Ярославль. Изразцовая память Коровницкой слободы. Церковь Иоанна Златоуста, 1649-1680-е гг.
---
Бродя по улочкам старой части Ярославля и его бесконечным набережным, ...
...рано или поздно окажешься на Стрелке – мысу, у которого встречаются реки Которосль (в некоторых первоисточниках и картах название прописано иначе – Которость или Которостль, мы это увидим) и Волга.
В IX-X веках здесь существовало языческое “селище, рекомое Медвежий угол”, “жестоцы” обитатели которого ”наноси гибель судом, шествовавшим с товары по Волге” - грабили и ”предаваху запалению огненну” купеческие ладьи. Узнав о таком безобразии, в один прекрасный день сюда, чтобы наказать разбойников, пожаловал ростовский князь Ярослав Владимирович “с сильною и великою ратью”, и “победи врагов на месте, и поучи людей оных, како жити и обиды не твори никому же”.
Разумеется, как и повсеместно на Ростовских землях, спустя некоторое время большинство иноверцев-язычников было в добровольно-принудительном порядке обращено в христианство – причем, что интересно, первым христианским храмом, мудро заложенным Ярославом Мудрым на берегу Волги, стал храм Ильи Пророка (христианского покровителя дождя, грома и молнии) – двойником которого в язычестве считается Перун-громовержец. Своего рода примирительный символ скрещивания двух религий.
Принято считать, что закладка храма случилась 2 августа 1010 года, в Ильин День – с этой даты идет отсчет возраста города Ярославля.
Храм в этом историческом месте на набережной стоит и поныне, неподалеку от Волжской Башни и теннисного корта – это потерявшая за годы Советский власти свой исторический облик Ильинско-Тихоновская церковь (1832), многократно перестроенная со времен князя Ярослава.
В 200 метрах от неё – многострадальный Успенский кафедральный собор, версия 2010 – сооружение, совершенно не похожее на оригинал, снесенный в 1937 году.
К югу от собора – та самая Стрелка, знаменитый ярославский волжский мыс, низина которого приятно облагорожена ландшафтными дизайнерами к тысячелетнему юбилею города.
Пересекая взглядом раскинувшуюся просторную площадь, на противоположном берегу Которосли замечаешь живописные силуэты двух старинных церквей с колокольней, ...
...выгодно отличающиеся первозданным кирпично-красным оттенком от выбеленных юбилейных храмов образцово-туристической части Ярославля.
Ага. Вот это действительно интересно. Начинаем разбираться и добираться J.
Комплекс церквей Иоанна Златоуста (она ближе к зрителю), Иконы Владимирской Божией Матери (что позади) и колокольни расположен в местности, в старину относящейся к Коровницкой слободе. (След. кадр - дореволюционная открытка)
Откуда взялось это название – внятно не ответит ни один историк-краевед, ибо не нашлось ни одного упоминания о какой-либо значительной роли коров в жизни обитателей слободы. Зато запоминается легко)
Население промышляло рыбной ловлей (по переписи 1717 года в Коровниках ”прописаны” почти все ”ярославские рыбные ловцы”) и занималось производством кирпича, изразцов и гончарной продукции (кирпичные и гончарные заводы были построены на берегу рядом с глиняными карьерами). Вот эта вторая специализация прославила Коровники далеко за пределами Ярославля, ибо знаменитые ярославские, сказочной красоты, изразцы родом именно из этих мест. (След. кадр - изразцы церкви Николы Мокрого, Ярославль)
Появление кирпичных заводов обусловлено чередой опустошительных пожаров, накрывших город в XVII веке, после чего было издано предписание о первоочередном строительстве именно каменных гражданских и религиозных зданий. А появление в зодчестве второй половины XVII века тенденций к украшательству, живописности деталей, повсеместному распространению жизнерадостных, ярких мотивов русского узорочья требовало многоцветного воплощения их в архитектуре – этим воплощением стали легендарные ярославские изразцы. (След. два кадра - декор Предтеченской церкви, г. Углич, Ярославская область)
Доподлинно неизвестно, кому первому в голову пришло прикрепить к стене расписной глиняный черепок. Но идея, пришедшая из европейских стран, быстро и широко прижилась на Руси, превратившись в непременный атрибут декора в ярославско-ростовском зодчестве допетровской поры.(След. кадр - декор Предтеченской церкви, г. Углич, Ярославская область)
Пестрые, переливающиеся квадратики можно увидеть на стенах, крыльцах, столбах, наличниках, барабанах, кокошниках многих храмов, построенных в те годы. (След. кадр - крыльцо церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль)
Митрополит Иона Сысоевич (1607-1690 гг), величайший “храмоздатель и украшатель” Ростовских и Ярославских земель, всю свою жизнь стремился к максимальному благолепию поставленных по его благословению храмов, можно сказать, ”продвигая в массы идею широкого использования изразцов”, к радости и восхищению прихожан. (След. кадр - крыльцо Введенского храма Толгского монастыря, Ярославль)
Наибольшее распространение при оформлении фасадов получили две разновидности изразцов – монохромные зеленые муравленые и яркие полихромные эмалированные ценинные. (След. кадр - крыльцо Благовещенской церкви Борисоглебского монастыря, Ярославская обл.)
