Александр Зимовский: "Панихида по Мотовело"
---
...Вот и отпели белорусские медиасоловьи дорогому моему сердцу ММВЗ (Минскому мотоциклетно-велосипедному заводу «Мотовело»), отшептала ему китайская велосипедная втулка, отзвенела по конвейеру велосипедная цепь, привезённая откуда-то с берегов далёкой реки Меконг... Вот и всё!
Минский мотовелозавод обанкротился на семьдесят третьем году существования. Если считать банкротство смертью предприятия, то ММВЗ, по белорусским меркам, прожил вполне себе долгую жизнь.
Свой трудовой путь ММВЗ начал с выпуска классического гражданского велосипеда В-16.
Велосипед весил 17 килограммов, кроме ездока брал на багажник ещё 15 кило. Это делало В-16 надёжным спутником колхозника, рабочего, и трудового интеллигента, которые в Минске 1947 года, в общем-то, друг от друга ничем не отличались. На первой модели ведущая звёздочка выпускалась с аббревиатурой МВЗ.
В 1949 году газета «Советская Белоруссия» сообщала: «День Победы коллектив Минского велосипедного завода встречает новой производственной победой. Освоен выпуск первых цветных велосипедов. У новых машин – цветная рама, вилка, детали седла, хромированный обод. Уже выпущено более сотни таких машин».
К 1959 году ММВЗ выпускал новый велосипед каждые 40 секунд. Или 720 велосипедов в смену.
Запомните эту цифру!
ММВЗ был заводом полного цикла. Это значит, что в Минске всё делали сами. Из полученного от Госснаба СССР металла, стекла, резины и пр. на заводе варили рамы, клепали вилки, делали втулки, мотоциклетные моторы и коробки передач, электрику, фары, собирали велосипеды и мотоциклы, ещё какой-то мелкий ширпотреб (это уже на закате СССР) и товары народного потребления. Там даже свои литейные цеха были. Перед кончиной Союза на ММВЗ трудилось что-то около 5000 мотовелостроителей.
А потом лафа кончилась. БССР и так-то не была велосипедной республикой. А Республика Беларусь и подавно. ММВЗ начал хиреть. Да и Госснаб кончился. Надо было всё теперь закупать за валюту. И ещё была там одна фишка, о которой сейчас уже мало кто помнит. А я вам расскажу.
В 1999 году ММВЗ пошёл на акционирование. Это было модно тогда. И завод перешёл в собственность кому?
— Влюблённому джигиту, — скажете вы, и будете неправы. Не влюблённому джигиту, а кунакам влюблённого джигита. То есть трудовому коллективу. Рабочие ММВЗ, директорат и конторские все поголовно стали собственниками этого предприятия. Ну, и начали эффективно собственничать.
В итоге к 2005 году на заводе осталась, дай Бог, чтобы половина тружеников. И нахозяйствовали они на тот момент на 2 миллиарда сто пять миллионов рублей долгов по платежам в республиканский и местный бюджеты. И ещё примерно $4,5 миллиона за электроэнергию.
Откуда я всё это так хорошо знаю? Да потому что в то время я руководил «Столичным телевидением», ездил в Минскую мэрию на планёрки, а мои репортёры с этого ММВЗ не вылазили. Рассказывали о критической ситуации. Ситуация и вправду оказалась критическая. И вот сидим мы такие на планёрке в Мингорисполкоме, выходит на трибунку начальник минской милиции и говорит: «Только что ММВЗ начал забастовку. Сейчас они перекрыли Партизанский проспект. Разрешите отбыть?»
Ну, тут планёрка и закончилась. Мэр, Михаил Яковлевич Павлов, ныне покойный, свернул заседание и тоже полетел на Партизанский. А мы разъехались по своим конторам. Apropos, репортёров я понятное дело, туда, на Партизанский отправил, в ту заводскую проходную, из которой рабочий класс вышел права качать.
Надо вам сказать, что к тому времени на ММВЗ работали почти что одни женщины. А женщина-пролетарка, лишившаяся своих цепей, — это крайне опасно. Об этом ещё А.М.Горький нам поведал, в романе «Мать».
