Серафим Огурцов: до, вместо и после
---
Как известно, Россия - страна чиновников. Они тут главные, вся страна работает на них и вообще существует ради их благополучия.
Туповатый и вороватый государев человек - символ нашей Отчизны испокон веков, сегодня и навсегда.
Смеяться над чиновниками или, тем паче, критиковать их в реале всегда опасно - можно и огрести, а то и присесть лет на пять за разжигание социальной розни. Поэтому мы смеёмся над ними только в кино. И мало кто будет спорить с тем, что самый смешной чиновник в отечественном фильмостроении - это Серафим Иванович Огурцов из "Карнавальной ночи".
* * *
Начнём с того, что Огурцов - микс из двух персонажей.
Первый из них очевиден - это Бывалов из х/ф "Волга-Волга" в исполнении того же самого Игоря Ильинского.
А вот второй источник менее известен - это Ушатов из фильма «Доброе утро» 1955 года.
"Доброе утро" - производственная комедия с элементами феминизма. Суть вкратце в следующем: женщины хотят строить светлое будущее наравне с мужиками и просят направить их возить уголь на БелАЗах и управлять экскаваторами «Кировец». Ну, чтобы весь день по уши в грязи, по колено в воде и не жрамши – а как иначе-то; в бигудях и с маникюром экономику особо не возродишь.
Однако этому светлому почину ставит палки в колёса бюрократ Ушатов в исполнении Афанасия Белова, который все свои телефонные распоряжения заканчивает энергичным «Шуруй! Вкалывай! Лады!» – эти его слова стали одним из самых популярных мемов конца пятидесятых.
«Доброе утро» снято в 1955 году, а «Карнавальная ночь» – в 1956-м. Совпадение? Да щас.
Не стоит сомневаться, что Эльдар Рязанов "Доброе утро" видел и ушатовские фишечки талантливо имплантировал в Огурцова.
Итак, мы выяснили, кто был ДО Огурцова, теперь посмотрим, кто был ВМЕСТО.
* * *
Спустя 13 лет, в 1969 году, исполнитель роли Огурцова Игорь Ильинский решает собственноручно снять сиквел "Карнавальной ночи". Название - «Старый знакомый» - прозрачно намекает, что главным героем будет Огурцов.
Из сиквела мы узнаём, что за прошедшие с приснопамятной «Карнавальной ночи» годы Огурцов женился на своей придурковатой секретарше
и взял себе в замы Некадилова, лектора про жизнь на Марсе.
С их помощью Серафим Иванович должен выполнить очередное задание обкома партии – организовать современный Парк культуры.
Диспозиция та же, что и в «Карнавальной ночи» – косный Огурцов против свободомыслящего нового поколения. В союзники к молодёжи добавили седого как лунь и печального как рыба-пьеро Николая Рыбникова.
Господи, каким он парнем был, как в поля с гармошкой выходил в «Весне на Заречной улице», а тут абсолютно сломленный жизнью человек с безжизненным экстерьером.
Но основная причина общей слабости "Старого знакомого" – это непосредственно Огурцов. Он тащил на себе «Карнавальную ночь», не будучи главным героем; став таковым в сабже, он, как ни парадоксально, уверенно тянет фильм на дно.
Похоже, Ильинский рассчитывал, что благодаря Серафиму Ивановичу, полюбившемуся всему СССР, успех сиквелу обеспечен в любом случае; но нет – в отсутствии достойного текста уморительный персонаж вянет как роза в доменной печи. Зрителям только остаётся недоумевать – почему Огурцов был так хорош раньше и почему сейчас он вместо заливистого смеха вызывает беспощадную скуку.
Впрочем, в "Старом знакомом", по аналогии с «Карнавальной ночью», тоже есть второплановый персонаж, который спасает фильм – это кочующий креакл, организатор массовых мероприятий, сексуально озабоченный творческий трутень Самецкий в исполнении Владимира Этуша.
То бишь Самецкий, при всём своём отличии от Огурцова, неожиданно для создателей фильма занял его место, и вполне удачно.
Самецкий берётся устроить в честь придуманного им самим Международного Дня Водолаза шокирующее супершоу с участием Евгения Моргунова, цыганского ансамбля «Красное Монисто» и группы обнажённых русалок, поющих:
Без лишних слов, без громкой фразы,
В любых условиях, везде
Большое дело водолазы
Спокойно делают в воде.
Однако молодёжь, обнаглевшая после хрущёвской оттепели, устраивает гнусную провокацию, и водолазный праздник заканчивается массовым побоищем, утоплением Моргунова и цыган в пруду, а также значительным ущербом для материально-технической базы Парка Культуры.
Финал фильма содержит очевиднейший намёк на продолжение огурцовской саги, но такового в те годы не случилось.
* * *
Итак, мы уже поговорили о том, кто был ДО Огурцова и ВМЕСТО Огурцова, осталось выяснить, кто был ПОСЛЕ.
Хотя, думаю, вы и сами знаете и помните. Потому что такой ужас забыть невозможно.
В фильме 2006 года "Карнавальная ночь 2" идеологическим наследником Огурцова позиционируется бюрократ Кабачков в исполнении Сергея Маковецкого.
Качество "Карнавальной ночи 2" чудовищное; фильм, несомненно, входит в пятёрку худших отечественных киноподелок ever.
Обливаясь слезами разочарования при просмотре, можно заметить висящий на стене портрет незабвенного Серафима Ивановича:
Эта милая отсылка вызывает жесточайшую фрустрацию и немедленное желание пересмотреть старую добрую "Карнавальную ночь" с настоящим, солёным и хрустящим Огурцовым, что я вам и советую сделать по завершении чтения поста.
* * *
Другие ДЛИННЫЕ посты про кино: "Идиот", "Преступление и наказание", "Анна Каренина", "Фауст", "Братья Карамазовы".
Взято: andeadd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]