И те, и другие составляют группу ”поливных изразцов” – т.е. глазурованных, с гладкой, блестящей поверхностью. (След. кадр - декор городской больницы г. Ростов Великий, Ярославская обл.)
Кроме них, существуют, к примеру, терракотовые и светлоглиняные изразцы без ”поливы”, обожженная поверхность которых остаётся шероховатой.
Муравленные изразцы покрывались стекловидной прозрачной глазурью, в состав которой входил свинец, при обжиге придававший изделиям зеленый цвет (цвет ”травы-муравы”). (След. кадр - крыльцо Благовещенской церкви Борисоглебского монастыря, Ярославская обл.)
Название ценинных изразцов произошло от немецкого слова “Zinn” – ”олово”, окислы которого входили в состав непрозрачной цветной эмали, наносимой на поверхность изразца. (След. кадр - декор Никольской надвратной церкви Авраамиева монастыря, г. Ростов Великий, Ярославская обл.)
Изначально на Руси изготовлялись муравленые, красно- и светло-глиняные изразцы. (След. кадр - декор крыльца Благовещенской церкви Борисоглебского монастыря, Ярославская обл.)
Технологию производства ценинных изразцов в Россию завезли белорусские мастера-керамисты, в 1654 году приглашенные патриархом Никоном для работы в Валдайском Иверском монастыре. (След. кадр - декор городской больницы г. Ростов Великий, Ярославская обл.)
Их навыки украли вскоре переняли москвичи, спустя четыре года наладив первое отечественное производство полихромных изразцов в мастерских Ново-Иерусалимского монастыря, а затем и в московской Гончарной слободе, после чего мода на глазурованную цветную фасадную керамику распространилась по городам и весям Руси. (След. кадр - декор Никольской надвратной церкви Авраамиева монастыря, г. Ростов Великий, Ярославская обл.)
(След. кадр - декор гостиницы для паломников Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, г. Ростов Великий, Ярославская обл.)
(След. кадр - декор городской больницы г. Ростов Великий, Ярославская обл.)
Гончарные заводы, на которых производились Ярославские изразцы, располагались в прибрежной части Коровницкой слободы.
На плане Ярославля 1799 года они помечены красным эллипсом, а зеленым треугольником отмечено местоположение церквей Иоанна Златоуста и Иконы Владимирской Богоматери, расположившихся совсем рядом с заводами.
На гравюре Алексея Ростовцева “Вид города Ярославля в 1731 году” Златоустовская церковь с колокольней помещена в красный пятиугольник. Церковь Иоанна Златоуста поставлена в качестве ”летней”, а Владимирская – ”теплая” -- использовалась для служб в холодное время года.
Златоустовский храм на берегу Волги строился с 1649 по 1654 годы на средства жителей Коровницкой слободы, посадских людей Ивана и Федора Федоровича Неждановских (после смерти погребенных в южной части галереи созданного ими храма).
В силу удаленности от кварталов городской застройки, храм стал одним из немногих, уцелевших в “великом” пожаре 10 июня 1658 года, когда выгорела практически полностью часть Ярославля, лежащая на противоположном берегу Которосли, включая 29 церквей и 3 монастыря – в том аду из Спасо-Преображенского монастыря, оказавшегося рядом с эпицентром возгорания, сюда были спешно эвакуированы мощи благоверных князей Федора, Давида и Константина.
Не самое удачное местоположение, с точки зрения скорости и удобства досягаемости, к тому же, в районе с весьма небогатым населением, спасло древнюю церковь от перестроек, поновлений и новоделов. Стены церкви неоштукатурены, что позволяет рассмотреть древнюю кирпичную кладку. Правда, в 1887 году, в преддверии Седьмого Археологического съезда, проводимого в Ярославле, церковный староста, движимый эстетическим порывом, побелил-таки и церковь, и колокольню, “разделав её шатер синими разводами”. При последующих реставрациях это безобразие устранили.
