Рецензия на сериал "Видоизмененный углерод" (Altered Carbon) 2018
---
Далёкое будущее антиутопии, злобные корпорации, человеческие аугментации, повсеместное использование искусственного интеллекта, комплексные компьютерные системы и хакеры, которые их взламывают - всё это общие слова, описывающие основные признаки жанра киберпанк. Есть в нём какая-то магнетическая привлекательность, перед которой сложно устоять. Канал Netflix в начале февраля выпустил новый сериал в стилистике киберпанка. Посмотрим, что из этого вышло.
На дворе 27 век и главное достижение человечество - возможность переносить сознание из одного тела в другое. Потенциально это дарует человечеству бессмертие, ведь можно регулярно менять одну "обложку" на другую. Сознание хранится в компактном диске - "стэке" в районе шейных позвонков и человека всё ещё можно окончательно убить, уничтожив этот самый диск - это называется истинная смерть. Богачам, живущим в высоченных небоскрёбах выше облаков доступны более широкие опции - например, можно хранить запасную копию сознания на бэкап-сервере и восстановиться даже после истинной смерти. Один из таких толстосумов Лоренс Бэнкрофт обнаруживает, что был убит за пару часов до бэкапа, поэтому он не помнит события последних пары дней. Все улики указывают на самоубийство, но сам он не верит в это и нанимает бывшего военного и повстанца Такеши Ковача, чтобы тот докопался до правды.
Сюжет закручивается постепенно, открывая всё новые грани: богач Бэнкрофт предлагает Ковачу помилование, новую обложку и целое состояние, если тот найдёт убийцу. Сам же Ковач по моральным нормам отрицает стиль жизни Бэнкрофта, но в конечном счёте берётся за дело. У него появляются помощники, среди которых бывший военный Вернон и искусственный интеллект по имени По, встроенный (внимание!) в отель. Кстати это крайне любопытный персонаж, потому что ссылается на Эдгара Алана По, да и отель называется "Ворон" - есть что-то непревзойдённо-эстетическое в ИИ, подражающему манерам поведения писателю 18 века с дробовиком в руках.
Не забывают авторы обыграть прошлое тела, в котором находится главный герой. Обложки обладают не только внешностью и физическими данными, но несут в себе остаточную и мышечную память предыдущего владельца, ну а про преследующее прошлое и говорить не надо. Ковачу досталось тело полицейского Райкера, который обладал достаточной физической подготовкой, да к тому же за которым охотилось пара бандитов. С этим также будет связана пара сюжетных арок, в которых ещё предстоит разобраться.
И создатели не стесняются всё это вываливать на зрителя самосвалом. Причём сценаристы целенаправленно разжёвывают всё и крайне тщательно - изучать принцип работы стэков и обложек, выцепляя куски информации из диалогов, оказалось очень интересно. Персонажи разговаривают много, часто и обстоятельно, поэтому недостатка в словесном материале не будет. С другой стороны, в районе середины сезона это начинает оборачиваться серьёзным минусом и становится инструментом искусственого затягивания. Многие вещи, которые и так уже понятны, авторы с упорством горного козла продолжают вкладывать в речь героев. В последних двух эпизодах это начинает откровенно утомлять и раздражать - мало того, что персонажи не унимаются в своём словесном поносе, так и играть перестают - пучат глаза, выдавливают эмоции и продолжают нести ересь. События, которые можно было подать более элегантно и молчаливо с помощью одной лишь актёрской игры, продолжают сопровождаться многосложными словесными конструкциями.
Кажется, создатели испугались за аудиторию, которая может потеряться в хитросплетениях сюжета (по факту авторы рассказывают ворох небольших историй, которые оказываются хитро переплетены между собой), что заставляют персонажей разъяснять буквально всё и это плавно переводит положительную сторону сериала в минус.
Авторы отрабатывают тематику нео-нуара на 100% процентов. Визуальная идентификация мрачного будущего происходит мгновенно с первых же кадров. Бетонные декорации, мокрый асфальт, обилие неона и масштабные яркие рекламные щиты на каждом углу - всё буквально кричит о том, что это классический киберпанк. К тому же авторы наслаждаются созданной визуальной стилистикой - мрачный реальный мир, кислотная с завышенным контрастом виртуальность и лёгкий налёт смазанного края в симуляциях - в каждом образе и кадре авторы хвастаются своим чувством стиля.
Декорации, конечно, ограничены десятком помещений и редко дают насладиться простором и чистым воздухом - это всё-таки сериал, а не полнометражный фильм, но зато проработка интерьеров определённо радует. Тот же отель "Ворон", например, изобилует мелкими деталями, ссылающими к творчеству писателя и смежным тематикам.
