Токмаков переулок. Часть 1.
---
Токмаков переулок. Часть 1.
Переулок расположен между улицами Старой Басманной и Казакова, свое название получил по фамилии домовладельца в начале XVIII века и с тех пор его не менял.
Дом №130с2. На углу Токмакова переулка и Старой Басманной стоит т.н. "дом художника Рокотова Ф.С.".
В биографии Рокотова много неясного, она сплетена из множества гипотез и загадок, правда в последние годы было сделано ряд открытий, понемногу приоткрывающих факты его биографии.Федор Степанович Рокотов (1735? - 1808 гг.) - русский художник, портретист, представитель стиля рококо. Он родился в селе Воронцово (теперь входит в нынешнюю территорию Москвы) в семье крепостных князя П.И. Репнина, но по некоторым данным был его незаконнорожденным сыном, зачисленным в крестьянскую семью. Такой версии придерживается известный историк, искусствовед и москвовед Нина Молева. К 1750-м годам его портреты были уже известны в Москве, хотя ни об учителях художника, ни о раннем периоде его творчества, впрочем как и о позднем, сведений нет.
Историк Елена Лебедева пишет: "Предполагают, что в юности он учился у иконописцев, а затем в мастерской Ивана Аргунова, крепостного Шереметевых"???
Влиятельный царедворец и меценат, поборник русской художественной школы И.И.Шувалов, заметил молодого живописца и увез его в Петербург, где тот поступил в Академию художеств. Вскоре по просьбе Ломоносова ему было поручено скопировать с мозаики портрет императрицы Елизаветы Петровны для Московского университета. Свой первый заказ Рокотов исполнил столь успешно, что его заметили при дворе и поручили написать парадные портреты Петра III и малолетнего наследника Павла Петровича. В апреле 1762 г. император дал Рокотову сеанс, и готовый портрет был подарен ему незадолго до смерти: художник удостоился за него звания адъюнкта живописи и права присутствия за обедом его императорского величества.
После дворцового переворота летом 1762 года последовал заказ на тронный портрет Екатерины II, она тоже позировала ему, едва ли не единственному из художников, удостоившихся подобной чести. Рокотов изобразил императрицу как олицетворение просвещенной монархии. Императрица была столь очарована этим портретом, что повелела остальные свои парадные изображения и особенно лицо писать по оригиналу Рокотова. Современники про него говорили, что он писал, "проникая во внутренность души".
В 1765 году 29-летний художник был удостоен звания академика живописи, однако он не прельстился заказами двора и переехал в Москву. Здесь начинается наиболее значительный период его творчества, в работах появляется та чудесная серебристость красок, за которой закрепилось название "рокотовской".
Несмотря на известность художника, о его московской жизни известно также немного. У современных исследователей и москвоведов появляются расхождения не только в датах, но и где и когда он жил в Москве, где именно находилась его мастерская, а т.к. я стараюсь в своих блогах быть предельно точной, воспроизведу разные версии.
По исповедным росписям Никитского храма установлено, что Рокотов, после возвращения из Петербурга, сначала снимал, а затем стал покупать участки в этой части Москвы, сначала он приобрел первый участок в районе Горохового поля, но он его чем-то не устроил, и вот в 1785 г. он покупает уже этот участок, принадлежавший генерал-майору А. Н. Сухотину, и строит на нем шесть построек.
Нина Молева пишет "В их число входили: располагавшийся на самом углу участка фасадами на Старую Басманную и Токмаков переулок двухэтажный каменный дом, обращенный на Старую Басманную большой жилой деревянный флигель размером в плане в 224 кв. метра, вытянутые вдоль переулка конюшня, сарай и расположенные на дворе две хозяйственные постройки... В 1786 г. строительство было полностью закончено. Но в 1793 году, прожив в новом своем дворе неполных семь лет, Рокотов продает его. Владелицей домовладения на углу Токмакова переулка становится Шереметева. Из этих зданий до последнего времени сохранялись каменный дом и жилой флигель, надстроенный вторым этажом и превратившийся в нижней части из деревянного в каменный, но сохранивший те же размеры".