На продольном разрезе хорошо заметна архитектурная особенность церкви – её восточная стена стоит на алтарных сводах, на чертеже она будто висит в воздухе. Высота барабанов вместе с главами (без крестов) превышает высоту четверика. В плане четырехстолпный, пятиглавый Златоустовский храм представляет собой квадрат, окруженный со всех, кроме восточной, сторон галереей.
Согласно изначальному (скорректированному в 1680-х годах) проекту, галерея была открытой, арки её опирались на бочонкообразные столбы. К северной и южной апсидам примыкают два шатровых придела (южный – во имя св. Ольги, северный – во имя св. Иоанна Предтечи), нижние части которых имеют распространенную форму ”восьмерика на четверике”.
В итоге все пять апсид в плане образуют своего рода полукруг.
Три входа в храм оформлены в виде крылец, пристроенных в 1680-х годах, тогда же были заложены арки галереи, превращенные в оконные проёмы, а церковь получила роскошный изразцовый декор – став “логотипом слободы”, фирменным Коровницким брендом храмом.
Первоначальный проект предусматривал довольно скромное декоративное убранство – кирпичные цоколь, карниз, лопатки, плоские наличники окон фасада, гранёные полуколонки в местах сочленения апсид. В приделах – оригинальные наличники окон, оформленные кокошниками основания шатров и переходы от четверика к восьмерику.
Относительная лаконичность декора вполне компенсировалась пышной аркадой галереи. Но широкая душа жителей слободы требовала большего, тем паче что храм-то стоял не абы где, а в самом что ни на есть центре изразцового царства. В грязь лицом ударить было нельзя. И не ударили.
В 1680-х годах, на волне всеобщего ”украшательства”, к трем сторонам церкви пристроили сказочные крылечки с остроугольными двускатными кровлями, арки с резными ”гирьками” которых опираются на восьмигранные столбы, а расписанные фресками фронтоны оторочены изразцовой каймою.
Аркаду галереи подкорректировали, превратив пролёты в ряд окон, при этом бережно сохранили формы первоначальных арочных полукружий и бочковидных столбов с перехватами.
Угловые западные лопатки четверика дополнились композицией из пяти полуколонок с белокаменными капителями и нарядными изразцовыми вставками.
А главное, на окне центральной апсиды появилось колоссальное изразцовое чудо - невиданных размеров расписной оконный наличник.
Высота его – 8 метров, ширина – 5 метров.
В Ярославле подобными наличниками украшены также апсиды церкви Николы Мокрого (на следующем фото) – два храма, похоже, строились и украшались одними и теми же мастерами.
Не стоит их сравнивать, оценивать и придирчиво выбирать лучший – когда речь идет о красоте, конкуренция бессмысленна, ибо красоты много не бывает. Тем более что двум этим, внешне схожим, храмам была уготована совершенно разная судьба – храм Николы Мокрого, увы, серьезно пострадал при артобстрелах города в июле 1918 года. Коровники – на отшибе – под раздачу не попали. Но это уже немного другая история.
В 1732 году интерьер церкви Иоанна Златоуста был расписан местными художниками на литургические, евангельские, житийные сюжеты. Живопись поновлялась в 1863 году. Сейчас доступ внутрь закрыт, не посмотреть.
В 1680-х годах рядом со Златоустовской церковью возвели 37-метровую колокольню, стройный восьмерик которой увенчан ажурным шатром с несколькими ярусами слуховых окошек, украшенных наличниками - в противовес глухим шатрам приделов храма. Колокольня сия так в своё время приглянулась Владимиру Васильевичу Суслову, что он поместил её рисунки, план и продольный разрез в первый выпуск своих ”Памятников древнего русского зодчества” – на 9 и 10 листы.
Детали изразцовых украшений тоже попали в издание – в третий выпуск, на страницу с изображениями изразцов московских, ярославских и борисоглебских (да-да, из нашего Борисоглебска!) церквей.
Службы в храме прекратились в 1935 году. Впоследствии он был приспособлен под склад, как говорят, соли. Не лучшее соседство для стенописи. В 1992 году Златоустовский храм передан Русской православной старообрядческой церкви, были проведены ремонтные работы. И судя по тому, что за эти 26 лет ни у кого не поднялась рука побелить древний кирпич (особенно если оценить масштабы этого варварства, предпринятого к 1000-летнему юбилею Ярославля), старообрядцы к русскому архитектурному наследию относятся с должным уважением…
...рано или поздно окажешься на Стрелке – мысу, у которого встречаются реки Которосль (в некоторых первоисточниках и картах название прописано иначе – Которость или Которостль, мы это увидим) и Волга.
