Две истории про чертей
---
По случаю как раз прошедшей Вальпургиевой ночи - две истории о роли чертей в строительстве готических соборов.
История первая. Как черт построил собор, а черту построили кабак
Мариенкирхе в Любеке, “мать кирпичной готики”, была построена очень быстро, почти стремительно - в 1277-1351 годах. Черт его знает, как строителям это удалось... собственно, по легенде, черт и знает, он ведь помогал!
Как гласит легенда, черт почему-то решил, что здесь происходит строительство кабака, обрадовался и решил поучаствовать в сооружении такого удачного для погибели душ заведения - так что собор рос фантастически быстро. Но, конечно, черт в какой-то момент понял, что что-то пошло не так, и решил уничтожить собор. Схватив балку, он понесся крушить стены, и это увидел один из строителей, который крикнул ему: “Не разрушай того, что уже построено, а мы построим тебе кабак отдельно”. Черт согласился и бросил балку рядом со стенами, где она с тех пор и лежит. Да, это она и есть:
А статую черта, умиленно глядящего в сторону винного погреба ратуши (построили кабак, как обещали!), изваял местный скульптор Рольф Гёрер в 1999 году.
История вторая. Архитектор, его жена, черт и петухи
Две особенности Кёльнского собора: он очень высокий (второй по высоте собор в Германии и четвертый - в мире), и он очень долго строился: строительство началось в 1248 году, было приостановлено в 1473, и завершено уже в XIX веке. Черт его знает, почему так вышло, но по легенде, без черта-то и не обошлось.
Вот как рассказывается эта легенда на сайте самого Кёльнского собора:
Когда в Кёльне решили заменить старый собор новым, более роскошным, мастеру Герхарду из Райля, изучавшему архитектуру соборов во Франции, поручили составить проект в течение года. Он принялся за работу, но всякий раз, когда ему казалось, что теперь-то он составил рабочий план, возникали новые проблемы, и под конец он отчаялся. Тогда случилось так, что во время прогулки на другой берег Рейна он, отягощенный заботами, уснул на огромном валуне, называемом "Камнем дьявола".
Когда мастер Герхард проснулся, перед ним стоял незнакомец, одетый по манере французских строителей. Незнакомец начал чертить палкой на песке линии здания, в которых Герхард легко узнал готовый проект собора. Пораженный, Герхард спросил незнакомца, что он должен отдать ему, чтобы получить этот проект. Тот ответил: "Себя, а если ты отдашь еще и жену и ребенка, то я помогу тебе построить это здание в три года. Но если я не закончу строительство до первого крика петуха на исходе последней ночи, ты будешь свободен." Сам дьявол не сможет построить такое огромное здание за такой срок, подумал мастер Герхард, и согласился.
...Строительство собора шло с небывалой скоростью. День и ночь шумела стройка, но что-то странное творилось с главным архитектором. Вскоре поползли слухи, что что-то не то происходит на строительстве, и слухи эти дошли до его жены. С беспокойством она обратилась к мужу, и тот рассказал ей о зловещем договоре. Женщина принялась думать, как им выкрутиться. В один день она с сыном отправилась на рынок, и там ребенок указал на роскошного петуха и попытался изобразить его крик. Вне себя от радости, женщина обняла сына, потому что он подсказал ей выход из их отчаянного положения. С тех пор она стала упражняться в изображении петушиного крика, и наконец все петухи в окрестностях стали ей отвечать.
Занялась заря последней ночи третьего года, и мастер Герхард стал молиться Богу о спасении. При первом луче рассвета, в тот момент, когда последний шпиль поднимали на собор, жена издала петушиный крик, и все петухи в окрестностях громко ответили ей. С оглушительным грохотом обрушился собор, но архитектор и его семья были спасены; однако сам собор был достроен только столетия спустя.
А вот сам мастер Герхард:
Из книги Der Dom zu Coeln, seine Geschichte und Bauweise, Bildwerke und Kunstschätze авторства Франца-Теодора Хельмкена, Кёльн, 1899 г.
Он родился около 1210 или 1215 года предположительно в Райле, нынешняя земля Рейнланд-Пфальц, а умер 24 или 25 апреля 1271 года в Кёльне, упав с лесов собора. В молодости он странствовал и работал во Франции, предположительно был на строительстве собора в Труа и Сен-Шапель в Париже, а его учителем мог быть Пьер де Монтрёй, архитектор аббатства Сен-Дени. Еще Герхард контактировал с Жаном де Шеллем, архитектором Нотр-Дам, и просто хорошо знал французские соборы - и использовал опыт французских коллег при составлении проекта собора в Кёльне. Например, форму сводов и четкое членение стен он взял, как считается, от Амьенского собора. Женился он уже в Кёльне после начала строительства собора - на женщине по имени Гуде, сестре смотрителя винных погребов при деканате собора. Сыновей у них было трое, звали их Вильгельм, Петер и Иоганн, а еще была дочь Элизабет. Все они избрали духовную стезю.
И, хотя он умер задолго даже до завершения первой фазы строительства, собор достроили - включая возведенные уже в XIX веке башни - следуя его проекту. И получился самый большой готический собор Германии и самый высокий католический собор в мире. И один из самых красивых, но это уже мое личное оценочное мнение.
