянца
В легенде об Аре и Шамирам Мовсеса Хоренаци обращают на себя внимание некие боги, которые якобы облизали раны Ары Прекрасного. Это не пустая фигура речи. В армянской мифологии есть устойчивое представление о том, что воскресение мертвых осуществляли особые божества - арлезы, аралезы, которые были похожи на собак. Здесь важно отметить, что собака для зороастрийцев была священным животным. Именно собака была символом чистоты у иранцев, так как пожирала мертвую плоть. Наверно, нужно предположить, что собаки не лизали мертвецов, а поедали их, тем самым способствуя воскрешению их души.
Имя арлезов первым записал армянский историк Фавстос Бузанд, рассказывая о смерти знаменитого полководца Мушега Мамиконяна.
Фавстос Бузанд "История Армении"
«Другие же надеялись, что он воскреснет и потому приставили голову к туловищу, пришили и поместили на кровле одной башни. Они говорили: "Так как (Мушег) был муж храбрый, то арлезы сойдут и воскресят его". Поставили стражу и ждали его воскресения, пока, наконец, разложился труп его. После того снесли его с той башни, оплакали и погребли, как надлежало»
Армянский философ Езник Кохбеци, борясь с языческими представлениями своих современников, поведал о том, что армянские "валькирии" - аралезы были похожи именно на собак. Ибо другие хронисты сознательно не давали своим читателям такой информации, дабы те не укрепились в своих языческих суевериях.
Езник Кохбеци "Опровержение лжеучений"
«Ибо от плоти не может возникнуть бесплотное, как и от незримого — нечто во плоти. Не могло произойти от собаки существо, называемое аралез, обладающее якобы неведомой силой и оживляющее павших на войне, зализывая их раны»
Мои статьи посвященные истории зороастризма:
Арийский мессия Ветхого Завета
Заратуштра - учитель греческих философов
Фригийские скальные монументы
Зороастризм у монголов
Взято: maximus101.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]