Археологический музей Амасьи
---
В Амасье есть весьма примечательный археологический музей. Как и многие турецкие провинциальные музеи он небольшой, но в нем выставлено несколько интересных экспонатов ради которых сей музей желательно посетить. Эти экспонаты делятся на три вида - интересные, забавные и откровенно страшные, я даже не ожидал, что в таком маленьком музее будет подобное разнообразие.
Одного жутковатого персонажа из музея Амасьи я решил выставить заглавным фото. Это мумия монгольского военачальника Исбуги нойона, он управлял Амасьей во времена господства в Малой Азии монгольского улуса Хулагу и умер в 1320 году. Так как вел жизнь он сугубо ратную, то, стоит думать, что передние зубы ему выбили еще при жизни.
Территория музея в Амасье, как это принято в Турции, заставлена различными мраморными фрагментами. Также во дворе музея стоит исламская гробница которая приписывается султану Масуду и датируется 13-14 вв.
Мраморные капители из исламских мечетей.
Исламские надгробия.
При входе в музей лежат несколько керамических гробов римского времени.
К сожалению, в музее по неизвестной причине отсутствовал главный его экспонат (из разряда интересных) - это бронзовая статуя хеттского бога грозы Тешуба. Поэтому его фото я нашел в интернете.
Пара саркофагов в виде ванн, один бронзовый, другой керамический начала н.э.
Шлем эллинистического периода.
Экспонат из разряда забавных. Реконструкция по черепу якобы турецкой девочки, которая умерла примерно в 1020 году под Амасьей. Ее могилу нашли на холме древнего городища Олуз хююк. Как изображали сами себя первые тюрки-сельджуки можно посмотреть здесь, я делал специальный пост на эту тему.
Ниже, то, как видят эту девочку турецкие исследователи. Можно заметить, что у изначально европеоидной реконструкции появились монголоидные черты. Турецкие археологи указывают, что девочка была погребена по мусульманскому обряду, что должно свидетельствовать о появлении тюрок в Малой Азии до битвы при Манцикерте в 1071 году, когда сельджуки разгромили византийскую армию. Сразу непонятно несколько вещей, исламский обряд погребения отнюдь не подразумевает тюркскую (языковую) принадлежность погребенного, а реконструкция по черепу явно не подразумевает монголоидную внешность. Также непонятно как датировали возраст погребения и многое другое. Единственное, что тут ясно, это то, что из этой девочки хотят сделать "бабушку" турецкого народа) Хотя, собственно, никто не сомневается, что тюркоязычное население могло присутствовать в Малой Азии и до 11 века.
Еще один череп с холма Олуз хююк, только намного более ранний. К сожалению, табличку к нему забыл отснять, но его украшения были изготовлены явно до н.э. Но если присмотреться, то на цепочке под черепом можно увидеть христианскую хризму. Что это значит непонятно, но исследуя другие экспонаты, придется признать, что сотрудники музея здесь большие "шутники".
Вот статуя Девы Марии, явно не раньше 17-19 вв. Откуда ее притащили неизвестно, ведь в Амасье сейчас нет ни одной церкви. На табличке к статуе ничтоже сумняшеся стоит "Византия, Римский период".
Эта статуя мне просто понравилась. Может даже и амазонка какая)
Керамика античного времени.
Богиня Мать. Это вам не классическая Греция или Рим, что это такое я и сам не знаю. Видимо, не знают и работники музея, ибо таблички к объекту нет.
Еще забавное. Два каменных льва, ближний - совершенно китайский по исполнению. Где его нашли неизвестно, никаких пояснительных табличек к артефактам нет.
Китайский лев из Амасьи. Я таких в Пекине почти на каждой улице видел. Можно предположить, что мастера сработавшие льва действительно явились с Дальнего Востока, ибо монголы из улуса Хулагу активизировали в городе серьезное строительство. Например, они возвели в Амасье психиатрическую лечебницу бимархане, о чем я писал ранее. Поэтому вполне могли и льва подбросить.
Деревянные врата из Гек медресе, если не врут, то они были изготовлены в 1267 году.
Деревянное надгробие 14 века.
Теперь о самых жутких экспонатах из музея Амасьи. Это 8 средневековых мумий. Насколько я помню относительно укомплектованных мумий там было 6 и две в виде отдельных фрагментов.
Информации по ним очень мало, прежде всего не ясно с какой мумификацией мы здесь имеем дело - с естественной или специальной, хотя возможно и то, и другое вместе. Турки утверждают, что все мумии пропитывались каким-то составом, я бы предположил, что нет.
Все мумии датируются концом 13 века - началом 14.
Происходят они из двух мест - две самые старые из склепа мавзолея Бурмалы мечети и из мечети Фетхие Джами.