Поддерживаю миссию Роскомнадзора по повышению технической грамотности населения и продолжаю писать о готических соборах в Телеграме: https://t.me/LeTempsDesCathedrales
История первая. Как черт построил собор, а черту построили кабак
Мариенкирхе в Любеке, “мать кирпичной готики”, была построена очень быстро, почти стремительно - в 1277-1351 годах. Черт его знает, как строителям это удалось... собственно, по легенде, черт и знает, он ведь помогал!
Как гласит легенда, черт почему-то решил, что здесь происходит строительство кабака, обрадовался и решил поучаствовать в сооружении такого удачного для погибели душ заведения - так что собор рос фантастически быстро. Но, конечно, черт в какой-то момент понял, что что-то пошло не так, и решил уничтожить собор. Схватив балку, он понесся крушить стены, и это увидел один из строителей, который крикнул ему: “Не разрушай того, что уже построено, а мы построим тебе кабак отдельно”. Черт согласился и бросил балку рядом со стенами, где она с тех пор и лежит. Да, это она и есть:
А статую черта, умиленно глядящего в сторону винного погреба ратуши (построили кабак, как обещали!), изваял местный скульптор Рольф Гёрер в 1999 году.
История вторая. Архитектор, его жена, черт и петухи
Две особенности Кёльнского собора: он очень высокий (второй по высоте собор в Германии и четвертый - в мире), и он очень долго строился: строительство началось в 1248 году, было приостановлено в 1473, и завершено уже в XIX веке. Черт его знает, почему так вышло, но по легенде, без черта-то и не обошлось.
Вот как рассказывается эта легенда на сайте самого Кёльнского собора:
Когда в Кёльне решили заменить старый собор новым, более роскошным, мастеру Герхарду из Райля, изучавшему архитектуру соборов во Франции, поручили составить проект в течение года. Он принялся за работу, но всякий раз, когда ему казалось, что теперь-то он составил рабочий план, возникали новые проблемы, и под конец он отчаялся. Тогда случилось так, что во время прогулки на другой берег Рейна он, отягощенный заботами, уснул на огромном валуне, называемом "Камнем дьявола".
Когда мастер Герхард проснулся, перед ним стоял незнакомец, одетый по манере французских строителей. Незнакомец начал чертить палкой на песке линии здания, в которых Герхард легко узнал готовый проект собора. Пораженный, Герхард спросил незнакомца, что он должен отдать ему, чтобы получить этот проект. Тот ответил: "Себя, а если ты отдашь еще и жену и ребенка, то я помогу тебе построить это здание в три года. Но если я не закончу строительство до первого крика петуха на исходе последней ночи, ты будешь свободен." Сам дьявол не сможет построить такое огромное здание за такой срок, подумал мастер Герхард, и согласился.
...Строительство собора шло с небывалой скоростью. День и ночь шумела стройка, но что-то странное творилось с главным архитектором. Вскоре поползли слухи, что что-то не то происходит на строительстве, и слухи эти дошли до его жены. С беспокойством она обратилась к мужу, и тот рассказал ей о зловещем договоре. Женщина принялась думать, как им выкрутиться. В один день она с сыном отправилась на рынок, и там ребенок указал на роскошного петуха и попытался изобразить его крик. Вне себя от радости, женщина обняла сына, потому что он подсказал ей выход из их отчаянного положения. С тех пор она стала упражняться в изображении петушиного крика, и наконец все петухи в окрестностях стали ей отвечать.
Занялась заря последней ночи третьего года, и мастер Герхард стал молиться Богу о спасении. При первом луче рассвета, в тот момент, когда последний шпиль поднимали на собор, жена издала петушиный крик, и все петухи в окрестностях громко ответили ей. С оглушительным грохотом обрушился собор, но архитектор и его семья были спасены; однако сам собор был достроен только столетия спустя.
А вот сам мастер Герхард:
Из книги Der Dom zu Coeln, seine Geschichte und Bauweise, Bildwerke und Kunstschätze авторства Франца-Теодора Хельмкена, Кёльн, 1899 г.
Он родился около 1210 или 1215 года предположительно в Райле, нынешняя земля Рейнланд-Пфальц, а умер 24 или 25 апреля 1271 года в Кёльне, упав с лесов собора. В молодости он странствовал и работал во Франции, предположительно был на строительстве собора в Труа и Сен-Шапель в Париже, а его учителем мог быть Пьер де Монтрёй, архитектор аббатства Сен-Дени. Еще Герхард контактировал с Жаном де Шеллем, архитектором Нотр-Дам, и просто хорошо знал французские соборы - и использовал опыт французских коллег при составлении проекта собора в Кёльне. Например, форму сводов и четкое членение стен он взял, как считается, от Амьенского собора. Женился он уже в Кёльне после начала строительства собора - на женщине по имени Гуде, сестре смотрителя винных погребов при деканате собора. Сыновей у них было трое, звали их Вильгельм, Петер и Иоганн, а еще была дочь Элизабет. Все они избрали духовную стезю.
И, хотя он умер задолго даже до завершения первой фазы строительства, собор достроили - включая возведенные уже в XIX веке башни - следуя его проекту. И получился самый большой готический собор Германии и самый высокий католический собор в мире. И один из самых красивых, но это уже мое личное оценочное мнение.
Поддерживаю миссию Роскомнадзора по повышению технической грамотности населения и продолжаю писать о готических соборах в Телеграме: https://t.me/LeTempsDesCathedrales
Взято: arandilme.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]