Невероятные эффекты и монстры неснятого фильма про Халка (1998г.)
Компьютерные технологии открыли новую главу в развитии киноиндустрии, а для комиксов их роль оказалась и вовсе колоссальной. Тонны томов рисованных историй десятилетиями пылились на полках фанатов, и лишь с достижением достаточного, а не фрагментарного – как в «Терминаторе 2» или «Парке Юрского периода» – уровня развития, толпы супергероев хлынули на широкие экраны.
Безусловно, сегодняшним лидером на этом рынке является Marvel, чья объединённая киновселенная отметила в начале года своё 10-летие. Своеобразным венцом первой декады стал фильм «Мстители: Война бесконечности», выходящий на наши экраны уже сегодня.
Этот фильм – не просто один из самых долгожданных лент года, но прежде всего довольно амбициозное, масштабное кинополотно, объединившее в трёх часах хронометража десятки персонажей. Фильмы такого размаха – это не только вызов сценаристам и постановщикам (перед которыми стоит задача внятно подать историю с таким большим числом действующих лиц), но и мастерам спецэффектов, которым нужно едва ли не с нуля создавать целые куски фильма, например, батальные сцены или разрушение городов или даже миров.
Но ещё каких-то 20 лет назад всё было совсем иначе.
"Jurassic Park" -- пример умелого осчетания анимации и аниматроники
На дворе – ’90-ые. Компьютерная анимация уже вовсю применяется в киноиндустрии, но пока это ещё очень аккуратные шаги. Технических мощностей и мастерства художников едва хватает на то, чтобы создать пару сцен с одним-двумя персонажами, вроде жидкометаллического робота из будущего или хищного динозавра из прошлого. О том, чтобы сделать полностью сгенерированного на компьютере главного героя, не шло и речи.
Именно поэтому создатели первого сольного полнометражного фильма о Халке собрали не компьютерщиков, а команду из мастеров аниматроники и практических эффектов, о плодах трудов которых и пойдёт речь.
Стив Джонсон на съёмках х/ф "Охотники за привидениями"
Как вы уже поняли, перед командой стояла задача сделать полноразмерного аниматронного Халка, а так же специальный костюм, в который облачался бы главный герой. Возглавил эту команду Стив Джонсон, за плечами которого была работа над фильмами «Американский оборотень в Лондоне», «Кошмар на ул.Вязов: Повелитель сна», «Большой переполох в Маленьком Китае», «Ночь страха» и «Бездна» Джеймса Кэмерона.
Именно Джонсон в середине ’90-ых руководил созданием практических эффектов для фильма Тима Бёртона «Супермен жив», в которой роль Человека из стали должен был исполнить Николас Кейдж.
Николас Кейдж и Тим Бёртон на примерке костюма Супермена
«Супермен» несколько лет пробыл в стадии пре-продакшена, но после ухода Бёртона на съёмки «Сонной лощины» проект окончательно заморозили. Джонсон оказался свободен, и его быстро подобрала студия Universal, решившая экранизировать историю Доктора Бэннера и его зелёного alter ego – Халка.
Гейл Энн Хёрд и Джим Кэмерон. Промо-фото к х/ф "Чужие"
Продюсированием ленты занимался Ави Арад – основатель и тогдашний управляющий Marvel Studios, а помогала ему, ни много ни мало, Гейл Энн Хёрд – компаньон и бывшая супруга Джеймса Кэмерона, с которым она выпустила «Чужих» и «Бездну».
Режиссёром сольного фильма о Халке был назначен сценарист Джонатан Хенсли, для которого картина стала бы дебютной. Ранее Хенсли не занимался режиссурой, а только писал сценарии: «Джуманджи» и третий «Крепкий орешек» – его работы.
Джонатан Хенсли и Томас Джейн на съёмках х/ф "Каратель"
Этот опыт весьма пригодился, и Хенсли лично занимался редактированием черновой версии сценария, которую ему предстояло перенести на широкий экран. Детали сюжета мне неизвестны, но в общих чертах история о докторе Брюсе Бэннере выглядела так.
Концепт-арт насекомого...
...и его полноразмерное воплощение
Доктор Бэннер проводит эксперименты, в ходе которых подвергает ДНК насекомых гамма-облучению. Далее это изменённое ДНК вживляется трём заключённым. Опыт выходит из-под контроля, заключённые мутируют и превращаются в громадных чудовищ. Облучается и сам Бэннер: его alter ego – зелёному великану Халку – и предстоит с ними сразиться.
Образцы грима мутантов
Помимо мутантов-насекомых, в сценарии вскользь упоминались и другие странные создания. Например, в фильме мог быть эпизод с подвалом под лабораторией, где учёные содержали все свои неудачные экземпляры, и всё это напоминало «Остров доктора Моро».
Концепт-арт 30-футового (9м.) Халка
Но, пожалуй, настоящей изюминкой мог стать Супер-Халк: антагонист фильма, злобная версия главного героя. По задумкам создателей фильма, его высота должна была достичь 9 метров – в три раза выше Халка стандартных размеров. Команда уже приступила к его сборке, но неожиданно все работы было решено прекратить. Боссы из Universal подсчитали уже совершённые и ещё только предстоящие расходы, и пришли к выводу, что лента будет стоить порядка $100млн.
Стив Джонсон в мастерской спецэффектов
Не желая ничего урезать, проект попросту бросили на полпути. По воспоминаниям Джонсона, изложенным в его автобиографической книге «Резиновая голова: секс, наркотики и спецэффекты», самое трудное для него было не потерять работу, а выйти к полусотне мастеров, трудившихся над фильмом, и сказать, что все могут отправляться по домам.
Аниматронный Халк
Руки...
...и ноги
Халк и его механическая начинка
Тот фильм так и не был снят, и через несколько лет проект реанимировали уже с полностью обновлённой командой, включая самого Халка, который на этот раз был полностью нарисованным. Ну а все те механические чудеса, собранные командой Джонсона, возможно и по сей день пылятся где-то среди реквизита, а единственным напоминанием о проделанной фантастической работе инженеров, художников и техников остаются коротенькие ролики, снятые на видеокамеру в мастерских, где когда-то происходило рукотворное волшебство.
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
1. История создания фильма "Люди в чёрном"
2. Неснятое кино: "Человек-паук" '80-ых и '90-ых
3. История научной фантастики: Джекмс Кэмерон
4. "Контра": интересные факты о легендарной видеоигре
5. История научной фантастики: Арнольд Шварценеггер
6. "Первому игроку приготовиться": разбор отсылок 8-битной экранизации
7. Статьи о создании других фильмов