Рецензия на фильм "Аннигиляция" (Annihilation) 2018
---
У "Аннигиляции" одновременно забавная и грустная история. Дело в том, что продюсеры фильма посчитали его слишком сложным для массового зрителя и запустили в прокат в крайне ограниченном режиме. Фильм показали в кинотеатрах США, Канады и Китая (не спрашивайте) в конце февраля, а через две с половиной недели сбагрили в свободное плавание по просторам сети Netflix. Несчастные две с половиной недели прошли, так что теперь с "слишком сложным" фильмом можно смело ознакомится.
Открывающая сцена показывает нам метеор, который пробивает стену маяка на берегу океана. Смена плана, и мы видим женщину, которую допрашивает в комнате со стеклянными стенами человек в химзащите. За стенами стоят толпы людей с защитными масками, даже несмотря на то, что они не находятся с женщиной в одной комнате! Кто эта женщина? Почему с ней обращаются как угрозой биологического заражения?
Смена плана, более ранние события - успешный биолог Лена ведёт лекцию о делении клеток в университете, а после занятий продолжает оплакивать пропавшего год назад мужа. Тот уехал на секретное задание и не вернулся. Погиб при исполнении - так ей сказали, однако едва утерев слёзы она замечает мужчину, поднявшегося по лестнице в её спальню, и им оказывается её муж Кейн. Вместе с мужем к Лене приходит странное ощущение - что-то с ним не так. Пропал былой задор, игривость, на их месте опустошающая отстранённость и пугающая безжизненность. Ситуация становится хуже, когда мы видим кровь в стакане, из которого Кейн отпил воды.
По пути в больницу на фургоне скорой помощи Лену догоняет колона джипов со спецназом, которые без церемоний вкалывают ей убойную дозу снотворного. Приходит в себя она уже в кабинете у женщины-психиатра, которая вводит её в курс дела. Она находится в исследовательском центре, который построили недалеко от того самого маяка из вступительной сцены. На горизонте она различает странное явление похожее на радужно переливающийся мыльный пузырь. Психиатр доктор Вентресс называет пузырь "Мерцанием" (The Shimmer) и рассказывает, что они его пытаются исследовать вот уже три года. Туда не проходят никакие сигналы, поэтому единственный способ исследовать зону - отправить отряд людей, но никто из них не возвращался обратно... кроме её мужа. Есть предположение что-либо внутри Мерцания что-то убивает людей, либо доводит до безумия и вынуждает убивать друг друга. В любом случае доктор Вентресс собирает очередную экспедицию в зону и берёт с собой Лену и ещё трёх женщин-учёных чтобы добраться до того самого маяка и вернуться. Возможно.
Если вы думаете, как много я заспойлерил вплоть до этого момента, то ответом будет - практически ничего. "Аннигиляция" начинает раскрываться, как только женский отряд пересекает границу Мерцания и демонстрировать свои фантастические пейзажи, которые постепенно раскрывают природу зоны. Повествование ведётся в достаточно размеренном темпе, хотя динамичные сцены чередуются с мирными эпизодами. Чем дальше в лес, тем толще партизаны - женскому отряду предстоит познакомится с особенностями строения зоны и пережить несколько ярких эмоциональных моментов. Нельзя сказать, что они поражают воображение, но доля изобретательности в них определённо присутствует.
Режиссёр Алекс Гарленд ("Из Машины") продолжает практиковаться в дозировании повествования. Сцены прямого повествования умело чередуются с флэшбеками, чтобы дать нам необходимый минимум информации. Как, например, в сцене с возвращением Кейна - Гарланд показывает нам веселого и жизнерадостного мужа, который значительно отличается от того истукана с мёртвым взглядом, что сидит перед стаканом воды. Режиссёр грамотно скачет между временными линиями и делится необходимыми для понимания, чтобы у нас не возникало неуютное чувство непонимания. Однако именно это дозирование в конечном итоге подводит Гарланда - излишнее желание всё объяснить и разжевать происходящее в конечном итоге губит интригу. Фильму далеко до иносказательности и вариативности домыслов, ведь до нас во что бы то ни стало хотят донести мысль, даже если этого уже не требуется! Именно поэтому ему не дотянуть до "Сталкера" или "Соляриса" Тарковского, с которыми его уже успели сравнить.