Фетхие Джами в Амасье объект весьма загадочный. Когда-то она была христианской церковью, потом была перестроена в соборную мечеть, которая вроде как сохранилась и сейчас. Фетхие Джами после многочисленных разрушений и перестроек сильно уменьшилась в размерах, я ее не посещал, но увидеть ее можно на турецких фото. От церкви там сохранилась одна или две стены, ибо очень уж мала - сложно представить, что когда-то эта мечеть была соборной, а до этого видимо главным христианским собором Амасьи. Именно так о ней писал в 17 века Эвлия Челеби, уже в его время она была разрушена:
ЭВЛИЯ ЧЕЛЕБИ
КНИГА ПУТЕШЕСТВИЙ
"Соборная мечеть при суде — Мехкеме-джами крыта тесом. Много скелетов в полный рост покоится в гробах [в подземных] нишах этой соборной мечети; ее минарет деревянный. Соборная мечеть Фетхийе, [перестроенная] из церкви, разрушена и без минарета"
Мумия сына Иззедина Перванэ Бея, начало 14 века. Все мумии семьи Иззеддина Перванэ Бея были найдены в Фетхие Джами, бывшем главном соборе Амасьи.
Еще один сын Перванэ Бея
Мумия наложницы Иззеддина Перванэ Бея.
Вот и сам Иззеддин Перванэ Бей, он был правителем Амасьи и Синопа. Это останки человека с явным избытком веса и пожилым, он умер в 60-65 лет.
Мумия монгольского полководца Ишбуги нойона, он был правителем Амасьи в 14 веке. Мумию извлекли из мавзолея при мечети Бурмалы.
Шатровый мавзолей при мечети Бурмалы Джами, именно в нем обнаружили мумии двух монгольских правителей Амасьи.
Общий вид зала в котором выставлены мумии.
Еще одна мумия из гробницы в Бурмалы Джами. Возможно, это самый интересный персонаж здесь. Эту мумию определяют как шехзаде Джумудара, умер этот человек в 1297 году. Шехзаде - наследник престола, только непонятно какого, ведь в конце 13 века Амасья входила в состав монгольского государства - Улуса Хулагу. С этой мумией связана интересная история, в 2010 году Амасью посетили некие сотрудники посольства Монголии, которые определи, что сей Джумудар является внуком хана Хулагу
Если это так, то перед нами мумия праправнука самого Чингисхана.
Другие мои посты про Амасью:
Старый город Амасьи
Гробницы понтийских царей в Амасье
Канал Фархада в Амасье
Одного жутковатого персонажа из музея Амасьи я решил выставить заглавным фото. Это мумия монгольского военачальника Исбуги нойона, он управлял Амасьей во времена господства в Малой Азии монгольского улуса Хулагу и умер в 1320 году. Так как вел жизнь он сугубо ратную, то, стоит думать, что передние зубы ему выбили еще при жизни.
Территория музея в Амасье, как это принято в Турции, заставлена различными мраморными фрагментами. Также во дворе музея стоит исламская гробница которая приписывается султану Масуду и датируется 13-14 вв.
Мраморные капители из исламских мечетей.
Исламские надгробия.
При входе в музей лежат несколько керамических гробов римского времени.
К сожалению, в музее по неизвестной причине отсутствовал главный его экспонат (из разряда интересных) - это бронзовая статуя хеттского бога грозы Тешуба. Поэтому его фото я нашел в интернете.
Пара саркофагов в виде ванн, один бронзовый, другой керамический начала н.э.
Шлем эллинистического периода.
Экспонат из разряда забавных. Реконструкция по черепу якобы турецкой девочки, которая умерла примерно в 1020 году под Амасьей. Ее могилу нашли на холме древнего городища Олуз хююк. Как изображали сами себя первые тюрки-сельджуки можно посмотреть здесь, я делал специальный пост на эту тему.
Ниже, то, как видят эту девочку турецкие исследователи. Можно заметить, что у изначально европеоидной реконструкции появились монголоидные черты. Турецкие археологи указывают, что девочка была погребена по мусульманскому обряду, что должно свидетельствовать о появлении тюрок в Малой Азии до битвы при Манцикерте в 1071 году, когда сельджуки разгромили византийскую армию. Сразу непонятно несколько вещей, исламский обряд погребения отнюдь не подразумевает тюркскую (языковую) принадлежность погребенного, а реконструкция по черепу явно не подразумевает монголоидную внешность. Также непонятно как датировали возраст погребения и многое другое. Единственное, что тут ясно, это то, что из этой девочки хотят сделать "бабушку" турецкого народа) Хотя, собственно, никто не сомневается, что тюркоязычное население могло присутствовать в Малой Азии и до 11 века.
