Рецензия на фильм "Гоголь. Вий" (2018)
---
Обычно я так не делаю, но взбрело в голову сходить на российский фильм "Гоголь. Вий", который в минувший четверг стартовал в кинотеатрах. Предварительно я, конечно, ознакомился с началом истории, которое создатели так гордо и назвали "Гоголь. Начало". Все претензии к данному творению я подробно расписал в своей рецензии, поэтому повторяться не буду. Поговорим лучше о том, что же вышло у создателей на этот раз.
Напомню, что концептуально перед нами сериал, который неожиданно для создателей начал вариться в производственном аду и они решили исторгнуть на экраны кинотеатров отснятый материал в виде двух блеклых пилотных эпизодов. Ко всеобщему удивлению, народу понравилось, и российский зритель занёс в кассу кинотеатров более 400 миллионов рублей, чем обеспечил создателей средствами и энтузиазмом продолжить начатое. Номинально, "Гоголь. Вий" это третий и четвёртый эпизод мини-сериала. Изначально планировалось 8 эпизодов, сейчас же дело хотят свести к 6 эпизодам, а значит нас ждёт всего лишь ещё один, третий, заключительный фильм. Заголовок у него уже есть - "Страшная месть", и его трейлер показывают сразу после титров второго - так сказать, подстёгивают интерес. "Смотрите в следующих сериях", что называется, однако финальной даты ещё нет - очевидно будут стремиться к концу 2018 года.
Но это дело будущего, а мы с вами вернёмся к настоящему. Я искренне надеялся, что они весь фильм посвятят истории о Вие и сгладят впечатление о сериальной структуре. Но нет - у нас тут всё-таки сериал, поэтому вот вам две новые серии - каждая со своим сюжетом, получите-распишитесь. А Вия покажут только в конце, так что не обольщайтесь.
Гоголь со своей командой единомышленников вскрывает сундук и находит записи почившего следователя Гуро, которые наводят их на теорию о системе, по которой тёмный всадник убивает девушек. Но эта линия продолжается ещё с первого эпизода и функционирует в фоне основных событий, в основу которых на этот раз лёг рассказ "Вечера накануне Ивана Купала". У одного из жителей села пропадает одна из двух дочерей, и он предполагает, что виноват один из её бедняков-кавалеров. Чтобы отыскать пропавшую, отец обращается к Гоголю и тот организовывает поиски. Одновременно с этим в селе появляется мрачный смутьян Басаврюк, который никому не нравится, но обвинить его в чём-то непотребном никто не может. Ситуацию осложняет вернувшийся из леса пастух, который влетел в село измазанный кровью и кричал о диком звере.
Четвёртый эпизод с подзаголовком "Вий" начинается с того, что жители обнаруживают на нескольких домах демонические символы. Гоголь и команда выясняют, что знаки нарисованы кровью и предназначены для Тёмного Всадника, а значит в селе есть пособник злодея, который ему помогает. По чистой случайности писарь узнаёт, что возможно одна из жительниц села - ведьма и решает это проверить, но в самый критический момент он застаёт её на полу мёртвой, а из дома убегает таинственный незнакомец в капюшоне.
Сценаристы сумели исправить один из главных недостатков первого фильма - они выкосили из речи героев практически все современные термины и благодаря этому атмосфера славянской мистики уже не настолько рушится. Масса сюжетных арок всё ещё докучает зрителю, но их размер и качество оставляет желать лучшего. Гоголь пытается понять термин "Тёмный", брошенный в его адрес ведьмой из второго эпизода, и разгадать тайну своего рождения. Доктор Бомгарт страдает от ошибок прошлого и топит горе в алкоголе. Утопленница Оксана продолжает докучать Гоголю и склоняет его к разврату. Девушка Лиза терзается чувствами и разрывается между верностью к мужу и манящей неизвестностью к писарю Гоголю. К сожалению не все герои проработаны и их регулярные метания из стороны в сторону скорее раздражают, нежели развлекают. К тому же под многими поступками нет мотивационной составляющей, отчего смотреть на неожиданные откровения и признания, возникшие на пустом месте, становится тошно.
Страдает также логика событий и герои, не задумываясь, предпринимают одно "гениальное" решение за другим. Без слёз слушать как они обсуждают теорию праздников или решают, что лучший способ защитить семерых девушек - это отправить их в заброшенный хутор в глухом лесу с парой человек охраны, просто невозможно.
