Русское национальное достояние родом из Китая?
---
Самовар! Это чуть ли не единственная гордость русского человека, этакий символ роскошной жизни тех лет и обязательный атрибут сладких чаепитий. Самовар символизирует Россию наравне с матрешкой и балалайкой, а тот факт что туристы везут его на память в качестве сувенира, лишь подтверждает сказанные мной слова. Еще забавней наблюдать за реакцией иностранцев которые искренне не понимают зачем к нему предлагают докупить и валенок. Но представляете, если верить историческим зарисовкам, то это пузатое медное чудо - не наше! Оказывается в Китае давно есть прообраз русского самовара, в котором они супы варили и пельмени, а древние римляне в подобном устройстве так и вовсе варганили глинтвейн. Короче, наливайте чай по кружкам, сейчас я вам несколько интересностей расскажу.
Если верить историкам и археологам которые вели раскопки в древнем Риме, а поводов им не верить у меня нет, то первые прообразы столь русского по нашему духу агрегата появились именно там. Наверное завернутые в простынку римляне валялись на мраморных плитах и гоняли напитки подогретые в этом сосуде, так похожем на наш самовар. Правда прозвали они его почему-то диковинным словом "аутепса", ну и бог с ними, ведь вся слава потом нам досталась. Тем более они там не чай готовили, а глинтвейн. Да-да, мои любимые читатели, они подогревали в этом устройстве воду, но не для того чтобы травки разные заваривать, а для того что бы винишко разбавлять. Вот и получается что "аутепса" это такой древнеримский самовар для глинтвейна, который после падения великой империи утонул в истории и не получил всемирного распространения.
2.
А вот китайский "Хо-Го" намного ближе по своему прообразу к нашей классике, но с одним весомым отличием - корпус "Хо-Го" не замкнутый, без крышки. Создано это для того что бы легче было подогревать супы и отваривать пельмешки, наблюдая за процессом. Вот представляете гады какие, в самоваре пельмешки варят, они бы еще туда доширак закидывали... а они закидывали! Основываясь именно на этой теории многие историки утверждают, что вместе с китайским чаем к нам пришла и эта супница, общий вид которой наши умельцы немного подшаманили под чайные нужды.
3.
Так что именно классический самовар, тот который мы видим сейчас, нам пришлось придумывать заново. Хотя и в этом вопросе до сих пор не утихают священные битвы развернувшиеся между тульской землей и уральской, ведь каждая хочет называть именно себя родиной русского национального достояния. Хочу отметить что если у первых еще хотя бы есть пряник к чаю, то вторые по истории ближе к китайским пельменям.
4.
Давайте разбираться, почему же именно так? Официальные источники утверждают, что в 1778 году на улице Штыковой которая расположилась в городе Тула, два брата по фамилии Лисицины открыли самое первое производство самоваров в России и только этот факт легко делает этот город самоварной столицей нашей страны, а братьев национальными героями. Виват Лисицины, виват!
5.
Но в ответ на такую историческую заметку из Свердловского Государственного Архива всегда доносится истошный крик: "Не сметь, товарищи, у нас родину самовара отбирать! У нас даже бумажка есть. Ведь согласно сохранившейся описи арестованного имущества товарища Демидова от 7 фервался 1740 года, у него помимо шести кадушек меда и кулей орехов, изъяли и медный самовар. Вот вам дословно не верующие: "Самовар медный, луженый, весом 16 фунтов, заводской собственной работы".
6.
Так что и по сей день не утихает священный бой за родину нашего медного красавца. А тут еще в плюс ко всему появляются и третьи, накидывая своего добра на вентилятор и рассказывая легенду о Петре I, в которой рассказывают о заморском чудесном приспособлении для чая, что государь привез из далеких голландских земель. Ну вот и на чью сторону вставать?
7.
Хотя будем честны, кто бы не претендовал за это священное право называться родиной русского самовара, я могу отметить что этот факт мало влияет на качество проведенных с ним чаепитий, ведь самые лучшие застолья проходили только при наличии отполированного до зеркального блеска медного властелина стола. Кстати, именно в музее самоваров на хуторе Кормило что квартирует возле карельской деревни Вокнаволок на хуторе Кормило я узнал про интересную классификацию этих устройств.
8.
Это я сейчас не про банальное деление на электрический и древесный говорю, ведь работающие от тока изобретения появились намного позже, я именно про классификацию. Оказывается существовали компактные переносные версии которые назывались "дорожный" самовар, ну или же "походный". Такой самовар легко можно было взять с собой и распивать сидя в карете или на небольшом пикнике.
9.
Есть еще "вокзальный", он же иногда называется "больничный". Это здоровенный герой больших помещений, где напоить чаем могли всех желающих, поэтому и встречался он в довольно публичных местах. Есть еще версия "эгоист" которая как несложно догадаться была рассчитана всего на одного человека и является антагонистом "вокзального" самовара.
10.
Это если говорить про классификацию, но эти блестящие агрегаты еще и характеризовались по собственной форме. В этом вопросе все было намного проще, ведь они назывались по уже знакомым предметам "ваза", "банка", "шар", "яйцо", "рюмка" и "дуля".
11.
Самовар совершенно бессознательно стал частью культурного наследия русских людей. Причем ни один иностранец не сможет понять, почему к столь простому и незатейливому предмету быта, самовару, в нашей стране относятся так бережно, со всей душой. Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придает столько тепла и уюта домашнему очагу.
12.
И сколько бы лет не прошло, но даже в век современных технологий, сидя за столом с айфонами в руках, мы при виде самовара забываем обо всем, откладываем в сторону все дела и руками хватаемся за сушки или блины. Ведь русскому человеку он напоминает о далеком детстве, о любимых и заботливых руках матери, о застольях, о песнопениях и даже о лютой вьюге за окном. Так что ни одному европейцу не понять нашу любовь к этому медному чуду, а китайцам никогда не отобрать право на наше национальное достояние.
13.
Вот такой вот у меня получился пост по итогам посещения музея самоваров в районах северной Карелии. Хочу отметить что вся эта экспозиция частная и является коллекций одного человека, который про них рассказывает намного интереснее меня, погружая в историю как и самого устройства, так и некоторых моделей. Берегите самовар! А в завершении хочу сказать что у меня есть офигенный телеграм-канал, в нем посты выходят без рекламы, назойливых баннеров и комментариев. Ну или если вам важна только картинка, то у меня есть и инстаграм
Финляндия. Разочарование года
Не отморозь бубенчики
Продам снег. Недорого
Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:
Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.
По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com
Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.
Взято: alkopona.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]