Еще один череп с холма Олуз хююк, только намного более ранний. К сожалению, табличку к нему забыл отснять, но его украшения были изготовлены явно до н.э. Но если присмотреться, то на цепочке под черепом можно увидеть христианскую хризму. Что это значит непонятно, но исследуя другие экспонаты, придется признать, что сотрудники музея здесь большие "шутники".
Вот статуя Девы Марии, явно не раньше 17-19 вв. Откуда ее притащили неизвестно, ведь в Амасье сейчас нет ни одной церкви. На табличке к статуе ничтоже сумняшеся стоит "Византия, Римский период".
Эта статуя мне просто понравилась. Может даже и амазонка какая)
Керамика античного времени.
Богиня Мать. Это вам не классическая Греция или Рим, что это такое я и сам не знаю. Видимо, не знают и работники музея, ибо таблички к объекту нет.
Еще забавное. Два каменных льва, ближний - совершенно китайский по исполнению. Где его нашли неизвестно, никаких пояснительных табличек к артефактам нет.
Китайский лев из Амасьи. Я таких в Пекине почти на каждой улице видел. Можно предположить, что мастера сработавшие льва действительно явились с Дальнего Востока, ибо монголы из улуса Хулагу активизировали в городе серьезное строительство. Например, они возвели в Амасье психиатрическую лечебницу бимархане, о чем я писал ранее. Поэтому вполне могли и льва подбросить.
Деревянные врата из Гек медресе, если не врут, то они были изготовлены в 1267 году.
Деревянное надгробие 14 века.
Теперь о самых жутких экспонатах из музея Амасьи. Это 8 средневековых мумий. Насколько я помню относительно укомплектованных мумий там было 6 и две в виде отдельных фрагментов.
Информации по ним очень мало, прежде всего не ясно с какой мумификацией мы здесь имеем дело - с естественной или специальной, хотя возможно и то, и другое вместе. Турки утверждают, что все мумии пропитывались каким-то составом, я бы предположил, что нет.
Все мумии датируются концом 13 века - началом 14.
Происходят они из двух мест - две самые старые из склепа мавзолея Бурмалы мечети и из мечети Фетхие Джами.
Фетхие Джами в Амасье объект весьма загадочный. Когда-то она была христианской церковью, потом была перестроена в соборную мечеть, которая вроде как сохранилась и сейчас. Фетхие Джами после многочисленных разрушений и перестроек сильно уменьшилась в размерах, я ее не посещал, но увидеть ее можно на турецких фото. От церкви там сохранилась одна или две стены, ибо очень уж мала - сложно представить, что когда-то эта мечеть была соборной, а до этого видимо главным христианским собором Амасьи. Именно так о ней писал в 17 века Эвлия Челеби, уже в его время она была разрушена:
ЭВЛИЯ ЧЕЛЕБИ
КНИГА ПУТЕШЕСТВИЙ
"Соборная мечеть при суде — Мехкеме-джами крыта тесом. Много скелетов в полный рост покоится в гробах [в подземных] нишах этой соборной мечети; ее минарет деревянный. Соборная мечеть Фетхийе, [перестроенная] из церкви, разрушена и без минарета"
Мумия сына Иззедина Перванэ Бея, начало 14 века. Все мумии семьи Иззеддина Перванэ Бея были найдены в Фетхие Джами, бывшем главном соборе Амасьи.
Еще один сын Перванэ Бея
Мумия наложницы Иззеддина Перванэ Бея.
Вот и сам Иззеддин Перванэ Бей, он был правителем Амасьи и Синопа. Это останки человека с явным избытком веса и пожилым, он умер в 60-65 лет.
Мумия монгольского полководца Ишбуги нойона, он был правителем Амасьи в 14 веке. Мумию извлекли из мавзолея при мечети Бурмалы.
Шатровый мавзолей при мечети Бурмалы Джами, именно в нем обнаружили мумии двух монгольских правителей Амасьи.
Общий вид зала в котором выставлены мумии.
Еще одна мумия из гробницы в Бурмалы Джами. Возможно, это самый интересный персонаж здесь. Эту мумию определяют как шехзаде Джумудара, умер этот человек в 1297 году. Шехзаде - наследник престола, только непонятно какого, ведь в конце 13 века Амасья входила в состав монгольского государства - Улуса Хулагу. С этой мумией связана интересная история, в 2010 году Амасью посетили некие сотрудники посольства Монголии, которые определи, что сей Джумудар является внуком хана Хулагу
Если это так, то перед нами мумия праправнука самого Чингисхана.
Другие мои посты про Амасью:
Старый город Амасьи
Гробницы понтийских царей в Амасье
Канал Фархада в Амасье
Взято: maximus101.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]