В IX-X веках здесь существовало языческое “селище, рекомое Медвежий угол”, “жестоцы” обитатели которого ”наноси гибель судом, шествовавшим с товары по Волге” - грабили и ”предаваху запалению огненну” купеческие ладьи. Узнав о таком безобразии, в один прекрасный день сюда, чтобы наказать разбойников, пожаловал ростовский князь Ярослав Владимирович “с сильною и великою ратью”, и “победи врагов на месте, и поучи людей оных, како жити и обиды не твори никому же”.
Разумеется, как и повсеместно на Ростовских землях, спустя некоторое время большинство иноверцев-язычников было в добровольно-принудительном порядке обращено в христианство – причем, что интересно, первым христианским храмом, мудро заложенным Ярославом Мудрым на берегу Волги, стал храм Ильи Пророка (христианского покровителя дождя, грома и молнии) – двойником которого в язычестве считается Перун-громовержец. Своего рода примирительный символ скрещивания двух религий.
Принято считать, что закладка храма случилась 2 августа 1010 года, в Ильин День – с этой даты идет отсчет возраста города Ярославля.
Храм в этом историческом месте на набережной стоит и поныне, неподалеку от Волжской Башни и теннисного корта – это потерявшая за годы Советский власти свой исторический облик Ильинско-Тихоновская церковь (1832), многократно перестроенная со времен князя Ярослава.
В 200 метрах от неё – многострадальный Успенский кафедральный собор, версия 2010 – сооружение, совершенно не похожее на оригинал, снесенный в 1937 году.
К югу от собора – та самая Стрелка, знаменитый ярославский волжский мыс, низина которого приятно облагорожена ландшафтными дизайнерами к тысячелетнему юбилею города.
Пересекая взглядом раскинувшуюся просторную площадь, на противоположном берегу Которосли замечаешь живописные силуэты двух старинных церквей с колокольней, ...
...выгодно отличающиеся первозданным кирпично-красным оттенком от выбеленных юбилейных храмов образцово-туристической части Ярославля.
Ага. Вот это действительно интересно. Начинаем разбираться и добираться J.
Комплекс церквей Иоанна Златоуста (она ближе к зрителю), Иконы Владимирской Божией Матери (что позади) и колокольни расположен в местности, в старину относящейся к Коровницкой слободе. (След. кадр - дореволюционная открытка)
Откуда взялось это название – внятно не ответит ни один историк-краевед, ибо не нашлось ни одного упоминания о какой-либо значительной роли коров в жизни обитателей слободы. Зато запоминается легко)
Население промышляло рыбной ловлей (по переписи 1717 года в Коровниках ”прописаны” почти все ”ярославские рыбные ловцы”) и занималось производством кирпича, изразцов и гончарной продукции (кирпичные и гончарные заводы были построены на берегу рядом с глиняными карьерами). Вот эта вторая специализация прославила Коровники далеко за пределами Ярославля, ибо знаменитые ярославские, сказочной красоты, изразцы родом именно из этих мест. (След. кадр - изразцы церкви Николы Мокрого, Ярославль)
Появление кирпичных заводов обусловлено чередой опустошительных пожаров, накрывших город в XVII веке, после чего было издано предписание о первоочередном строительстве именно каменных гражданских и религиозных зданий. А появление в зодчестве второй половины XVII века тенденций к украшательству, живописности деталей, повсеместному распространению жизнерадостных, ярких мотивов русского узорочья требовало многоцветного воплощения их в архитектуре – этим воплощением стали легендарные ярославские изразцы. (След. два кадра - декор Предтеченской церкви, г. Углич, Ярославская область)
Доподлинно неизвестно, кому первому в голову пришло прикрепить к стене расписной глиняный черепок. Но идея, пришедшая из европейских стран, быстро и широко прижилась на Руси, превратившись в непременный атрибут декора в ярославско-ростовском зодчестве допетровской поры.(След. кадр - декор Предтеченской церкви, г. Углич, Ярославская область)
Пестрые, переливающиеся квадратики можно увидеть на стенах, крыльцах, столбах, наличниках, барабанах, кокошниках многих храмов, построенных в те годы. (След. кадр - крыльцо церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль)
Митрополит Иона Сысоевич (1607-1690 гг), величайший “храмоздатель и украшатель” Ростовских и Ярославских земель, всю свою жизнь стремился к максимальному благолепию поставленных по его благословению храмов, можно сказать, ”продвигая в массы идею широкого использования изразцов”, к радости и восхищению прихожан. (След. кадр - крыльцо Введенского храма Толгского монастыря, Ярославль)
Наибольшее распространение при оформлении фасадов получили две разновидности изразцов – монохромные зеленые муравленые и яркие полихромные эмалированные ценинные. (След. кадр - крыльцо Благовещенской церкви Борисоглебского монастыря, Ярославская обл.)