Вот фото второго дома, о котором пишет Н.Молева. Фотограф Стриженов М.Б. Дом слева снесен.
Романюк пишет наоборот, что главный дом усадьбы был деревянным и его сломали еще в 1836 г., и полковником В. Ф. Святловским построен другой, который также не дожил до нашего времени.
А единственное дошедшее до нас каменное здание - впервые показано на плане 1803 г. - тогда оно было одноэтажным, а в 1834 г. оно значится уже двухэтажным, но построено ли оно еще при Рокотове, или уже позднее, когда художник продал участок в 1789 г. жене лейб-гвардии капитана Федора Шереметева Марье Петровне - неизвестно. Нет точных сведений и о том, была ли у него мастерская здесь или нет.
Вид дома со двора.
Однако, Е.Лебедева пишет: "Полагают, что отсюда, с Басманной, он уехал в свое последнее пристанище на Воронцовской улице близ Таганки. В Москве у вольного художника по-прежнему не было отбоя от знатных заказчиков: в мастерской на Старой Басманной находились одновременно около 50 портретов, где Рокотов рисовал только головы и лица, а помощники - все остальное.
В начале 1790-х годов Рокотов стал терять зрение, его звезда медленно закатилась". Здесь также мнения не однозначны. Одни исследователи считают, что после продажи участка он отправился снова в Петербург, другие с этим несогласны.
Несколько десятилетий назад в Московском областном архиве разыскали метрическую запись о смерти Рокотова, в ней значилось, что он скончался 12 декабря 1808 года в возрасте 76 лет от роду и был похоронен в Новоспасском монастыре около башни. Могила его утеряна. Тогда получается, что он родился не 1735 г, а в 1732 г. Раскрыты одни тайны Рокотова, другие еще ждут своего исследователя.
Далее, как уже было сказано выше, участок перешел к Шереметевой Марии Петровне.
В начале XX века участком владел Соколов Василий Иванович - потомственный почетный гражданин.
Где-то примерно после 1908 года этот участок перешел во владение Шиллера Адольфа Фридриховича. По старым справочникам нашла, что А.Ф. был связан с Русско-Китайским банком, то ли был акционером банка, то ли учредитетелем, не ясно.
Дом № 130с3? (уничтожен) - построен был в стиле модерн, в центральном фронтоне виднеется крест (может кто знает, зачем и почему?). Сделаю предположение, что дом этот принадлежал Шиллеру, в нем он жил сам, а рядом построил доходный дом, доживший до наших дней.
Фотограф Стриженов М.Б.
Дом №130с5 - доходный дом-крепость, построен ориентировочно в 1912 г. (где-то мне попадался, именно, этот год постройки), выполнен также в стиле модерн.
На этаже две квартиры. Имеется черный ход. Два дымохода, которые жильцы используют под камины. Су с окнами. Большие кухни.
Еще его называют "дом с приведениями", но разговаривая с жильцами дома, я этой легенде подтверждений не нашла.
Заглянем в подъезд.
Участок современного дома №228. Раньше, до 1950-х годов XX века, на другом углу Старой Басманной и Токмакова переулка стоял деревянный одноэтажный домик, углы которого были обработаны дощатым рустом, с четырьмя сдвоенными колоннами перед ним. Дом этот в 1810 г. приобрела Пушкина Анна Львовна - тетка Пушкина А.С., известная в литературных кругах Москвы и пользовавшаяся искренним уважением у всех знавших ее людей. Современники отмечали ее незаурядный ум и душевные качества; искали ее общества и ценили ее внимание. Анна Львовна никогда не была замужем и не имела семьи, хотя в конце 1790-х гг. считалась невестой И. И. Дмитриева, который просил ее руки, но получил отказ. Впрочем, это не расстроило их отношений, они остались друзьями.
После ее смерти в 1824 г., по ее завещанию, дом перешел к ее брату, поэту Василию Львовичу Пушкину.
В этом доме он живет со своей гражданской женой - молодой московской купчихой Анной Николаевной Ворожейкиной. После его развода с первой женой в 1806 г. на него было наложено церковное покаяние и наказание: лишение возможности вступить в церковный брак. Анна Николаевна подарила В.Л. двоих детей – дочь Маргариту и сына Льва, на нее он записал и этот дом.
