Русская свадьба: девку пропили и в суд
Редкая свадьба на Руси не кончалась дракой или ссорой. Бывало, и круче, когда жених вообще отказывался «жениться». А ведь, какие расходы-то понесены – всех пару дней кормили, поили. Тут уж и до смертоубийства недалеко. Но, оказывается, прогресс постепенно проникал в наше богоспасаемое отечество.
И конфликты, грозящие перерасти в хроническую вражду, начинали решаться цивилизованно в судах. В 1870-х годах власти даже затеяли целую реформу волостных судов, чтобы приблизить их к деревенскому населению, сделать привычным инструментом поиска справедливости. Время вполне назрело. Ведь до отмены крепостного права в 1861 году такого рода споры могли просто решаться самим помещиком. А потом наступил своего рода вакуум власти.
Но вернемся к свадьбам. Особый интерес представляли решения судов по делам о несостоявшихся браках. Их встречается очень много. «Отечественные записки» за 1874 год даже подробно разбирают эти процессы:
Устраивается сватовство, - пишут они, цитируя Комиссию по преобразованию волостных судов, - часто при помощи родителей, часто же по обоюдному согласию молодежи, и обряд сватовства обыкновенно сопровождается запоем. «Когда запой совершен, тогда родные невесты обыкновенно говорят: «мы свою девку пропили». Но часто случается, что после запоя произойдет какая-либо размолвка или между родителями жениха и невесты, или между самой молодежью, и одна сторона отказывает другой, приводя причины отказа. То жених дурак и пьяница, то семья жениха не хорошая, свекровь злая, свекор грозный, золовки смутьянки, деверья пересмешники. То, напротив, жених отказывается от невесты, говоря, что девка не работница, или больная «причинная», или же из нехорошего роду, или родить задумала, или уже рожала, да в коноплях спрятала.
Обиженная сторона жалуется суду. Мотивы для жалобы обыкновенно представляются в двояком виде: расход на «запой», на «харчи», иногда на подарки, на «кладку» невесте, на «столовые деньги», а затем уже и «бесчестие», «посмеяние», «конфуз». Если отказал жених, то девка опорочена, про нее пойдет худая слава. Если напротив, отказала невеста, то парень обижен, над ним будут и девки, и парни смеяться.
Со своей стороны, и суд рассматривает подобные дела под влиянием двояких соображений – сначала, и в главной мере, экономических, а потом уже нравственных. Прежде всего принимается во внимание то обстоятельство, кто устраивал «запой», и во что этот «запой» обошелся. Для этого суд берет в соображение количество гостей, бывших на «запое», и с чьей стороны были эти гости. Если обиженная сторона говорит, что она делала «запой», то ее родные, участвовавшие в торжестве, не идут в расчет. Значит обиженный в этом случае расходовался на свою родню, и в этой доле расхода обидевшая сторона, следовательно, не виновата. Зато родня со стороны обидчика вся высчитывается, и не ее количество делается расчет, во что обошелся обиженной стороне «запой». Большею частью бывает так, что обиженная сторона ценит свои издержки не в меру высоко, и тогда суд, по своим соображениям и по показанию свидетелей, определяет настоящую цену запоя, и приговаривает сторону, обидевшую, заплатить эту сумму стороне обиженной. Если жених, которому отказано, ездил к невесте в другое село, то суд рассчитывает и проездные деньги – и все это взыскивается с обидчика.
Бесчестие жениха или невесты оплачивается особо, смотря по обстоятельствам дела, от рубля, пяти рублей до тридцати и более, т.е. до «четвертного подушного оклада» данной местности. «Коли девкой баловался до косу славил – плати отступу».
Взято: p-syutkin.livejournal.com