Саранск. Еще одна бывшая империя
---
В Саранске и Йошкар-Оле абсолютно разный подход к строительству империи. Если в столице Марий Эл пародия европейской архитектуры плюс православный максимализм (семь церквей в маленьком центре). То в Саранске азиатский гигантизм. Больше, шире, выше. Никаких пародий - мы сами знаем как строить. У нас свой путь, своя архитектурная школа.
Чебоксары и Саранск связывает дорога, приятная своей захолустностью.
Чувашская топонимика - Шумерля, Алатырь, Ардатов.
Национальный колорит: элемент чувашского флага на колонке.
Небольшие чувашские и мордовские села.
Огромный тепличный комплекс на въезде в Саранск.
В Мордовии два национальных языка - мокшанский и эрзянский.
В топонимике довольно часто используются оба этих слова.
Главный мордовский человек из мира искусства даже взял себе псевдоним Эрьзя Степан. Очень крутой скульптор, который больше известен и ценится на западе чем у нас.
В Саранске его именем назван музей изобразительных искусств. Неожиданно отличный музей, который никак не ожидаешь увидеть в Саранске. Во первых в музее грамотно организовано пространство, качественный ремонт из натуральных материалов, правильный свет. И сотрудники сразу в такой обстановке ведут себя по человечески. Никто не ворчит: "Близко не подходи, ничего не трогай". Нет больных с признаками "синдромома вахтера".
Хотя само здание музея в стиле мордовского ренессанса.
У Эрьзи интересная логистическая биография. Родился в Мордовии, учился в Москве, жил в Италии и Франции - это все до революции. После Октябрьской революции вернулся в СССР и активно врубился в продвижение монументального искусства. Поработал на Урале, Батуми, Баку. В 1926 году уезжает во Францию для организации персональной выставки, а после выставки неожиданно уезжает в Аргентину, где прожил до 1950 года. В 1950 году с разрешения советских властей возвращается в Москву, привезя с собой 180 своих работ (175 тонн), где работает до своей смерти в 1959 году.
Большая часть его коллекции оказалась как раз в мордовском музее. Получилось это довольно спонтанно. У Эрьзи не было родственников и когда он умер некому было забирать его скульптуры. Министр культуры Мордовской республики вовремя спохватился и начал давить москвичей тем, что родом скульптор из Мордовии и произведения его принадлежат народу эрзя. Под такими нехитрыми аргументами московские чиновники от искусства сдались и отправили большую часть коллекции в Саранск. Хотя лакомые экземпляры успели уйти в Русский музей и Эрмитаж.
Бюст из железобетона. Эрьзя много экспериментировал с материалами.
Многие его работы сделана из твердой породы аргентинского дерева.
Непонятно зачем маркировать объекты на видном месте. Сотрудники музея сказали, что маркировали еще в советское время особо не заморачиваясь.
Помимо скульптур Эрьзи представлено традиционное мордовское искусство.
Крест, советские копейки, мордовское язычество - крутой микс.
Несколько залов мордовских художников.
Не знаете как освоить полмиллиона, спросите у директора мордовского музея искусств.
В Саранске пройдут матчи ЧМ по футболу. Это было для всех неожиданным решением. Во первых маленький город - 400 тыс. Во вторых нестабильная футбольная команда - сейчас они играют в третьей по силе лиге. Стадион на 40.000 зрителей после чемпионата станет никому не нужным. А платить за его содержание придется городу.
Здесь как и в Чебоксарах тоже плохо с исторической застройкой. Осенью приводили в порядок "сталинки" на одной из улиц.
Два примечательных факта: это мост и то что памятником архитектуры признали объект построенный в 1970 году. В России очень неохотно признают памятниками архитектуры позднесоветское наследие.
Новые достопримечательности Саранска и главной причиной посетить город стал архитектурный трэш. В Мордовии как и в Марий Эл был свой император на протяжении 17 лет. Это его заслуга что в Саранске стало чисто, город получил право проведения матчей ЧМ, нормальные дороги и трэшовая архитектура. Эпоху правления Меркушкина в учебниках истории будут называть "мордовским ренессансом".
Весь архитектурный пиздец сконцентрирован вокруг площади Тысячелетия. Основной объект на площади дворец спорта.
Напротив дворца спорта торговый центр. Площадь вымощена плиткой с мордовским узором. Практически плиточный ковер.
Почему бы не построить копию московского МГУ, мы ведь тоже МГУ.
Студенты МГУ ездят на стиле.
Сложно расставить архитектурных уродов по местам, но театр оперы и балета однозначно входит в тройку. Ярчайший представитель "мордовского ренессанса".
Почта России всегда готовы поддержать самый ебанутый проект. Однозначно в топ-3.
Вот такой вид с площади Тысячелетия - МГУ, слева от него торгово-офисный центр, прямо - гостиница Меридиан и театр оперы и балета. За кадром - дворец спорта и торговый центр. А стою я на мордовской плиточке. Я где-то слышал для обозначения китча фразу - "мордовский фестиваль". Это прямо наглядный пример.
Гостиница Mercure пыталась в дизайн.
Современные дома соответствуют общему облику города.
Кафедральный собор не сфотографировал днем, но он полностью уместен в новом облике Саранска, - в своем стиле позднего классицизма с неовизантийским куполом.
Дом финансов, а слева здание администрации города.
Здание гимназии №12. С детства прививают хороший вкус.
Установили заборы, повесили запрещающие знаки, но взрослые и дети все равно перебегают дорогу. Будут ли как то решать эту проблему? Наверное нет. На любую аварию с пешеходами будет аргумент в виде запрещающего знака - "Сами дураки. Сами виноваты".
Здание ж/д вокзала реконструировали. Интересно, что через Саранск в день проходит 8-10 поездов и такое огромное здание здесь точно не нужно. Основной пассажиропоток республики проходит через соседний город Рузаевка, около 40 поездов в день.
Несколько лет назад в Самаре установили такие же уродливые урны в форме зонтов. Теперь понятно откуда они пошли. Бывший император Мордовии руководил 5 лет Самарской областью.
А еще после Саранска стало понятно почему в Самаре озаборили весь город. Чтобы на чужбине чувствовать себя как в родной империи.
В Саранске забор это целое направление в искусстве.
Меня в городе больше всего зацепил местный элеватор - отличный пример промышленной архитектуры.
Взято: drunkdick.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]