И вот, значит, начинаются классовые битвы в белорусской столице. А у нас избирательная кампания грядёт, месяц до начала выборов президента. Идеологи тогда сильно очканули. Пришлось в срочном порядке гасить волну. ММВЗ вернули в собственность государства, работягам выплатили долги по зарплате, и ещё заплатили немного вперёд. А долги завода держава взяла на себя.
Через два года, в 2007 году, объявился лох-инвестор. Нашли нужные ходы, подвели его к президенту, инвестор развёл турусы на колёсах, получил ММВЗ в собственность. Как обычно, инвестора потом посадили на то ли на 12, то ли на 11 годков, завод снова забрали в госсобственность. Вместе с трудовым коллективом общим числом в 300 душ. Ну, то есть, было 5000, осталось 300. Гоголь наш, Николай Васильевич, отдыхает где-то там.
Да, а потом, в эту пятницу, «Мотовело» обанкротилось. Такая инфа.
И вы не забыли, я же вас просил цифру там одну запомнить? (См. выше).
Теперь сравним её с другими цифрами. Есть такой тайваньский (Тайвань — провинция Китая) велосипедный гигант Giant, извините за тавтологию. Вот у него на одном из заводов собирают 5000 велосипедов за смену. Смена длится 9 ½ часов, с 8.00 до 17.30. Это «велики» в так называемой базовой комплектации, потому что вообще моделей у них туева хуча. И даже я когда-то ездил на велосипеде Giant, который купила моя дочка, и он ей после надоел. И вполне комфортно я себя ощущал.
Теперь я вам покажу статистику. В 2016 году в Беларусь завезли 132.000 велосипедов. В 2017 году — уже 246.000 велосипедов. То есть импорт за год удвоился, практически.
Так вот, тайваньские велосипедостроители закрывают потребность Беларуси в велосипедах за 50 дней. А ММВЗ ровно за год до банкротства (в апреле 2017 года) выпускал 2300 велосипедов в месяц (sic!) И на то, чтобы закрыть потребность белорусов в байсиклах, ММВЗ в его нынешнем состоянии требовалось около 10 лет. Так что завод-ветеран и гордость белорусской транспортной индустрии не вписался в рынок, как говорят нынешние белорусские реформаторы.
Впрочем, в Беларуси, особенно в деревенской глубинке, ценят предметы старины и охотно на них катаются. Так что мы ещё не раз встретим белорусского двухколёсного «Аиста» на просёлочных дорогах Родины.
Такой он был, Минский мотовелозавод.
Минский мотовелозавод обанкротился на семьдесят третьем году существования. Если считать банкротство смертью предприятия, то ММВЗ, по белорусским меркам, прожил вполне себе долгую жизнь.
Свой трудовой путь ММВЗ начал с выпуска классического гражданского велосипеда В-16.
Велосипед весил 17 килограммов, кроме ездока брал на багажник ещё 15 кило. Это делало В-16 надёжным спутником колхозника, рабочего, и трудового интеллигента, которые в Минске 1947 года, в общем-то, друг от друга ничем не отличались. На первой модели ведущая звёздочка выпускалась с аббревиатурой МВЗ.
В 1949 году газета «Советская Белоруссия» сообщала: «День Победы коллектив Минского велосипедного завода встречает новой производственной победой. Освоен выпуск первых цветных велосипедов. У новых машин – цветная рама, вилка, детали седла, хромированный обод. Уже выпущено более сотни таких машин».
К 1959 году ММВЗ выпускал новый велосипед каждые 40 секунд. Или 720 велосипедов в смену.
Запомните эту цифру!
ММВЗ был заводом полного цикла. Это значит, что в Минске всё делали сами. Из полученного от Госснаба СССР металла, стекла, резины и пр. на заводе варили рамы, клепали вилки, делали втулки, мотоциклетные моторы и коробки передач, электрику, фары, собирали велосипеды и мотоциклы, ещё какой-то мелкий ширпотреб (это уже на закате СССР) и товары народного потребления. Там даже свои литейные цеха были. Перед кончиной Союза на ММВЗ трудилось что-то около 5000 мотовелостроителей.
А потом лафа кончилась. БССР и так-то не была велосипедной республикой. А Республика Беларусь и подавно. ММВЗ начал хиреть. Да и Госснаб кончился. Надо было всё теперь закупать за валюту. И ещё была там одна фишка, о которой сейчас уже мало кто помнит. А я вам расскажу.
