Про религию в Армении
---
Прилетел в Армению. Конечно, два дня здесь очень мало, и опять всё приходится делать в режиме "галопом по Европам". Послушавшись ваших многочисленных советов, сорвался вчера из Еревана, и поехал на однодневную экскурсию в монастырь Татев, совсем на другом краю страны! В процессе узнал много интересного про религию в Армении, которой сами армяне очень гордятся.
Давайте вам немного расскажу, а вдруг вы этих вещей ещё не знали...
Армяне - христиане, но не православные и не католики. У них своя отдельная церковь: Армянская апостольская. Согласно традиции армянский царь Трдат III принял христианство сам, и сделал его официальной религией всех армян в 301 году! Сегодня учёные считают, что скорее всего это было чуть позднее, в 314, но это всё равно раньше, чем веру принял римский император Константин, построивший новый Рим. Таким образом армяне стали первым христианским государством, чем очень гордятся.
История крещения Армении похожа на многие подобные легенды: Григорий Просветитель проповедовал в стране истинную веру, но царь велел арестовать его и казнить. Почему-то Григорию не отрубили голову, а казнили образом достойным злодеев из фильмов о Джеймсе Бонде: его бросили в тёмную яму, полную ядовитых змей и скорпионов. Разумеется, эти гады не стали трогать праведника (потому что он молился!), а какая-то женщина тайком бросала ему в яму хлеб. Так он просидел в яме 13 лет.
Та самая яма - сегодня одна из главных достопримечательностей страны
А потом царя хватило безумие, и никакие лекари не могли ему помочь. Тут кто-то вспомнил, что в яме сидит Григорий, его достали, и он смог исцелить больного монарха. Трдат тут же принял христианство, и всех своих подданных тоже заставил.
Сегодня над этой ямой построен монастырь Хор Видап. Он расположен в очень живописном месте, недалеко от границы с Турцией, у подножия горы Арарат.
* * *
Уже через несколько лет после крещения армянские паломники отправились в Иерусалим и обосновались там, создав первую общину армянской диаспоры. Именно поэтому в старом городе Иерусалима по сей день существует отдельный Армянский Квартал (в добавок к Христианскому, Еврейскому и Мусульманскому).
* * *
Кстати в то время у армян ещё не было своей письменности. Устный язык был, а письменности не было. Поэтому первый век христианства святые тексты читались на греческом и арамейском. Разумеется, это мешало распространению веры среди простых людей. В наше время власти скорее всего выбрали один из существующих алфавитов для записи устной речи - скорее всего латиницу, или может быть кириллицу, но армяне пошли другим путём. В самом начале V века учёный Месроп Маштоц по просьбе католикоса создал для них собственный алфавит, перевёл и записал с его помощью библию. Теперь священники могли проповедовать на родном языке.
Изначально в армянском алфавите было 36 букв, но со временем в него добавили ещё три, и теперь их 39! А вы думали русские 33 это много.
* * *
Армянские богословы участвовали в нескольких первых вселенских соборах, которые состоялись после крещения Римской Империи. Они присутствовали на Никейском (325 год) и Константинопльском (381) соборах, так же заявили о согласии с результатами с Эфесским (431) собором. В итоге армяне принимают учения о Святой Троице.
Но с результатами Халкидонского собора (451) армянская церковь не согласилась, таким образом отделившись от католиков и православных.
* * *
Одно из интересных религиозных проявлений армянской религии - Хачкар (дословно - "камень с крестом"). Это такие крупные каменные плиты, на которых выгравированы кресты покрыты вычурной вязью. Они немного похожи на могильные плиты, но не являются ими - такие устанавливались по открытым небом, возле обочин дорог, перед церквями и монастырями. Говорят, первые хачкары были очень простыми, но с годами их орнаменты становились всё сложнее и сложнее, и многие из узоров, дошедших до наших времён являются настоящими шедеврами.
Вообще, я заметил, что в армянской архитектуре большое количество очень сложной вязи. Наверное они переняли это от своих ближневосточных соседей. Похожие узоры я видел в мавританской Альгамбре, и удивительной Белой Мечети в Абу-Даби.
На протяжении всей своей истории армяне жили под боком великих империй: римляне, персы, монголы, турки постоянно захватывали армянские территории, заставляли армян платить дань, и всячески пытались их интегрировать. Но уникальная письменность и собственная вера, которую они хранили на протяжении веков помогли армянам сохранить свою культурную идентичность.
Из-за постоянных внешних набегов, армянские монастыри были расположены в труднодоступных горных точках, и часто были похожи на крепости. Именно таким является монастырь Татев, который стоит на обрыве глубокого ущелья.
Тем не менее бывали случаи, когда наступающие армии захватывали эти монастыри, и сжигали все священные тексты. Поэтому каждый монах был обязан наизусть выучить какую-то часть библии, чтобы переписать её с памяти в случае такой беды.
Архитектурно, армянские церкви и соборы схожи с теми, что я видел в Грузии. Наверное самым главным сходством являются остроконечные "купола" этих зданий.
Внутри у них больше различий. Например в армянских церквях нет иконостасов (потому что нет икон), а в качестве алтарных перегородок используются занавески.
* * *
В Татевском монастыре находится гробница Григора Татеваци. Он умер в 1409 году, и был последним деятелем, которого Армянская Церковь причислила к лику святых.
Шестьсот лет списки армянских святых не изменялись. Однако в 2015 году святыми были объявлены полтора миллиона жертв армянского геноцида в Турции (поимённо они не назывались).
