Заратуштра - учитель греческих философов
---
Как известно, греческая философия испытала на себе сильное восточное влияние. Нужно отметить, что самые ранние греческие философские школы появились именно на востоке греческого мира в Ионии, что в Малой Азии, и что важно не раньше в 6 в. до н.э., в тот период, когда территория Ионии вошла в состав Персидской империи. В дальнейшем ионийские мудрецы расселились по всему Средиземноморью, таким образом в Италии появился вторая важная школа греческой философии - пифагорейская. Именно Пифагор первым применил термины философия и философ.
Ранняя греческая философия развивалась под явным влиянием идей зороастризма - это представление о едином, о добре и зле, об огне как первопричине всего, о душе и ее бессмертии и т.д. О влиянии Зороастра и его учения на греческих философов упоминали многие античные авторы. Диоген Лаэртский - главный информатор по истории греческой философии ставил персидских магов в начало перечисления всех мудрецов древнего мира и намекал на то, что к Зороастру восходят почти все философские учения древности в том числе индийские и иудейские. О влиянии зороастризма на иудаизм и Ветхий Завет я писал ранее.
Далее несколько отрывков из сочинений античных авторов писавших о влиянии персидских магов на мудрецов древности.
Диоген Лаэртский."О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов"
«Занятия философией, как некоторые полагают, начались впервые у варваров: а именно у персов были их маги, у вавилонян и ассириян – халдеи, у индийцев – гимнософисты, у кельтов и галлов – так называемые друиды и семнофеи (об этом пишут Аристотель в своей книге "О магии" и Сотион в XXIII книге "Преемств")»
"Афинская школа". Фреска Рафаэля Санти.
Диоген Лаэртский."О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов"
«Клеарх из Сол в книге "О воспитании" считает гимнософистов учениками магов, а иные возводят к магам даже иудеев»
Диоген Лаэртский 1.8
«Аристотель в I книге "О философии" считает, что маги древнее, чем египтяне, что они признают два первоначала – доброго демона и злого демона и что первого зовут Зевс и Оромазд, а второго – Аид и Ариман; с этим согласны также Гермипп (в I книге "О магах"), Евдокс (в "Объезде Земли") и Феопомп (в VIII книге "Истории Филиппа"), причем последний добавляет, что, по учению магов, люди воскреснут из мертвых, станут бессмертными и что только заклинаниями магов и держится сущее; то же самое рассказывает и Евдем Родосский. А Гекатей сообщает, что сами боги, по их мнению, имели начало»
Климент Александрийский "Строматы"
«Платон все время весьма ясно выражает свое уважение к варварам, помня, что и он сам, и Пифагор большую и лучшую часть своих учений заимствовали у них.
Демокрит присвоил этические учения вавилонян»
Климент Александрийский (Строматы 1.69.6)
«Пифагор увлекался учениями персидского мага Зороастра, а последователи секты, основанной Продиком даже уверяют, что у них есть тайные книги этого автора. Александр в своем сочинении "О пифагорейских символах" пишет, что Пифагор был учеником ассириянина Зарата (которого некоторые отождествляют с Иезекиилем, однако, и я могу это показать, это мнение ошибочно)»
Упоминание Климента Александрийского о том, что в его время (II в.) некоего Зарата отождествляли с с иудейским пророк Иезекиилем очень интересно. Зарат - это одно из имен Заратуштры, в античной традиции Зороастр мог быть халдеем, ассирийцем, вавилонянином и мог именоваться созвучными именами - Зарад, Зарат, Зарас, Затрауст и т.д. Тождество Иезекииля и Заратуштры могло базироваться на их общих взглядах о воскресении умерших, именно пророк Иезекииль первым провозгласил зороастрийское представление о воскресении.
Порфирий. "Жизнь Пифагора", 6
«Что касается того, где он учился, то большинство утверждает, что начала так называемых математических наук он усвоил от египтян, халдеев и финикийцев, (так как геометрией с древних времен занимались египтяне, числами и вычислениями — финикийцы, а астрономическими теориями — халдеи), а всему, что относится к культу богов и прочим жизненным правилам, научился у магов и у них заимствовал»
Порфирий. "Теологумены арифметики"
«Когда Камбис захватил Египет, то Пифагор, учившийся там у жрецов, оказался в числе пленных и, угнанный в Вавилон, был посвящен в мистерии варваров»
Ипполит. "Опровержение всех ересей", I, 2, 12
«Диодор из Эретрии и Аристоксен-музыковед говорят, что Пифагор посетил Халдея Зарату [=3ороастра], а тот изложил ему учение, согласно которому есть две изначальные причины вещей: отец и мать, отец — свет, мать — тьма, части света — горячее, сухое, легкое, быстрое; части тьмы — холодное, влажное, тяжелое, медленное; из них, из женского и мужского начала, состоит весь космос»
Плиний, "Естественная история" 30.3
«Магическое искусство, вне всяких сомнений, восходит к Зороастру из Персии, и большинство с этим согласны. Однако не ясно, был ли только один Зороастр или же после него еще один. Евдокс, утверждавший, что это была известнейшая и наиболее спасительная из всех философских школ, сообщает, что этот Зороастр жил на шесть тысяч лет ранее смерти Платона. Аристотель с этим согласен»
Плиний. "Естественная история", 30.1
«Доподлинно известно: Пифагор, Эмпедокл, Демокрит и Платон пускались в плавание, чтобы изучить ее [=магию], переживая скорее изгнания, нежели путешествия. Ее они проповедовали по возвращении, ее держали в секрете»
О самом известном греческом ученом атомисте Демокрите.