И те, и другие составляют группу ”поливных изразцов” – т.е. глазурованных, с гладкой, блестящей поверхностью. (След. кадр - декор городской больницы г. Ростов Великий, Ярославская обл.)
Кроме них, существуют, к примеру, терракотовые и светлоглиняные изразцы без ”поливы”, обожженная поверхность которых остаётся шероховатой.
Муравленные изразцы покрывались стекловидной прозрачной глазурью, в состав которой входил свинец, при обжиге придававший изделиям зеленый цвет (цвет ”травы-муравы”). (След. кадр - крыльцо Благовещенской церкви Борисоглебского монастыря, Ярославская обл.)
Название ценинных изразцов произошло от немецкого слова “Zinn” – ”олово”, окислы которого входили в состав непрозрачной цветной эмали, наносимой на поверхность изразца. (След. кадр - декор Никольской надвратной церкви Авраамиева монастыря, г. Ростов Великий, Ярославская обл.)
Изначально на Руси изготовлялись муравленые, красно- и светло-глиняные изразцы. (След. кадр - декор крыльца Благовещенской церкви Борисоглебского монастыря, Ярославская обл.)
Технологию производства ценинных изразцов в Россию завезли белорусские мастера-керамисты, в 1654 году приглашенные патриархом Никоном для работы в Валдайском Иверском монастыре. (След. кадр - декор городской больницы г. Ростов Великий, Ярославская обл.)
Их навыки украли вскоре переняли москвичи, спустя четыре года наладив первое отечественное производство полихромных изразцов в мастерских Ново-Иерусалимского монастыря, а затем и в московской Гончарной слободе, после чего мода на глазурованную цветную фасадную керамику распространилась по городам и весям Руси. (След. кадр - декор Никольской надвратной церкви Авраамиева монастыря, г. Ростов Великий, Ярославская обл.)
(След. кадр - декор гостиницы для паломников Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, г. Ростов Великий, Ярославская обл.)
(След. кадр - декор городской больницы г. Ростов Великий, Ярославская обл.)
Гончарные заводы, на которых производились Ярославские изразцы, располагались в прибрежной части Коровницкой слободы.
На плане Ярославля 1799 года они помечены красным эллипсом, а зеленым треугольником отмечено местоположение церквей Иоанна Златоуста и Иконы Владимирской Богоматери, расположившихся совсем рядом с заводами.
На гравюре Алексея Ростовцева “Вид города Ярославля в 1731 году” Златоустовская церковь с колокольней помещена в красный пятиугольник. Церковь Иоанна Златоуста поставлена в качестве ”летней”, а Владимирская – ”теплая” -- использовалась для служб в холодное время года.
Златоустовский храм на берегу Волги строился с 1649 по 1654 годы на средства жителей Коровницкой слободы, посадских людей Ивана и Федора Федоровича Неждановских (после смерти погребенных в южной части галереи созданного ими храма).
В силу удаленности от кварталов городской застройки, храм стал одним из немногих, уцелевших в “великом” пожаре 10 июня 1658 года, когда выгорела практически полностью часть Ярославля, лежащая на противоположном берегу Которосли, включая 29 церквей и 3 монастыря – в том аду из Спасо-Преображенского монастыря, оказавшегося рядом с эпицентром возгорания, сюда были спешно эвакуированы мощи благоверных князей Федора, Давида и Константина.
Не самое удачное местоположение, с точки зрения скорости и удобства досягаемости, к тому же, в районе с весьма небогатым населением, спасло древнюю церковь от перестроек, поновлений и новоделов. Стены церкви неоштукатурены, что позволяет рассмотреть древнюю кирпичную кладку. Правда, в 1887 году, в преддверии Седьмого Археологического съезда, проводимого в Ярославле, церковный староста, движимый эстетическим порывом, побелил-таки и церковь, и колокольню, “разделав её шатер синими разводами”. При последующих реставрациях это безобразие устранили.
