Космос на Земле. Часть 1: обзор музеев космонавтики
03.04.2018 1 199 0 0 varandej

Космос на Земле. Часть 1: обзор музеев космонавтики

Космос на Земле. Часть 1: обзор музеев космонавтики музей, космонавтики, здесь, музея, Музей, космических, музеев, экспозиция, музеи, России, более, имени, ведомственных, космической, Энергия, только, этого, космоса, можно, группы

Космическая техника прекрасна своей непонятностью. Вряд ли у кого-то возникнет вопрос, зачем машине нужны колёса, самолёту - крылья или пушке - ствол. А космические аппараты своим сверкающим обликом не вызывают вообще никаких ассоциаций, и это вполне закономерно - они создаются для тех условий, которых в принципе нет на Земле. Добавьте сюда то, что в большинстве своём эти шедевры инженерного гения ещё и одноразовые, всё подлинное из космоса - почти реликвии, а размер космических кораблей и спутников ограничен мощью ракеты. Поэтому музеи космонавтики - это очень специфический жанр, примерно как морские музеи или музеи деревянного зодчества.

Закончив в прошлой части с космическими достопримечательности Москвы, перейду к обзору музеев космонавтики. Но и посты о них тоже выйдут весьма специфическими: во-первых, здесь будет много повторяющихся из поста в пост фотографий (так как каждый материал должен быть самодостаточным), а во-вторых каждый пост в течение этой весны ждут апдейты - ещё не открылся павильон "Космос" на ВДНХ, а впереди у меня Самара и Байконур. Начнём с обзора известных автору музеев, общедоступных и ведомственных.

Первая строчка в этом списке - безусловно, Музей истории космонавтики имени Константина Циолковского (сайт) в Калуге. И дело тут даже не в том, что Калуга - это колыбель космонавтики: просто с этого музея я бы советовал начинать знакомство с космической темой, если вы в ней новичок. Заложенный в 1961 году лично Гагариным, этот музей стал первым в СССР по своей теме и долгое время оставался крупнейшим, а сейчас интенсивно строит новую площадку, чтобы вновь стать таковым. На берегу Яченки его бетонное здание с куполом планетария, а рядом - аутентичная ракета "Восток-1", дублёр Гагаринского старта.

2.

Особенность калужского музея - обширная экспозиция, посвящённая даже не зарождению космонавтики, а её предыстории. Здесь есть "шар Герона" и боевые ракеты древнего Китая, средневековой Европы, России и Англии начала 19 века, портреты первых теоретиков внеземного полёта и фотографии их дел. Словом, весь тот опыт Человечества, который обобщил Циолковский.

3.

И конечно же наследие самого Циолковского - рукописи, чертежи, станки, дирижабли и макеты космических аппаратов, так и не воплощённых до сих пор. Филиалами Музея космонавтики являются несколько домов-музеев Циолковского и Чижевского в Калуге и Боровске. Общий их минус - платная, и весьма дорогая (200 рублей) фотосъёмка.

4.

Основной зал музея - очень компактная и плотная, и потому зрелищная экспозиция космических аппаратов. Большинство из них - макеты 1:1, а ещё здесь представлены всякие скафандры, предметы орбитального быта и приборы космических измерений. Я бы сказал, здесь экспозиция самая эталонная - полная и разносторонняя, но без особых уникумов и погружений в подтемы. К редким экспонатам можно отнести двигатель РД-0120 от второй ступени "Энергии" с гигантским соплом (в центре кадра) и 17-тонный спутник "Протон" над ним - на момент создания самый тяжёлый в мире.

5.

Из подлинного - пара спускаемых аппаратов и сплющенный падением фрагмент двигателя РД-107А от ракеты "Союз". Конкретно этот экземлпяр остался от первого запуска с космодрома "Восточный" 28 апреля 2016 года. Запуск, если что, был удачный, а у ракеты судьба такая - по мере отработки ступеней распадаться в полёте.

А вот несколько частиц лунного грунта. Они есть всего в двух музеях - тут и на ВДНХ.

5б.