Даже стилистически Гарленд повторяет приём Тарковского - когда отряд попадает в зону, местная природа преображается. В "Сталкере" переход был от чёрно-белого изображения к цветному - Гарланд себе такого позволить не может, поэтому вместе с оператором Робом Харди они отыгрываются на цветовой палитре и экспериментируют с фильтрами - яркие цвета и обилие радужных бликов отлично поддерживают атмосферу аномальности мира внутри пузыря. То же самое происходит и со звуком - зачастую действие сопровождается сложным низкочастотным эмбиентом, часто переходящим скорее в шум, чем музыку, который подчёркивает чужеродность обстановки, в которой оказались героини. С помощью атональных шумов и бессистемных звуков создаётся чувство дезориентации - зона Х ощущается незнакомым, неизвестным, а потому пугающим местом. Но наряду с этим очень любопытно узнать, чем же всё это дело закончится.
Актёрская игра получилась на удивление смазанной - женский отряд, пробирающийся через фантастические джунгли честно отрабатывает необходимые эмоции, но яркого и неизгладимого впечатления не оставляет. Всё дело в проработке персонажей - она здесь откровенно хромает на обе ноги. Персонажам не хватает деталей, чтобы им начать сочувствовать и переживать за них. Предыстория каждой девушки в отряде рассказана широкими мазками, либо вообще опущена. При таком подходе они воспринимаются не более как статистами, которых даже не жалко.
Ну по крайней мере, Натали Портман ("Леон", "Джеки") в роли биолога Лены получилась убедительной горюющей женой с сильной мотивационной составляющей разобраться в происходящем. Однако от её лица, искаженного в гримасе боли и удивления к концу фильма немного устаёшь.
Намеренно или нет, но многие сцены фильма живо вызывают в памяти образы из видеоигр. Группа вооруженных людей с рюкзачками со спины выглядит, как кадр из Tom Clancy's The Division. Даже проникновение в "зону" виртуозно обыграно. Кадр с человеком в пустом бассейне вызывает в памяти The Last of Us - разве только что споры в воздухе не витают, хотя, как знать. А цветущие деревья в саду мне напомнили визуальный стиль Everybody's gone to the Rapture. Вот и гадай теперь, то ли это творческие заимствования, то ли намеренная отсылка.
У Гарленда получилась вариация на тему "Сталкера" - вольный ремейк на ту же тему, с той же структурой повествования и даже схожей идеологией, но в модной феминистической версии. Каждый участник экспедиции идёт туда со своей целью, причём самое обидное, что, опять же - об этом говорят прямым текстом. Делает ли это "Аннигиляцию" плохим фильмом? Нет - но, потенциал оказался бездарно потрачен. В фильме отличное изображение зоны, причём её интересно изучать вместе с главными героинями. Вместе с ними зритель пробирается всё глубже и глубже, пытаясь предугадать, что ещё ждёт впереди и каждый раз приятно ошибается - этого у картины не отнять.
"Аннигиляция" это редкий пример кино, которое вызывает вопросы и не торопится на них отвечать. Фильм даёт пищу для размышлений, однако режиссёр Алекс Гарленд сам же начинает разжевывать положенное зрителю в рот, что немного портит впечатление от просмотра и разрушает образ "умного кино". До уровня "Сталкера" Тарковского картина, конечно, не дотягивает, но его облегчённая, "женская" версия, оставляет приятное впечатление.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Другой фильм того же режиссёра
Взято: s3tr0n.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]