На продольном разрезе хорошо заметна архитектурная особенность церкви – её восточная стена стоит на алтарных сводах, на чертеже она будто висит в воздухе. Высота барабанов вместе с главами (без крестов) превышает высоту четверика. В плане четырехстолпный, пятиглавый Златоустовский храм представляет собой квадрат, окруженный со всех, кроме восточной, сторон галереей.
Согласно изначальному (скорректированному в 1680-х годах) проекту, галерея была открытой, арки её опирались на бочонкообразные столбы. К северной и южной апсидам примыкают два шатровых придела (южный – во имя св. Ольги, северный – во имя св. Иоанна Предтечи), нижние части которых имеют распространенную форму ”восьмерика на четверике”.
В итоге все пять апсид в плане образуют своего рода полукруг.
Три входа в храм оформлены в виде крылец, пристроенных в 1680-х годах, тогда же были заложены арки галереи, превращенные в оконные проёмы, а церковь получила роскошный изразцовый декор – став “логотипом слободы”, фирменным Коровницким брендом храмом.
Первоначальный проект предусматривал довольно скромное декоративное убранство – кирпичные цоколь, карниз, лопатки, плоские наличники окон фасада, гранёные полуколонки в местах сочленения апсид. В приделах – оригинальные наличники окон, оформленные кокошниками основания шатров и переходы от четверика к восьмерику.
Относительная лаконичность декора вполне компенсировалась пышной аркадой галереи. Но широкая душа жителей слободы требовала большего, тем паче что храм-то стоял не абы где, а в самом что ни на есть центре изразцового царства. В грязь лицом ударить было нельзя. И не ударили.
В 1680-х годах, на волне всеобщего ”украшательства”, к трем сторонам церкви пристроили сказочные крылечки с остроугольными двускатными кровлями, арки с резными ”гирьками” которых опираются на восьмигранные столбы, а расписанные фресками фронтоны оторочены изразцовой каймою.
Аркаду галереи подкорректировали, превратив пролёты в ряд окон, при этом бережно сохранили формы первоначальных арочных полукружий и бочковидных столбов с перехватами.
Угловые западные лопатки четверика дополнились композицией из пяти полуколонок с белокаменными капителями и нарядными изразцовыми вставками.
А главное, на окне центральной апсиды появилось колоссальное изразцовое чудо - невиданных размеров расписной оконный наличник.
Высота его – 8 метров, ширина – 5 метров.
В Ярославле подобными наличниками украшены также апсиды церкви Николы Мокрого (на следующем фото) – два храма, похоже, строились и украшались одними и теми же мастерами.
Не стоит их сравнивать, оценивать и придирчиво выбирать лучший – когда речь идет о красоте, конкуренция бессмысленна, ибо красоты много не бывает. Тем более что двум этим, внешне схожим, храмам была уготована совершенно разная судьба – храм Николы Мокрого, увы, серьезно пострадал при артобстрелах города в июле 1918 года. Коровники – на отшибе – под раздачу не попали. Но это уже немного другая история.
В 1732 году интерьер церкви Иоанна Златоуста был расписан местными художниками на литургические, евангельские, житийные сюжеты. Живопись поновлялась в 1863 году. Сейчас доступ внутрь закрыт, не посмотреть.
В 1680-х годах рядом со Златоустовской церковью возвели 37-метровую колокольню, стройный восьмерик которой увенчан ажурным шатром с несколькими ярусами слуховых окошек, украшенных наличниками - в противовес глухим шатрам приделов храма. Колокольня сия так в своё время приглянулась Владимиру Васильевичу Суслову, что он поместил её рисунки, план и продольный разрез в первый выпуск своих ”Памятников древнего русского зодчества” – на 9 и 10 листы.
Детали изразцовых украшений тоже попали в издание – в третий выпуск, на страницу с изображениями изразцов московских, ярославских и борисоглебских (да-да, из нашего Борисоглебска!) церквей.
Службы в храме прекратились в 1935 году. Впоследствии он был приспособлен под склад, как говорят, соли. Не лучшее соседство для стенописи. В 1992 году Златоустовский храм передан Русской православной старообрядческой церкви, были проведены ремонтные работы. И судя по тому, что за эти 26 лет ни у кого не поднялась рука побелить древний кирпич (особенно если оценить масштабы этого варварства, предпринятого к 1000-летнему юбилею Ярославля), старообрядцы к русскому архитектурному наследию относятся с должным уважением…
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]