Точнее, в Мемориальном музее космонавтики (сайт), расположенном прямо в стилабате знаменитого Монумента покорителям космоса (1964). В Москве музей моложе, чем в Калуге и Петербурге - открылся лишь в 1981 году, но после реконструкции 2006-09 годов стал безусловно крупнейшим и интереснейшим космическим музеем России. Я здесь провёл 3 часа и отснял более 400 кадров, которые в итоге тонким слоем размазались по всей "космической" серии - потому что и рассказано здесь реально обо всём. В московский музей я бы советовал идти после калужского, но до всех остальных.

6.

Зал у входа посвящён "времени первых", важнейшим достижениям космонавтики эпохи Сергея Королёва. И я уже не раз в шутку называл Монумент Покорителям Космоса - Мавзолеем Белки и Стрелки. Подлинная кабина космических собак и их чучела (не бойтесь, умерли они от старости!) - главная историческая реликвия этого музея.

7.

Небольшой красный зал подробно рассказывает о становлении космонавтики - с обилием личных вещей отцов-основателей из ГДЛы и ГИРДа и репликами экспериментальных ракет 1930-х годов.

8.

Ну а круглый портал ведёт в основной зал, под звёздным потолком изогнутый кривым коленом на двух ярусах. Единство пространства тут впечатляет само по себе:

9.

На верхнем ярусе - скафандры, быт, инструменты, еда, гигиена и прочее, причём подавляющее большинство предметов побывали на МКС и "Мире". За парапетом висят модели спутников и орбитальных станций, причём как наших, так и иностранных - одна из "фишек" этого музея в том, что здесь хоть немного представлена астронавтика, о которой в других музеях как правила нет ни слова.

10.

На спуске - тема Лунной гонки: техника, снаряжение, лунный грунт и даже скафандр американского астронавта:

11.

Рядом - немного об исследованиях космоса. Тяжёлые метеориты можно потрогать руками, и железный метеорит - он правда железный, как трактор "Кировец" после удара из плазменной пушки.

12.

Помимо моделей ракет и стартовых комплексов тут представлена и настоящая техника, в том числе ТКС "Алмаз" (см. Реутов) 1970-х годов - первый в мире частично-многоразовый космический корабль.

13.

В сквере по  соседству - филиал, чрезвычайно "живой" дом-музей Королёва (см. Останкино). Рядом и сама бескрайняя ВДНХ, где есть павильон "Космос". Там экспозиция открылась раньше самого музея, в 1967 году, но в 1990-2000-х её разбазарили, а сейчас восстанавливают и открыть обещают вот уже совсем-совсем-совсем скоро - группа вконтакте дразнит кадрами из совершенно готового с виду музея. Так что ждите пока апдейта!

14.

В 2014 на ВДНХ переехал ещё и "Буран" из Парка Горького. Теперь в нём тоже Музей космического корабля "Буран", довольно спорный, но на мой взгляд уместный, если считать главной задачей пробудить интерес у обывателя. О нём, и вообще о "Буранах" - см. Тушино.

15.

Куда менее известный московский музей находится на Ходынке - это Дом авиации и космонавтики ДОСААФ в обветшалом дореволюционном здании ресторана "Аполло". Он был основан аж в 1927 году, когда Газодинамическая лаборатория только-только начинала свои опыты в Ленинграде, но космический отдел тут появился явно гораздо позже, вероятно в 1980-е годы. В любом случае один из главных экспонатов этого музея - дух эпохи: здесь ни то что экспозиция, а сам воздух словно прямиком из советских времён. Фактически это два разных музея со входом по одному билету - ворота на переднем плане ведут в экспозцию авиации (но пара космических железяк стоит во дворе), а вход в отдел космонавтики - в торце пристройки слева:

16.

Космический отдел - это всего пара комнат и довольно стандартный набор экспонатов. Из реликвий - кабинет Гагарина, но он в "авиационном" корпусе и открывают его только для групп.

17.

А из редких экспонатов - учебная кабина "Бурана", полностью идентичная настоящей:

18.

Тему синтеза авиации и космонавтики можно продолжить в Жуковском. В крошечном (чуть больше обычной квартиры) Музее истории покорения неба (см. здесь) - учебная приборная панель "Востока", на которой тренировался Гагарин (см. здесь).

19.