* * *
Во время советского периода большинство армянских церквей было закрыто - на всей территории республики официально действовали только два собора. Множество остальных зданий использовались в качестве складов.
* * *
Кстати, Армения стала для меня 70 посещённой страной.
Давайте вам немного расскажу, а вдруг вы этих вещей ещё не знали...
Армяне - христиане, но не православные и не католики. У них своя отдельная церковь: Армянская апостольская. Согласно традиции армянский царь Трдат III принял христианство сам, и сделал его официальной религией всех армян в 301 году! Сегодня учёные считают, что скорее всего это было чуть позднее, в 314, но это всё равно раньше, чем веру принял римский император Константин, построивший новый Рим. Таким образом армяне стали первым христианским государством, чем очень гордятся.
История крещения Армении похожа на многие подобные легенды: Григорий Просветитель проповедовал в стране истинную веру, но царь велел арестовать его и казнить. Почему-то Григорию не отрубили голову, а казнили образом достойным злодеев из фильмов о Джеймсе Бонде: его бросили в тёмную яму, полную ядовитых змей и скорпионов. Разумеется, эти гады не стали трогать праведника (потому что он молился!), а какая-то женщина тайком бросала ему в яму хлеб. Так он просидел в яме 13 лет.
Та самая яма - сегодня одна из главных достопримечательностей страны
А потом царя хватило безумие, и никакие лекари не могли ему помочь. Тут кто-то вспомнил, что в яме сидит Григорий, его достали, и он смог исцелить больного монарха. Трдат тут же принял христианство, и всех своих подданных тоже заставил.
Сегодня над этой ямой построен монастырь Хор Видап. Он расположен в очень живописном месте, недалеко от границы с Турцией, у подножия горы Арарат.
* * *
Уже через несколько лет после крещения армянские паломники отправились в Иерусалим и обосновались там, создав первую общину армянской диаспоры. Именно поэтому в старом городе Иерусалима по сей день существует отдельный Армянский Квартал (в добавок к Христианскому, Еврейскому и Мусульманскому).
* * *
Кстати в то время у армян ещё не было своей письменности. Устный язык был, а письменности не было. Поэтому первый век христианства святые тексты читались на греческом и арамейском. Разумеется, это мешало распространению веры среди простых людей. В наше время власти скорее всего выбрали один из существующих алфавитов для записи устной речи - скорее всего латиницу, или может быть кириллицу, но армяне пошли другим путём. В самом начале V века учёный Месроп Маштоц по просьбе католикоса создал для них собственный алфавит, перевёл и записал с его помощью библию. Теперь священники могли проповедовать на родном языке.
Изначально в армянском алфавите было 36 букв, но со временем в него добавили ещё три, и теперь их 39! А вы думали русские 33 это много.
* * *
Армянские богословы участвовали в нескольких первых вселенских соборах, которые состоялись после крещения Римской Империи. Они присутствовали на Никейском (325 год) и Константинопльском (381) соборах, так же заявили о согласии с результатами с Эфесским (431) собором. В итоге армяне принимают учения о Святой Троице.
Но с результатами Халкидонского собора (451) армянская церковь не согласилась, таким образом отделившись от католиков и православных.
* * *
Одно из интересных религиозных проявлений армянской религии - Хачкар (дословно - "камень с крестом"). Это такие крупные каменные плиты, на которых выгравированы кресты покрыты вычурной вязью. Они немного похожи на могильные плиты, но не являются ими - такие устанавливались по открытым небом, возле обочин дорог, перед церквями и монастырями. Говорят, первые хачкары были очень простыми, но с годами их орнаменты становились всё сложнее и сложнее, и многие из узоров, дошедших до наших времён являются настоящими шедеврами.
Вообще, я заметил, что в армянской архитектуре большое количество очень сложной вязи. Наверное они переняли это от своих ближневосточных соседей. Похожие узоры я видел в мавританской Альгамбре, и удивительной Белой Мечети в Абу-Даби.
На протяжении всей своей истории армяне жили под боком великих империй: римляне, персы, монголы, турки постоянно захватывали армянские территории, заставляли армян платить дань, и всячески пытались их интегрировать. Но уникальная письменность и собственная вера, которую они хранили на протяжении веков помогли армянам сохранить свою культурную идентичность.
Из-за постоянных внешних набегов, армянские монастыри были расположены в труднодоступных горных точках, и часто были похожи на крепости. Именно таким является монастырь Татев, который стоит на обрыве глубокого ущелья.
Тем не менее бывали случаи, когда наступающие армии захватывали эти монастыри, и сжигали все священные тексты. Поэтому каждый монах был обязан наизусть выучить какую-то часть библии, чтобы переписать её с памяти в случае такой беды.
Архитектурно, армянские церкви и соборы схожи с теми, что я видел в Грузии. Наверное самым главным сходством являются остроконечные "купола" этих зданий.
Внутри у них больше различий. Например в армянских церквях нет иконостасов (потому что нет икон), а в качестве алтарных перегородок используются занавески.
* * *
В Татевском монастыре находится гробница Григора Татеваци. Он умер в 1409 году, и был последним деятелем, которого Армянская Церковь причислила к лику святых.
Шестьсот лет списки армянских святых не изменялись. Однако в 2015 году святыми были объявлены полтора миллиона жертв армянского геноцида в Турции (поимённо они не назывались).
* * *
Во время советского периода большинство армянских церквей было закрыто - на всей территории республики официально действовали только два собора. Множество остальных зданий использовались в качестве складов.
* * *
Кстати, Армения стала для меня 70 посещённой страной.
Взято: levik.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]