В 1999 году ММВЗ пошёл на акционирование. Это было модно тогда. И завод перешёл в собственность кому?
— Влюблённому джигиту, — скажете вы, и будете неправы. Не влюблённому джигиту, а кунакам влюблённого джигита. То есть трудовому коллективу. Рабочие ММВЗ, директорат и конторские все поголовно стали собственниками этого предприятия. Ну, и начали эффективно собственничать.
В итоге к 2005 году на заводе осталась, дай Бог, чтобы половина тружеников. И нахозяйствовали они на тот момент на 2 миллиарда сто пять миллионов рублей долгов по платежам в республиканский и местный бюджеты. И ещё примерно $4,5 миллиона за электроэнергию.
Откуда я всё это так хорошо знаю? Да потому что в то время я руководил «Столичным телевидением», ездил в Минскую мэрию на планёрки, а мои репортёры с этого ММВЗ не вылазили. Рассказывали о критической ситуации. Ситуация и вправду оказалась критическая. И вот сидим мы такие на планёрке в Мингорисполкоме, выходит на трибунку начальник минской милиции и говорит: «Только что ММВЗ начал забастовку. Сейчас они перекрыли Партизанский проспект. Разрешите отбыть?»
Ну, тут планёрка и закончилась. Мэр, Михаил Яковлевич Павлов, ныне покойный, свернул заседание и тоже полетел на Партизанский. А мы разъехались по своим конторам. Apropos, репортёров я понятное дело, туда, на Партизанский отправил, в ту заводскую проходную, из которой рабочий класс вышел права качать.
Надо вам сказать, что к тому времени на ММВЗ работали почти что одни женщины. А женщина-пролетарка, лишившаяся своих цепей, — это крайне опасно. Об этом ещё А.М.Горький нам поведал, в романе «Мать».
И вот, значит, начинаются классовые битвы в белорусской столице. А у нас избирательная кампания грядёт, месяц до начала выборов президента. Идеологи тогда сильно очканули. Пришлось в срочном порядке гасить волну. ММВЗ вернули в собственность государства, работягам выплатили долги по зарплате, и ещё заплатили немного вперёд. А долги завода держава взяла на себя.
Через два года, в 2007 году, объявился лох-инвестор. Нашли нужные ходы, подвели его к президенту, инвестор развёл турусы на колёсах, получил ММВЗ в собственность. Как обычно, инвестора потом посадили на то ли на 12, то ли на 11 годков, завод снова забрали в госсобственность. Вместе с трудовым коллективом общим числом в 300 душ. Ну, то есть, было 5000, осталось 300. Гоголь наш, Николай Васильевич, отдыхает где-то там.
Да, а потом, в эту пятницу, «Мотовело» обанкротилось. Такая инфа.
И вы не забыли, я же вас просил цифру там одну запомнить? (См. выше).
Теперь сравним её с другими цифрами. Есть такой тайваньский (Тайвань — провинция Китая) велосипедный гигант Giant, извините за тавтологию. Вот у него на одном из заводов собирают 5000 велосипедов за смену. Смена длится 9 ½ часов, с 8.00 до 17.30. Это «велики» в так называемой базовой комплектации, потому что вообще моделей у них туева хуча. И даже я когда-то ездил на велосипеде Giant, который купила моя дочка, и он ей после надоел. И вполне комфортно я себя ощущал.
Теперь я вам покажу статистику. В 2016 году в Беларусь завезли 132.000 велосипедов. В 2017 году — уже 246.000 велосипедов. То есть импорт за год удвоился, практически.
Так вот, тайваньские велосипедостроители закрывают потребность Беларуси в велосипедах за 50 дней. А ММВЗ ровно за год до банкротства (в апреле 2017 года) выпускал 2300 велосипедов в месяц (sic!) И на то, чтобы закрыть потребность белорусов в байсиклах, ММВЗ в его нынешнем состоянии требовалось около 10 лет. Так что завод-ветеран и гордость белорусской транспортной индустрии не вписался в рынок, как говорят нынешние белорусские реформаторы.
Впрочем, в Беларуси, особенно в деревенской глубинке, ценят предметы старины и охотно на них катаются. Так что мы ещё не раз встретим белорусского двухколёсного «Аиста» на просёлочных дорогах Родины.
Такой он был, Минский мотовелозавод.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]