Ещё один музей собрал отец Николай при своём храме Святого Пантелеймона (см. здесь) близ выезда на Быково. Авиационная, космическая и народно-прикладаная темы здесь идут вперемешку, но самый впечатяющий экспонта - "БОР-4", летавший в космос беспилотный прототип "Бурана". На космических заводах бывают часовни, а вот - космический корабль в храме.

20.

Ещё отличная космическая экспозиция есть в новомодном парке "Патриот" близ подмосковного Голицыно - скромная по размеру, но большинство из примерно дюжины экспонатов можно увидеть только здесь. В основном это новые спутники, оставшиеся от выставки "Армия-2016" и (круглая голова вдали) аутентичный "Лунник" - советский модуль для высадки космонавта на Луну.

21.

Третий большой общедоступный музей космонавтики находится на Смоленщине - в городке Гагарин, бывшем Гжатске, откуда родом Первокосмонавт. В городе и в деревне Клушино есть целый комплекс домов-музеев, а в 2011 году к ним добавился ещё и Музей Первого полёта (сайт):

22.

Его главная "фишка" - обилие второстепенных, но подлинных вещей, имеющих отношение к полёт Гагарина. Например пульты командного пункта на Байконуре или барокамера, в которой проходил подготовку Первый отряд космонавтов.

23.

Ключ на старт от "Востока-1", чемоданчик Гагарина из байконурской "командировки" и даже пользованные тюбики космической еды с первых "Востоков" и "Восходов":

23а.

С первого этажа лестница ведёт в главный зал сразу на третьем. Он представляет собой круг, вписанный в квадрат с 4 дополнительными экспозициями в углах. В центре - глобус, где с реальной скоростью воспроизводится 108 минут Гагаринского полёта. Здесь можно многое узнать о подготовке первого отряда или строительстве Байконура, а вкупе с устроенным в уголке маленьким этнографическим отделом да пейзажами окружающего малого города музей Первого полёта превращается в музей Величия Человека.

24.

Свой Музей космонавтики и ракетной техники имени Валентина Глушко есть и в Петербурге, причём с 1973 года - старше только калужский. Находится он прямо в Петропавловской крепости, где в 1932-33 годах были испытательные стенды Газодинамической лаборатории. Ионновский равелин - это колыбель уже не теоретической, а практической космонавтики.

25.

Музей курирует Федерация космонавтики, её Северо-западная организация, в гости к которой я тогда и заезжал. Экскурсию мне провёл вице-президент организации Олег Петрович Мухин, лично знавший многих конструкторов "золотого века". Музей в целом небольшой, и довольно специализированный - первая половина экспозиции посвящена становлению отечественной ракетной техники и конкретно деятельности ГДЛ, с изделиями и воссозданными стендами.

26.

Здесь мало "целых" космических аппаратов, но много различного их оборудования. Например, крупнейшая из общедоступных коллекция ракетных двигателей:

27.

Есть тут и кое-какие реликвии - например, спускаемый аппарат "Союза-16" (1974) или люк того самого "Бурана", что летал в 1988 году - крупнейший его уцелевший фрагмент:.

28.

Кроме того, космическая экспозиция в Петербурге есть в атрирумах грандиозного Музея связи близ Исаакия. И гвоздь её - настоящий, да при том пугающе огромный, спутник "Луч", в 2000 году так и не полетевший в космос.

29.

Все вышеназванные музеи - государственные и общедоступные: приходи, покупай билет да смотри. По России их, само собой, гораздо больше - от крупной "Самары Космической" до небольших музеев в родных городках, станицах и сёлах различных космонавтов и конструкторов ("Земля-Космос" в волгоградском Николаевске, мемориальный музей Германа Тиатова в алтайском Полковниково или музей Андреяна Николаева в чувашских Шоршелах). Космические залы и разделы есть в десятках краеведческих музеев по всей стране, а ведь есть ещё и Ближнее Зарубежье - например, Музей космонавтики имени Сергея Королёва в его родном Житомире или смежный по теме Музей ракетных войск на юге Украины. И это не считая того, что популяризация космонавтики в принципе набирает обороты и новые музеи то и дело открываются тут и там. Словом - эта подборка не претендует на полноту, а в апдейт ей пойдут как минимум музеи в Самаре и Монино.

