Что будет, если сказать суфражистке, что женщина и техника – несовместимы? Первый ирландский самолет
---
Как и положено настоящему ирландскому продукту, первый самолет Ирландии построили на пари. Правда, кто умудрился произнести при Лилиан Блэнд, что женщинам техникой лучше не заниматься, неизвестно. Но это не так важно. Важнее то, что Лилиан, которая на тот момент прославилась в качестве спортивного репортера и фотографа, выслушала подобное заявление и заявила, что она возмущена и докажет что это не так, чтобы закрыть тему раз и навсегда.
Дальше осталось только решить, какое техническое устройство спроектирует и построит смелая женщина. Дело было в самом начале XX века, кругом все что-то придумывали и изобретали, а самыми впечатляющими были, конечно же, недавно появившиеся аэропланы. Тем более, что в 1909 году как раз случилось знаменательное событие: Луи Блерио перелетел Ла-Манш. Поэтому Лилиан решила, что она тоже придумает и построит свой собственный аэроплан. Тем более, что ей в наследство от дядюшки как раз обломилась мастерская.
И дело закипело. Причем Лилиан поступала правильно и последовательно: сначала занялась воздушными змеями, потом – глайдер, потом дело дошло до глайдера-биплата. Все отчеты о строительстве подробно описываются в журнале «Полет». Строятся крылья, моторная рама, для обшивки крыльев используется ткань пропитанная фотоэмульсией, чтобы не промокала и не утяжеляла конструкцию. Руль для самолета Лилиан взяла с велосипеда.
Потом были испытания, сборка, испытания. Биплан рос и постепенно стал больше мастерской, потом его вообще перетащили в конюшню. А перед очередными испытаниями соседи вызвали полицию. Полиция посмотрела на объект недовольства и его создателя и присоединилась к испытаниям.
Так что первые испытания самолета «Mayfly» проводились с участием государства. Правда, госпожа конструктор пыталась назвать самолет по-другому: то ли «My Fly», то ли «May-fly». Но в истории ее творение осталось именно «Mayfly» (муха-однодневка).
Но глайдер неожиданно полетел и даже управлялся. Тогда стали определять, выдержит ли конструкция, если на нее поставить мотор. Для этого биплан держали четыре здоровых констебля и садовник, который помогал Лилиан. Все они ждали ветра, а тот налетел неожиданно, как это в Ирландии обычно бывает. В итоге выяснилось, что конструкция мотор потянет, так как при очередном порыве ветра глайдер поднялся в воздух, а с ним – констебли и садовник. Полисмены были людьми опытными и быстро спрыгнули, а садовник кое-как умудрился посадить конструкцию.
Теперь дело осталось за двигателем. Его Лилианн заказала в Англии в фирме «Авро», той, которая потом сделает «Ланкастеры». Правда, тут начались проблемы. Сначала при первых испытаниях мотора в Англии тот разнес на куски пропеллер. Потом сделали новый, с ним оказалось все в порядке и готовый двигатель отправили в Ирландию. По прибытию выяснилось, что поставить ее на самолет нельзя, так как топливный бак Лилиан не заказала, да и топлива нет. Вообще. Правда, не было бензина, но зато виски в Ирландии более чем достаточно. Бутыль виски, слуховой аппарат тетушки и испытания двигателя устроены. Как оказалось не зря. Вибрация была такой, что крепежные болты повылетали. Пришлось усиливать конструкцию строящегося чуда техники.
И в конце концов в сентябре 1910 Mayfly смог таки взлететь, причем управляла им сама госпожа конструктор, которая вообще не имела понятия о том, как надо управлять аэропланом. Она только несколько раз видела в качестве зрителя как на них летают. И, тем не менее, смогла не только взлететь, но и поманеврировать, а потом приземлиться.
Проект был успешно реализован. Но в коммерческом плане тема не зашла – заказов на свой самолет Лилиан Блэнд не получила. Поэтому потом она занялась автомобилями, потом вообще вышла замуж и перебралась в Канаду. Там умудрилась с нуля поднять огромное фермерское хозяйство и уже весьма пожилой дамой вернулась в Ирландию, где и дожила до 93 лет. Теперь ее портрет можно увидеть в аэропорту Шэннон.
А самое главное, предубеждение против женщин и техники так и сохранилось, несмотря на все труды Лилиан.
Взято: valerongrach.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]