С динамикой всё тоже очень хорошо - стильные размеренные сцены перемежаются с агрессивным и жестоким экшеном, причём несколько раз авторы сводят в бою обнаженных персонажей (фетиш у них такой, что ли?). Изредка авторы радуют элегантными сценами секса, правда изобретательности в этом плане ждать не приходится.
Зато с поднимаемыми темами все предельно хорошо. В чём смысл жизни, когда ты можешь прожить сотни лет? На какие поступки готов человек, чтобы вновь почувствовать радость жизни? Бесконечная жизнь - это благо или проклятие? Стоит ли продлевать себе жизнь и превращаться в скучающее существо, наблюдая как века сменяют друг друга, или же наслаждаться каждым мгновением короткой, но насыщенной жизни? Что делает нас людьми и где грань, различающая живое существо и пустой оболочки? Как может быть взаимосвязана наука и религия? Могут ли они существовать бок о бок? Авторы задают кучу вопросов и не на все дают ответы, оставляя место для размышления.
Разбираться в устройстве мира оказывается гораздо интереснее, чем следить за основной сюжетной линией. Например, когда преступников ловят, их стэк помещают в заморозку, а тело запаковывают в вакуумный пакет до лучших времён. Но при определённых обстоятельствах это тело-обложку могут одолжить кому-то другому - хозяину-то она пока без надобности! Так на свет появляются довольно забавные сцены, где бабушка одной из героинь оказывается в теле бородатого байкера в татуировках.
С юмором всё довольно грустно - нам пытаются рассказать драматичную историю человеческого неравенства и обесценивании человеческой жизни - какие уж тут шутки. Впрочем, иногда персонажи расслабляются и создают забавные ситуации. Но это скорее номинальная игра на контрасте, как например, в сцене, где суровый мужик с пистолетами и розовым рюкзачком с изображением миленького единорога расстреливает медперсонал.
Юэль Киннаман ("Убийство", "Шальные деньги") сыграл главного героя Такеши Ковача - опытного бойца, которого с детства готовили убивать и не сожалеть о содеянном. Интересный момент с персонажем связан с тем, что сознание Такеши пересадили в тело бывшего полицейского, у которого самого остались незаконченные дела. Многочисленные эпизоды прошлого показывают Такеши в оригинальном теле, но удивительным образом он не ощущается другим человеком. Местами даже кажется, что манера движения у разных "обложек" одна и та же. Сам же Киннаман смотрится крайне харизматично и убедительно - этакий рыцарь будущего без страха и упрёка, который тем не менее всё еще способен испытывать эмоции.
В роли полицейской Кристин Ортега выступила Марта Игареда ("Школьный стрелок", "Строптивая девчонка"). Традиционный образ сильной и уверенной в себе женщины, выполняющей работу наряду с мужчинами, не предлагает ничего нового, но и не раздражает особо.
Крис Коннер ("Доктор Хаус", "Скорая помощь") исполнил роль По. Образ синтета, управляющего отелем бесконечно прекрасен и каждый эпизод с ним - эстетическая радость.
Лоренс Бэнкрофт в исполнении Джеймс Пьюрфой ("Рим", "Обитель зла") выглядит довольно обыденно, но с другой стороны, как иначе может выглядеть человек, проживший не одну сотню лет? Так что получившийся образ можно считать отыгранным на все 100%.
Райлин Кавахара, которую исполнила Дичен Лакмэн ("Кукольный дом", "Отчаянные меры"), начнёт раздражать с самого своего появления в середине сезона. Одинаковое выражение лица по ходу пьесы и вялые попытки выдавливать эмоции не привлекают от слова вообще. И даже сцена с её обнаженными клонами не сильно спасает положение.
По сути получился нео-нуарный детектив с обилием загадок, который многое берёт от "Бегущего по лезвию" в плане атмосферы, но при этом использует иные средства для повествования. В нём много стиля и много разговоров, которые в какой-то момент из достоинства трансформируются в недостаток. Но мир, созданный авторами, радует глаз и восхищает уровнем проработки. Если к следующему сезону создатели перестанут считать зрителей идиотами и столь тщательно всё разжёвывать, получится даже хорошо.
"Видоизмененный углерод" получился любопытным киберпанк сериалом, но не без недостатков. В нём шикарное устройство мира и проработанная вселенная. Визуально всё выглядит отлично и отрабатывает атмосферу на 100%. Однако, на ряду с этим ко второй половине сезона авторы теряют хватку и начинают размазывать сопли и затягивать повествование, что негативно сказывается на общем впечатлении. Фанаты киберпанка всё равно будут в восторге, остальным смотреть строго по желанию.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Сериал Netflix про акт вандализма
Фильм от Netflix с Бредом Питом
Фильм от Netflix про аномальную зону на Земле
Фильм Дени Вильнёва прошлого года про тягучий киберпанк
Игра про певицу в киберпанк вселенной
Игра про будущее, аугментации и раскол общества
Взято: s3tr0n.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]