Но есть у этой темы и второе дно - ведомственные музеи, то есть не государству принадлежащие, а непосредственно предприятим Отрасли. Промежуточной формой я бы назвал Национальный музей ракетно-космической техники в далёком подмосковном городке Пересвет, где находится комплекс испытательных стендов. По своему статусу это полноценный ведомственный музей, но в 2007 году с территории предприятия он переехал в центр городка, и теперь не только общедоступен (как обычные музеи), но и бесплатен (как большинство ведомственных). Экскурсии по нему водит бессменый хранитель Михаил Владимирович Хвостов, прежде на предприятии заведовавший режимом.

30.

В нескольких комнатах дома, где жил Королёв во время визитов на испытательные стенды, ныне довольно обширная экспозиция, очень интересная для подкованного в теме человека, но сложная на обывательский взгляд. Суть музея в Пересвете мне сформулировать трудно, но она где-то между ракетными двигателями, компонентами топлива и испытаниями космических кораблей.

31.

С другими ведомственными музеями всё гораздо, гораздо сложнее - они находятся на режимной территории предприятий, попасть туда - весьма нетривиальная задача, и даже то, что большинство из них бесплатны к посещению - слабое утешение. Нижеописанное не относится ни к одному из конкретных музеев - всё это собирательный и слегка эмоциональный образ.
Стандартный алгоритм попадания в ведомственные музеи таков:
1. Позвонить в пресс-службу или справочную предприятия и спросить, кто тут занимается музеем.
2. Позвонить по телефону, который вам скажут, уточнить условия посещения (обязательно - разрешена ли фотосъёмка), оставить контакты и договориться на предварительную дату. Важно - всё в телефонном режиме, на мейлы здесь обычно не отвечают, в лучшем случае перезванивают. Кроме того, будьте морально готовы, что штат музея мал и вам придётся несколько дней дозваниваться, пока нужный сотрудник в отпуске или командировке.
3. Собрать группу хотя бы человек 10, причём во многих музеях от каждого понадобятся паспортные данные, место работы с должностью или модель фотоаппарата.
4. Позвонить ещё раз, окончательно согласовать дату (хотя если группа есть заранее - эти три пункта сходятся в один).
5. Написать письмо (по электронной почте) на имя дирекора, что-то вроде: "Уважаемый (имя-отчество)! Прошу Вашего разрешения посетить музей (предприятия) группе экскурсантов от (число, месяц, год, часы, минуты). Дата и время посещения согласованы с сотрудниками музея. Список группы прилагается (собственно список). Ответственное лицо (своё имя), дата, подпись, контакты".
При этом имейте в виду, что ответственное лицо - оно действительно ответственное, и если кто-то из группы накосячит, достанется за него вам. По этой, кстати, причине, если вы блоггер - лучше всё организуйте сами, потому что вписавшись в чужую группу (активнее всего сейчас такими экскурсиями занимается сообщество "Твой сектор космоса"), вы можете неосторожным словом или кадром навредить организаторам, и в лучшем случае испортить им с таким трудом наработанные отношения с предприятием, а в худшем и подставить как-то по-крупному.

Дальше надо быть морально готовым к тому, что дата и время посещения могут измениться в любой момент, служба безопасности на любом этапе передумает вас пускать или отбракует конкретных людей из группы, за час до начала экскурсию отменят или перенесут из-за непредвиденных обстоятельств, а после состоявшейся экскурсии от вас потребуют написать отдельное благодарственное письмо на имя начальства. Хотя в целом обычно пресс-службы адекватные, сами всё понимают и стараются пойти вам навстречу. Пресс-служба и служба безопасности рассматривают вашу заявку, словно адвокат и прокурор...
Кроме того, ряд ведомственных музеев даже вышеназванный алгоритм не откроет: им требуется "бумажное" письмо от надёжной организации на её фирменном бланке с печатью и подписью начальства (наиболее котируются - от технический вузов). В целом, из мест, куда я звонил, самыми закрытыми мне показались музей НПО Машиностроения в Реутове и база технической практики МГТУ им. Баумана в Орево (под Дмитровом), хотя на последнюю всё-таки бывают экскурсии от Летней космической школы.
Ну и думаю не стоит даже пояснять, что открыты ведомственные музеи только для граждан России. Для иностранцев, начиная с белорусов, в лучшем случае понадобится ещё больше волокиты, в худшем их туда не пускают в принципе никак.

