Интересный пациент: портрет Альцгеймера
04.05.2018 272 0 0 med-history

Интересный пациент: портрет Альцгеймера

---
0
В закладки
Нет, в этой статье речь пойдет не о самом Алоисе Альцгеймере, о котором мы написали уже достаточно много, а о заболевании, названном в его честь – приговоре, который ежедневно слышат около 20 тысяч людей по всему миру и который в течение всего нескольких лет лишает человека памяти, эмоций, движения и жизни. Этот же приговор услышал в 1995 году и талантливый английский художник Уильям Утермолен. Превозмогая себя, он создал уникальный портрет болезни, показывающий то страшное, что происходило с его личностью в течение пяти лет – до того момента, пока портретист окончательно не потерял себя.

Интересный пациент: портрет Альцгеймера Portrait, Утермолен, жизни, Уильяма, Патрисия, болезни, который, Уильям, искусства, время, Утермолена, которая, также, когда, именно, работ, после, своих, Lancet, стала

Уильям Утермолен с женой. 2007

По жестокой иронии судьбы Уильям Утермолен стал известным именно тогда, когда из-за болезни уже окончательно потерял разум. В 2001 году в журнале The Lancet его лечащий врач Мартин Россор (Martin Rossor) вместе с ухаживающей за художником медсестрой Рон Айзекс (Ron Isaacs) и коллегой Себастианом Крутчем (Sebastian J Crutch) опубликовал статью, в которой описал анамнез его жизни, заболевания, а также с помощью серии его автопортретов, написанных с 1996 по 2000 годы, попытался проанализировать то, как менялось восприятие творцом себя, пространства, цвета, форм, размеров и других характеристик окружающего мира.

Эти работы стали наиболее знаковыми с точки зрения медицины, психологии и искусства, а также послужили той основой, на которой впоследствии разработали многие программы реабилитации пациентов с деменцией и принципы арт-терапии.

Наперекор моде

Судьбу Уильяма Утермолена до рокового заболевания нельзя было назвать какой-то примечательной. Он родился в США в 1933 году, учился в Пенсильванской академии искусств, после чего в 1957 году получил возможность уехать в одно из самых элитных учебных мест для деятелей прекрасного в Великобритании – оксфордскую Школу искусств Раскина (Ruskin School of Art). Там он провел год и вскоре осел в Лондоне, так и не захотев вернуться на родину.

В то время в мире искусства господствовал поп-арт, но Утермолен так и не вошел в пул «трендовых» художников, так как не желал следовать капризной моде и презирал абстракционизм, во всех свои работах стараясь соблюдать детальную точность рисунка. Это прекрасно видно в сериях работ «Cantos», на которую его вдохновил «Инферно» пера Данте; «Mummers» о новогоднем параде в Южной Филадельфии; «Vietnam», где основным источником образов становится Вьетнамская война, переплетенная с природными мотивами.

Интересный пациент: портрет Альцгеймера Portrait, Утермолен, жизни, Уильяма, Патрисия, болезни, который, Уильям, искусства, время, Утермолена, которая, также, когда, именно, работ, после, своих, Lancet, стала

Одна из работ вьетнамского цикла, 1972-1973

В 1962 году художник обрел свою постоянную музу – культуроведа и историка искусства Патрисию Редмонд. Как она вспоминала впоследствии, Уильям заинтересовал ее именно своим бесстрашным движением против общего течения в мире искусства, так как многие художники в то время отказывались от своих предпочтений в рисунке в пользу моды и востребованности публикой.

Тревожные сигналы

Именно Патрисия в конце 80-х — начале 90-х годов начала замечать странности, происходящие с ее мужем. Сначала они сводились к небольшой забывчивости, ошибкам в подсчетах домашнего бюджета, трудностям завязывать галстук и писать от руки. Она стала обращать внимание на то, что Уильям все чаще ходил в мастерскую напряженным, озабоченным, угрюмым, а приходя домой, замыкался в собственных мыслях и вяло реагировал на попытки с ним заговорить. На вопросы о том, как движется работа, он отвечал, что испытывает временный творческий застой.

