Битва, которую выиграл школьный учитель
---
Германские земли, формально объединенные до начала XIX века в Священную Римскую империю, а по делу жившие по принципу «каждое княжество из трех дворов само по себе» в середине XIX века оказались перед дилеммой, к какому центру силы присоединиться. Таких центров было два – наиболее сильные германские государства Австрия и Пруссия. И решиться мирным путем эта тема, конечно же, не могла.
Пруссии повезло, что в 1862 году ее правительство возглавил «железный канцлер» Отто фон Бисмарк. Он последовательно проводил политику объединения германских земель под главенством Пруссии «железом и кровью», а для этого в первую очередь надо было решить проблему главного конкурента – Австрию, которая тоже была не против объединения, но с Веной во главе, как это было во времена Священной Римской империи.
Бисмарк был выдающимся дипломатом и, готовя войну с Австрией, повел умелую внешнеполитическую игру, воспользовавшись тем, что Россия потерпела поражение в Крымской войне, причем одной из весомых причин поражения было предательство Австрии, на союз с которой рассчитывал Николай I. Поэтому в возможную войну Пруссии и Австрии, Россия вмешиваться не собиралась. Потом Бисмарк смог добиться нейтралитета и от Франции.
Но в XIX веке войны без повода начинать было уже не принято. Надо было его найти. И он вскоре появился. Бисмарк использовал путаницу в управлении Гольштейном и, обвинив Австрию в нарушении договоренностей предложил создать германский союз без нее. А кроме того подписал договор о военной помощи с Италией.
Впрочем, мелкие германские государства в предложенный Бисмарком Северогерманский союз не рвались. И тогда в июне 1866 года заблаговременно мобилизованная прусская армия оккупировала несколько небольших герцогств, а в ответ Австрия объявила войну Пруссии.
Де-факто Пруссия стала жертвой агрессии, хотя перед этим сделала все, чтобы на эту агрессию напроситься. Но зато такой поворот событий привел к тому, что в войну против Австрии по договору о взаимной военной помощи смогла вступить Италия. В результате Австрия оказалась между двух огней – с одной стороны пруссаки, с другой – итальянцы.
3 июля 1866 года прусская и австрийская армии встретились в районе Садова – Кёниггрец. Прусская армия была разделена командующим Хельмутом фон Мольтке-старшим на три войсковые группы. Сначала утром пруссаки атаковали центр и левый фланг австрийцев, но успеха не добились. Более того, австрийцы даже смоги провести успешную контратаку.
Но тут пруссаки ударили по правому флангу и тылу австрийской армии. Командующий австрийцами генерал Бенедек остановил успешно развивавшуюся контратаку и оттянул силы на правый фланг. А Мольтке не снижая давления на центральном участке и правом фланге австрийской армии начал охват левого фланга. Бенедек пришел к выводу, что ему грозит окружение и начал отводить войска на новые позиции. Но в результате началась паника и австрийская армия была разгромлена.
Причин победы пруссаков было много. Если взять техническую сторону дела, то тут сыграло роль то, что у пруссаков были винтовки Дрейзе, которые заряжались с казенной части, что резко повышало скорострельность по сравнению с дульнозарядным оружием.
А если взять чисто человеческую сторону вопроса и психологический настрой, то все описывается фразой, которую приписывают разным людям, чаще всего Бисмарку: «Битву при Садове выиграл школьный учитель».
К этому моменту в Пруссии было налажено качественное школьное обучение, что, конечно же, напрямую сказывалось на подготовке войск. Патриотическое воспитание, вбивание в голову детям, что самое главное «орднунг унд арбайтен» сыграло свою роль. Организованные пруссаки уверенно разделались с Австрией, а потом победили Францию в 1871 году. А Бисмарк реализовал все свои планы и в 1871 году провозгласил Германскую империю, в которой под началом Пруссии объединились все мелкие германские герцогства и курфюршества.
Взято: valerongrach.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]