Посещение ведомственного музея - процесс не менее увлекательный. Группа собирается на проходной, приходит представитель пресс-службы, вы минуете турникеты, показывая паспорта... и вдруг взгляд дюжей охранницы падает на чей-то рюкзак:
-Что у вас там?! Покажите, пожалуйста! Ноутбук? У вас есть разрешение на ноутбук?
-Я же не буду им пользоваться....
-Это не имеет значения, ноутбуки и планшеты проносить запрещено!
-И что же мне теперь делать?
-Идите на Главную проходную, сдавайте в камеру хранения.
-Но до неё же два километра...
-Вы что, русского языка не понимаете? Запрещено, я вас так пропустить не могу.
И группа ждёт, тем более что-то сдавать приходится как правило нескольким людям. За проходной тем временем кто-нибудь сфотографирует памятник или мемориальную доску и тут же получит столь же неприятный разговор с бдительной охраной, а вы в это время будете кусать губу, как бы теперь не выгнали всю группу. Наконец, когда все в сборе, человек из пресс-службы поведёт вас через предприятие, и здесь главное сдержать себя и ничего не сфотографировать - на действующих заводах, тем более космических, тем более столь загруженных работой, как например РКК "Энергия", много сюжетов просится в кадр. Но - НЕЛЬЗЯ, и это строго. А вход в музей может оказаться в десяти метрах от забора, и забор-то передвинуть не сложно, а вот бумажек на изменение режима и статуса придётся переписывать столько, что без воли откуда-то очень сильно сверху за это не возьмьмётся никто.

И спрашивается, для кого же тогда вообще существуют эти музеи? В первую очередь - для студентов и школьников, группы которых идут сюда практически ежедневно. С одной стороны, это правильно: вопрос выживания космической отрасли сейчас - это передача опыта молодёжи, и если хоть один школьник из многих сотен после этого решит связать свою жизнь с космической индустрией или наукой - это уже немало. С другой, не понятно, почему из-за этого надо строить такое количество препятствий для взрослых, понимающих, заинтересованных людей... Тем более что скрыты за семью замками как правило вещи, которыми Россия действительно может гордиться.
В целом, где-то 80% материальных свидетельств космонавтики представлены в общедоступных музеях. Поэтому главная цель посещения ведомственных музеев - это именно реликвии космоса, для причастных заводов ставшие чем-то вроде талисманов.

Самый дружелюбный и открытый из ведомственных - это музей Института космических исследований РАН в Москве, доступный даже для иностранных граждан. Об экскурсии сюда я рассказывал вместе с другим институтом РАН - ИМБП, но в последнем не музей, а действующие стенды. Гигансткое здание ИКИ, который фактически является и полноценным заводом космических научных приборов, нависает над метро "Калужская":

32.

Весьма обширную здешнюю экспозицию я бы рекомендовал подкованным в теме людям - потому что в первую очередь музей ИКИ - это Музей приборов изучения космоса. Множество крошечных, но чрезвычайно важных предметов, для которых спутники и межпланетные аппараты - не более чем подставка.

33.

Но есть тут и кое-что, интересное даже далёким от темы людям. Например, аэростат аппарата "ВеГа" для исследования атмосферы Венеры (само собой, не подлинник, но его дублёр) или прошедший весь цикл испытаний рабочий прототип советского марсохода:

34.

Сразу два музея (вернее, музей и демзал) находятся на площадке "Энергии" в Королёве - один в неприметном здании правее кадра, другой - в Высоком корпусе, построенном для монтажа ракет, когда их производство ещё не переехало в Куйбышев (Самару). При этом посетить оба музея за один раз почти нереально - дело в том, что на площадке этой обитают как ракетно-космическая корпорация "Энергия", так и завод экспериментального машиностроения "Энергия", и хотя ЗЭМ является частью РКК, у музеев кураторы разные. Но оба музея, на мой взгляд, являются самыми интересными из ведомственных:

35.

