«Покажи мою голову народу — она стоит того»
---
Эта голова, которая стоила того, чтобы показать ее народу слетела с плеч 5 апреля 1794 года. А принадлежала она пламенному Жоржу Жаку Дантону. Он был одним из творцов Великой Французской революции, одним из ее отцов-основателей.
Дантон голосовал за казнь короля. Именно по его инициативе появился революционный трибунал, утопивший Францию в крови. Но кто тогда, в январе 1793 года думал, что революция так быстро уничтожит своих творцов.
Он был главой Комитета Общественного спасения. Но в обстановке постоянного террора нельзя было расслабляться ни на минуту. А инициатива все больше переходила к радикалам. То есть Робеспьеру. Дантон еще помог ему расправиться с эбертистами в марте 1794 года, но только затем, чтобы приблизить свой конец. Причем его предупреждали, что дело плохо и имеет смысл подумать о том, чтобы уехать из Франции. Но Дантон ответил, что «родину не уносят на подошвах сапог» и вскоре был арестован.
На судьбе он был мужественен, хотя и прекрасно понимал, что его конец будет таким же, как у всех, кто оказался перед трибуналом. На вопрос о том, каково его имя, возраст и где он живет, дал ответ:
«Имя мое Дантон; оно довольно известно в революции; мне 35 лет; жилищем моим скоро будет Ничто, имя же мое будет жить в Пантеоне истории».
После того, как ему объявили смертный приговор, Дантон заметил, что «Робеспьер последует за мной».
Перед тем, как его гильотинировали, Дантон сказал палачу: «На меня хватит одного ремня, другой прибереги для Робеспьера».
Ремень и в самом деле вскоре пригодился. В отношении Робеспьера Дантон оказался полностью прав. 10 термидора (28 июля) террор, развернутый Робеспьером закончился тем, что его самого гильотинировали под аплодисменты толпы.
Взято: valerongrach.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]