Режиссёр Егор Баранов к третьему-четвёртому эпизоду решительно отказался от бредовых манер съёмок, что пошло сериалу исключительно на пользу. Больше никакого рваного монтажа, крупных съёмок рыбьим глазом или излишней обнаженки. Ракурсы более спокойные и размеренные. Статичные планы выстраиваются под стать повествованию, лишённому каких-то напряжённых моментов. В некоторых сценах авторам удаётся нагнать жути и выдать пару скримеров - от идеи сделать сельский ужастик всё-таки решили отказаться. За все два эпизода создатели создали единственную экшен-сцену - драку Гоголя с командой против богослова-экзорциста-ниндзя Хомы Брута - и лучше бы они этого не делали. Странные ракурсы и слишком тёмное помещение тесного домика ставят крест на любой попытке разобраться в происходящем, а уж когда Хома начал бегать по стенам, моё лицо само потянулось к руке, в попытках оградиться от этого мракобесия.
А вот за спецэффекты, кои-то веки можно похвалить - вот тут они действительно постарались и выдали достойную картинку, которая местами даже выглядит изобретательно - илистое дно из рук, подводные флэшбеки и, конечно, образ титульного Вия - все это выглядит опрятно и даже интересно. Наряду с этим Тёмный Всадник всё ещё смешон со своими рогами на спине, хоть создатели и пытаются нагнать ужаса его образом. Автора "гениальной" идеи выдать Всаднику два меча (он, видимо так круче выглядит, разбивая двухстворчатую дверь в хату одним своим видом) следует на эти самые два меча насадить. Он же не ведьмак Геральт из Ривии, в конце-то концов! Кстати, термин "ведьмак" в фильме даже упомянут, правда смысл в него вкладывают всё же другой.
Картинку выведи из непроглядного серо-синего фильтра и понизили контрастность - теперь и Гоголь не такой бледный, и само село не выглядит как убогие декорации, что можно отнести к плюсам.
Актеры, правда, играют все также деревянно, как раньше, но периодически на актёров второго плана находят озарения, и они даже начинают играть. Это совершенно не относится к главному герою - Александр Петров ходит весь фильм как в воду опущенный (хотя оно и понятно - до него утопленница домогается). Евгений Стычкин всё ещё раздражает, да к тому же ему экранного времени добавили - ну не вписывается он со своей треуголкой и расписным кафтаном в антураж украинского села - что поделать. Да ещё и Российскую империю Россией обозвал!
Сценаристы лёгкими вкраплениями упоминают молодость кузнеца Вакулы и его приключения с чёртом - Сергей Бадюк вообще единственный, кто хорошо вписывается в окружение, да к тому же однажды на украинскую речь перейдёт. Утопленница Оксана в исполнении Юлии Франц продолжает светить ботексными пухлыми губками, которые никак не вяжутся с образом обитательницы болот и заводей. Каждое появление её персонажа — это какая-то раздражающая хохма - и персонаж непроработанный, и метания в чувствах не разглядеть в широких стеклянных глазах актрисы. Из Хомы Брута сделали какого-то ниндзя-спецагента - и латынь тёмную читает, и по стенам бегает и деревянной механической рукой хвастается. Это мистика, в конце концов, а не киберпанк в сельской губернии - когда ведьма телекинезом отправляет вареники себе в рот, это ладно (у Гоголя такое тоже было), но разборные аугментированые деревянные кисти рук - это, ребята, перебор!
Но в целом, я откровенно ожидал худшего. После слива первых эпизодов с заголовком "Начало", авторы взялись за ум и принялись исправлять ошибки. Как самостоятельное произведение "Гоголь. Вий" смотреть невозможно - всё-таки знать события первого фильма категорически важно. Другое дело, что желания это делать не слишком много, учитывая, что следующие два заключительных эпизода выйдут невесть когда. На этом фоне, мне кажется, демонстрировать кадры из следующего фильма - ужасная ошибка. Судя по этим кадрам, нас ждёт больше экшена и, о ужас, возвращение следователя Гуро с обрезом наперевес!
"Гоголь. Вий" это третья и четвертая серии сериала от канала ТВ-3 про припадочного писаря. Если от первого фильма хотелось плеваться, то второй оказывается не настолько плох. Подтянули графику, вымели поганой метлой большинство современных терминов, да и общую кинематографичность подтянули до адекватного уровня. Хотя логика повествования регулярно ломается, и герои совершают массу глупых действий, от которых хочется схватиться за голову, дикого бреда уже меньше. Я все ещё против демонстрации сериалов в кино, так что рекомендую не рыпаться и дождаться финальных эпизодов для домашнего просмотра. Тем более что после окончания фильма авторы решили пустить видеоряд "смотрите в следующих сериях" с подзаголовком "Страшная месть" - смотрится дико и бредово без всяких поблажек.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Предыдущий фильм местной Гоголианы
Взято: s3tr0n.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]