Музей корпорации "Энергия" приницпиально отличается от всех остальных режимом посещения: с одной стороны, экскурсия сюда платная и не дешёвая (6000 рублей на группу, но не менее 300 рублей на человека), с другой - проведут её хоть для одиночки, а отказов практически не бывает. Татьяна
moscow_i_ya в своём репортаже метко называла это место Музей главных космических достижений:

36.

Здесь даже макеты привычных спутников или жилого модуля станции "Мир" (таковые есть также в Москве и в Калуге) сделаны гораздо тоньше, детальнее и убедительнее - так, как мог сделать только завод-изготовитель оригиналов. Среди макетов на кадре выше уникальный экспонат - состыкованные "Союз-Аполлон" в натуральную величину, когда-то висевшие на ВДНХ в павильоне "Космос":

37.

Но главное сокровище этого музея - это коллекция "шариков", то есть спускаемых аппаратов пилотируемых космических кораблей, всех этих "Востоков", "Восходов" и "Союзов". С одной стороны, подобные капсулы со следами горения в атмосфере есть везде, но только в этом музее - те самые капсулы: на одной летал Гагарин, на другой - Терешкова, из третьей, что со шлюзом, выходил в открытый космос Алексей Леонов, четвёртая облетела Луну с тайком подложенными внутрь черепахами... Посещение этого музея целесообразно не столько ради самого познания (хотя и в этом смысле экспозиция тут на уровне Москвы и Калуги), сколько ради прикосновения к великой истории.

38.

Демонстрационный зал завода "Энергия" - другой случай. Сюда экскурсия бесплатная, но гораздо более сложная в организации. Однако поверьте, она того стоит, и по силе впечатления демзал "Энергии" - это едва ли не лучшая экспозиция космической техники в России. Высокий корпус с 53-метровым потолком - это самый настоящий Храм Космонавтики, и основа его экспозиции - это именно крупная техника. Например, Р-1 (советский аналог Фау-2), Р-2 (первая полностью оригинальная советская ракета), разобранная пополам ГР-1, способная поразить цель в любой точке Земного шара...

39.

...макет станции "Салют-7" в натуральную величину, на котором киношники снимали одномённый фильм, и модуль "Квант-2" от станции "Мир", вернее его оставшийся на Земле дублёр. Ещё один, более проработанный "Лунник", с которого снят кадр ниже. Раньше тут стоял ещё и "Клипер" - многоразовый космический корабль, разрабатывавшийся на "Энергии", но его теперь отдали образовательному центру "Сириус" в Сочи. Вместо него поставили прототип "Федерации" - нового космического корабля, который "Энергия" готовит на смену "Союзам" и для полётов к Луне.

40.

Немало здесь и небольших предмеов вроде клапанов, солнечных батарей или плиток теплозащиты. А ещё - целая экспозиция протезов, которыми завод занимается по конверсии.

40а.

Если "Энергия" - это сердце отечественной космонавтики, то её мозг - ЦНИИмаш, расположенный буквально по соседству. При нём тоже есть музей, или вернее, многофункциональный экспозиционный центр. Сборные группы там принимают редко, да и сам МЭЦ ЦНИИмаш среди ведомственных музеев один из самых специфических и сложных для восприятия. Я бы назвал его музей космокораблестроения - не о полётах и достижениях, и не о действующих аппаратах, а о том, как создаётся космический корабль:

41.

Основная часть экспозиции - макеты... но не макеты-реплики, а макеты-прототипы, битые и обожённые в аэродинамических трубах, как и просто материалы со следами испытаний. Понять здешнюю экспозицию сложно, описать - ещё труднее, но поверьте, она впечатляет!

42.

Вплотную к ЦНИИмаш примыкает Конструкторское бюро химического машиностроения имени Алексея Исаева, и при нём тоже есть свой музей (в основном ракетные двигатели), куда я попасть не пытался. Таким образом, в Королёве ведомственных музеев целых 4 - вот что значит столица отрасли! Ещё два музея находятся в Химках - весьма трудносдоступный демзал завода "Энергомаш", фактически музей ракетных двигателей, где я так и не побывал (читайте у
zelenyikot), и музей НПО имени Семёна Лавочкина.

43.