Здесь у него в гостях бывал А.С.Пушкин, возвратившийся из Михайловской ссылки в 1826 г. Распространенное мнение, что А.С. бывал в доме дяди №36 на Ст. Басманной (там сейчас музей), оспаривает Романюк, т.к. к 1826 г. дядя поэта уже жил здесь.
Василий Львович в последние годы страдал подагрою и, как было написано в метрической ведомости, скончался от нее в этом доме в 1830 году.
Здание снесено в 1947 г. Фото дома не сохранилось.
С конца XIX века участок этот принадлежит купцу 1-й гильдии Павлу Васильевичу Федотову и его братьям Антону и Константину, последний владел этим участком вплоть до революции 1917 года. Братья имели неподалеку, на Доброслободской улице, Шерстоцкацкую фабрику и торговали под фирмою "З.А.Федотова и К".
На фото 1960-х гг. справа виднеются два дома, стоящие на участке купцов Федотовых.
Дом №4 - принадлежал купцам и домовладельцам Струковым Николаю, Сергею (п.гр.) и Люб. Николаевне (учительнице 4-й женской рукод. школы), торговавшим мануфактурными товарами.
Интересно, что по спискам жильцов дома за 1926 г. в одной из квартир числится Струков, вряд ли это простое совпадение, скорее всего одному из потомков после уплотнения досталась комната в доме его предков.
Дом №3-5 - на месте этого современного дома, ранее находился участок купцов 1-й гильдии Юдиных, совладельцев Торгового дома "Братья А.С и М.С. Юдины". Они торговали офицерскими вещами на Никольской ул. в д. Чижовых, здесь же, при доме в Токмаковском пер. находилась их фабрика. Род Юдиных достаточно многочислен. О Пелагее Михайловне Юдиной, видимо, жене одного из братьев, упоминает в своих воспоминаниях Варенцов Н.А., он пишет - "что у нее две сестры, отличающиеся большими странностями, и они не избежали болезни рода Мазуриных, да и сама мадам Юдина, с громадными способностями, кончившая блестяще гимназию, подававшая большие надежды в молодости, своим образом жизни, разными странными делами, с преобладанием непонятной алчности, заставляет думать, что и она в достаточной мере награждена мазуринским наследством".
Юдина Пелагея Михайловна, урожд. Чернышева (1882–1942), потомственная дворянка, после 1917 г. работала зубным врачом. Репрессирована, погибла в лагере.
Дом №7 - на этом участке владельцы неоднократно менялись, на момент постройки здания в 1911 году, владелицей, вероятнее всего, была Суслова Маргарита Владимировна, торговавшая аптекарским товаром. Затем, перед революцией, участок вместе с постройками перешел к некой Беляевой Елизавете Федоровне.
Дом построен в стиле модерн, архитектор Воскресенский С.Ф. (1862-1933) – мастер модерна и неоклассики. Брат Ф. Ф. Воскресенского. Окончил МУЖВЗ с правом производства работ по гражданско-строительной и дорожной части. Как и его брат выполнил ряд безвозмездных проектов для благотворительных обществ. С началом XX века был очень востребован частными заказчиками - застройщиками доходных домов.
Дом №8. В современном здании находится музыкальная школа им. Прокофьева С.С., перед ней установлен памятник композитору, скульптор Думанян В.Х.
Продолжение. Часть 2.
Другие достопримечательности. Оглавление.
Использованы материалы: http://www.redov.ru/kulturologija/tainy_fedora_rokotova/p4.php; http://www.nearyou.ru/rokotov/0rokotov.html; http://www.oldmos.ru; http://www.pravoslavie.ru/put/4475.htm; http://testan.rusgor.ru/moscow/book/sela/mosslob15_5.html; http://prorossiu.ru/?page_id=1323; и другие.
Метки: Басманный, Бауманская, Воскресенские, Прогулки по Москве, Пушкин, Пушкины, Рокотов, Токмаков, Федотовы, Шиллер, архитектура, город, достопримечательности, доходный дом, модерн, памятник, портрет
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]