В общем-то для творческой личности Уильяма немного апатичное и отрешенное состояние было нормой, поэтому миссис Утермолен долгое время не била тревогу, пока не произошел крайне странный казус, все-таки заставивший супругов обратиться к врачам.

В 1995 году дела Уильяма Утермолена налаживались: коллекционеры интересовались его серией, связанной с войной во Вьетнаме, несколько галерей предложили провести выставки его последнего цикла картин «Conversation Pieces» о личной жизни и быте художника. И чтобы уладить вопрос с будущей выставкой в Galerie Toft (1996), он отправился в Париж для встречи с агентом.

Интересный пациент: портрет Альцгеймера Portrait, Утермолен, жизни, Уильяма, Патрисия, болезни, который, Уильям, искусства, время, Утермолена, которая, также, когда, именно, работ, после, своих, Lancet, стала

Conversation, 1990 -1991. «Conversation Pieces»

Каждый раз, посещая этот город, он не мог отказать себе в удовольствии пройтись по Лувру, который он знал как свои пять пальцев. Однако, в тот день он так и не смог отыскать заветное здание, которое он раньше мог найти в закрытыми глазами.

Пообщавшись наспех с агентом, ужасно расстроенный Утермолен вернулся в Лондон и рассказал обо всем жене, после чего пара отправилась к врачу. Увы, проведя несколько тестов на функции лобных долей, эпизодическую память, познавательные способности, а также изучив МРТ снимки, врач озвучила диагноз «вероятная болезнь Альцгеймера» (probable Alzheimer’s disease, так как точный диагноз ставится только при патологоанатомическом вскрытии) и весьма неутешительный прогноз.

Думаем, не стоит говорить, каким шоком стала эта новость для 61-летнего художника, который не мыслил себя вне своего творчества.

Интересный пациент: портрет Альцгеймера Portrait, Утермолен, жизни, Уильяма, Патрисия, болезни, который, Уильям, искусства, время, Утермолена, которая, также, когда, именно, работ, после, своих, Lancet, стала

W.Utermohlen Self Portrait, 1967

Болезнь, поглощающая личность

Вернувшись домой, Утермолен пишет последнюю крупную и одну из самых знаменитых своих работ – «Blue Skies», в которой отражает свое состояние – состояние человека, чей мир больше никогда не будет прежним, обреченного падать в небытие и лишенного надежды на выздоровление. Он сидит за столом и с силой, которая просматривается в его позе, держится за край, сжимая второй рукой кружку.

Интересный пациент: портрет Альцгеймера Portrait, Утермолен, жизни, Уильяма, Патрисия, болезни, который, Уильям, искусства, время, Утермолена, которая, также, когда, именно, работ, после, своих, Lancet, стала

Blue Skies, 1995.

После этого в 1996 году его госпитализировали для обследования и лечения в Национальную клинику неврологии и нейрохирургии в Лондоне. Он настолько расстроен, что теряет всякий интерес к жизни и творчеству. Однако, медсестра, которую к нему приставили в качестве сиделки, убедила его снова взяться за кисти, так как его опыт в написании себя во время болезни может стать (и в итоге стал) беспрецедентным.

Уильям вернулся к работе. Он каждый год писал по нескольку своих портретов, и с каждым годом его восприятие искажалось. Он уходил от четкости к абстракции, сам того не желая.