Фактически - Музей межпланетной космонавтики. Он состоит из 5 частей - "докосмическая" (то есть авиационная) история завода, полёты к Луне, Венере и Марсу и современные разработки НПО. Самые интересные реликвии находятся именно в лунной части - это так и не отправленный Луноход-3 (на кадре выше) и капсулы, которые возвращались на Землю с образцами лунного грунта. Да, вот эти шарики были на другом небесном теле:

44.

В Люберцах, или вернее Томилино, интересен музей НПП "Звезда" имени Гая Северина, по сути дела музей скафандров и систем жизнеобпесчения, которыми занимается этот завод. Его главные реликвии - это подлинные скафандры Гагарина, Леонова и Терешковой:

45.

Большинство экспонатов музея "Звезды" можно видеть и в общедоступных музеях, но здесь они представлены наиболее системно. Сборные группы "Звезда" принимает редко, однако у неё отличный сайт с виртуальной экскурсией по музею.

46.

В Москве и Подмосковье есть ещё несколько ведомственных музеев и демзалов - уже упомянутые "Энергомаш" (Химки), НПОмаш (Реутов), КБХМ (Королёв), МГТУ им. Баумана (Орево), а также например, у Центра Хруничева (см. здесь) или у "Российских космических систем" (см. здесь), а может быть и ещё у кого-то. Само собой, подобные музеи есть и на других предприятиях по всей России, например на самарском "Прогрессе" или воронежском КБ Химавтоматики. У тех, впрочем, меньше реликвий, и многое они охотнее передают общедоступным музеям как славу не только предприятия, но и всего региона. Но всё же напоследок заглянем в Петербург:

47.

Белый Тюльпан на Тихорецком проспекте - это Центральный НИИ роботехники и технической кибернетики. Там работает Александр
alien3, благодаря которому мне удалось посетить музей ЦНИИ РТК, то есть де факто музей российских роботов:

48.

И хотя здесь большая экспозиция роботов (см. здесь) и их прототипов на разные случаи жизни (в основном экстремальные), немало в музее ЦНИИ РТК и о космосе. На кадре выше манипулятор для "Бурана", на кадре ниже - перспективный робот для внекорабельной работы на орбитальных станциях. Левее него, под стеклом - приборы системы мягкой посадки "Кактус" для "Союзов", с которой и начинался этот институт.

49.

Итак, как уже говорилось, пока что этот материал не полон. Из музеев космонавтики я планирую посетить:
- Павильон "Космос" на ВДНХ в Москве (когда его октроют)
- "Самара Космическая" в Самаре
- Музей ВВС в Монино (там всего 5 "космических" экспонатов, но мне обещали хорошую экскурсию, когда сойдёт снег).
- Музеи Звёздного Городка.
- Музеи Байконура.
Но если вам известны другие примечательные объекты по теме - делитесь. Также существует доступный к свободному скачиванию справочник "Космонавтика в музеях России" (2013) и его более новый и красивый аналог "По России космической" (2017), который в полном виде оцифровывать пока не планируется. Поэтому формально расположение музеев более-менее понятно, но интересует именно личный опыт - куда ещё стоит зайти, как в России, так и в других странах бывшего СССР.

А в следующей части - о технических памятниках космонавтики.

КОСМОС В МУЗЕЯХ И ПАМЯТНИКАХ
Музеи космонавтики по отдельности.
Калуга. Музей космонавтики и адреса Циолковского.
Петербург. Газодинамическая лаборатория.
Петербург Политехнический и музей НИИ роботехники.
Гагарин. Музей первого полёта и адреса Гагарина.
Москва. Останкино и дом-музей Королёва.
Москва. Ходынка. Дом авиации и космонавтики.
Москва. Тушино и музей "Бурана".
Москва. ИКИ и ИМБП.
Королёв. Музеи РКК "Энергия" и ЦНИИмаш
Пересвет. Музей космонавтики имени Сергея Королёва.
Химки. Мущей НПО имени Лавочкина.
Люберцы. Музей завода "Звезда" имени Гая Северина.
Жуковский и Быково. Космический корабль в церкви.
Жуковский и Музей покорения неба.
Жуковский и ЛИИ.
Голицыно. Космическая экспозиция в парке "Патриот".
Обзор космических музеев.
Популяризаторы космонавтики.
Космические музеи.
Космические памятники.
Что можно увидеть в каждом музее.
Реликвии космоса.