Интересный пациент: портрет Альцгеймера Portrait, Утермолен, жизни, Уильяма, Патрисия, болезни, который, Уильям, искусства, время, Утермолена, которая, также, когда, именно, работ, после, своих, Lancet, стала

W.Utermohlen Self Portrait with Easel — Yellow and Greem, 1996

Интересный пациент: портрет Альцгеймера Portrait, Утермолен, жизни, Уильяма, Патрисия, болезни, который, Уильям, искусства, время, Утермолена, которая, также, когда, именно, работ, после, своих, Lancet, стала

W.Utermohlen Self Portrait — Yellow, 1997

Интересный пациент: портрет Альцгеймера Portrait, Утермолен, жизни, Уильяма, Патрисия, болезни, который, Уильям, искусства, время, Утермолена, которая, также, когда, именно, работ, после, своих, Lancet, стала

W.Utermohlen Self Portrait with saw, 1997

«Когда каждый небольшой автопортрет завершался, Уильям показывал его своей медсестре Рон Айзекс. Рон посещала студию и фотографировала каждую новую работу. Убежденность Рон в том, что усилия Уильяма помогают усиливать понимание глубоко психологических и травматических аспектов болезни, несомненно, побуждали Уильяма продолжать», — рассказывает в биографии Патрисия Утермолен.

Интересный пациент: портрет Альцгеймера Portrait, Утермолен, жизни, Уильяма, Патрисия, болезни, который, Уильям, искусства, время, Утермолена, которая, также, когда, именно, работ, после, своих, Lancet, стала

W.Utermohlen Self Portrait with easel, 1998

Интересный пациент: портрет Альцгеймера Portrait, Утермолен, жизни, Уильяма, Патрисия, болезни, который, Уильям, искусства, время, Утермолена, которая, также, когда, именно, работ, после, своих, Lancet, стала

W.Utermohlen Erased Self Portrait , 1999

Интересный пациент: портрет Альцгеймера Portrait, Утермолен, жизни, Уильяма, Патрисия, болезни, который, Уильям, искусства, время, Утермолена, которая, также, когда, именно, работ, после, своих, Lancet, стала

W.Utermohlen Self Portrait — Head I, 2000

Интересный пациент: портрет Альцгеймера Portrait, Утермолен, жизни, Уильяма, Патрисия, болезни, который, Уильям, искусства, время, Утермолена, которая, также, когда, именно, работ, после, своих, Lancet, стала

W.Utermohlen Self Portrait — Head with coffee stain, 2001

«Самое смешное, что в конце жизни он все же пришел к абстрактному экспрессионизму, — невесело усмехается Патрисия. – Он, всю жизнь противившийся этому, стремящийся к дюреровской точности рисунка, стал типичным абстракционистом. Хорошо, что сам Билл об этом уже не узнал».

Слава, которая уже ни к чему

Психотерапевты, которые анализировали последние автопортреты Уильяма Утермолена, видела в них признаки печали, гнева, бессилия, стыда и тревоги. Цветовая гамма говорит о напряжении и душевных страданиях, а уход от объема к плоскости свидетельствует о прогрессировании атрофии областей теменной коры, так как там находится условная «карта» тела и пространства.

Последний набросок с кофейной кляксой художник сделал в 2001 году, после чего больше не притрагивался ни к кистям, ни к карандашу. В том же году его перевезли в дом для престарелых, где он провел остаток своей жизни вплоть до смерти в 2007 году в возрасте 74 лет. Впрочем, Патрисия отмечает, что ее муж умер именно тогда, когда перестал рисовать.

После выхода знаковой статьи в журнале The Lancet в 2001 году личность Утермолена стала культовой: о нем написали многие крупнейшие СМИ мира, он стал поводом для научного интереса многих психологов и специалистов, занимающихся деменцией, им резко заинтересовались галереи, состоялось более двадцати сольных и групповых экспозиций его работ.

«Как странно – получить признание за те работы, которые писал больной, фактически утративший трудоспособность человек», — не раз сокрушалась Патрисия, которая с невероятной болью наблюдала за тем, как год от года болезнь забирала ее любимого мужа, который тем не менее упорно продолжал бороться с ней до последнего.

«Пример непрекращающихся усилий творить искусство – на той стадии болезни, когда основные навыки профессии уже утрачены – является свидетельством невероятной жизнеспособности человеческой тяги к созиданию», — отмечают врачи в статье из The Lancet.


уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]