Диоген Лаэртский."О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов"
«Демокрит, сын Гегесистрата (а другие говорят Афинокрита, а третьи – Дамасиппа), из Абдеры (а иные говорят – из Милета). Он был учеником каких-то магов и халдеев, которых царь Ксеркс оставил наставниками у его отца, когда у него гостил, как о том сообщает и Геродот; у них-то он еще в детстве перенял науку о богах и о звездах»
Плутарх "О рождении души по Тимею"
«...Зарат - учитель Пифагора - называл это матерью числа, а единое - отцом»
Филострат. "Жизнь Аполлония Тианского", I, 2
«Ведь и Эмпедокл, и сам Пифагор, и Демокрит хоть и общались с магами и наговорили много сверхъестественного, а все же никогда не привлекались к суду за магию»
Климент Александрийский "Строматы"
«Итак, философия, подобно драгоценному камню, издавна сияла у варваров. Позднее проникла она и в Элладу. В Египте носителями ее были прорицатели, в Ассирии – халдеи, в Галлии – друиды, в Бактрии – саманеи, у кельтов были свои философы, а в Персии – маги (эти последние возвестили рождение Спасителя прежде всех и прибыли в Иерусалим, следуя за звездой)»
Зороастр держит небесную сферу на фреске Рафаэля "Афинская школа".
Статьи о зороастризме:
Арийский мессия Ветхого Завета
Фригийские скальные монументы
Ранняя греческая философия развивалась под явным влиянием идей зороастризма - это представление о едином, о добре и зле, об огне как первопричине всего, о душе и ее бессмертии и т.д. О влиянии Зороастра и его учения на греческих философов упоминали многие античные авторы. Диоген Лаэртский - главный информатор по истории греческой философии ставил персидских магов в начало перечисления всех мудрецов древнего мира и намекал на то, что к Зороастру восходят почти все философские учения древности в том числе индийские и иудейские. О влиянии зороастризма на иудаизм и Ветхий Завет я писал ранее.
Далее несколько отрывков из сочинений античных авторов писавших о влиянии персидских магов на мудрецов древности.
Диоген Лаэртский."О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов"
«Занятия философией, как некоторые полагают, начались впервые у варваров: а именно у персов были их маги, у вавилонян и ассириян – халдеи, у индийцев – гимнософисты, у кельтов и галлов – так называемые друиды и семнофеи (об этом пишут Аристотель в своей книге "О магии" и Сотион в XXIII книге "Преемств")»
"Афинская школа". Фреска Рафаэля Санти.
Диоген Лаэртский."О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов"
«Клеарх из Сол в книге "О воспитании" считает гимнософистов учениками магов, а иные возводят к магам даже иудеев»
Диоген Лаэртский 1.8
«Аристотель в I книге "О философии" считает, что маги древнее, чем египтяне, что они признают два первоначала – доброго демона и злого демона и что первого зовут Зевс и Оромазд, а второго – Аид и Ариман; с этим согласны также Гермипп (в I книге "О магах"), Евдокс (в "Объезде Земли") и Феопомп (в VIII книге "Истории Филиппа"), причем последний добавляет, что, по учению магов, люди воскреснут из мертвых, станут бессмертными и что только заклинаниями магов и держится сущее; то же самое рассказывает и Евдем Родосский. А Гекатей сообщает, что сами боги, по их мнению, имели начало»
Климент Александрийский "Строматы"
«Платон все время весьма ясно выражает свое уважение к варварам, помня, что и он сам, и Пифагор большую и лучшую часть своих учений заимствовали у них.
Демокрит присвоил этические учения вавилонян»
Климент Александрийский (Строматы 1.69.6)
«Пифагор увлекался учениями персидского мага Зороастра, а последователи секты, основанной Продиком даже уверяют, что у них есть тайные книги этого автора. Александр в своем сочинении "О пифагорейских символах" пишет, что Пифагор был учеником ассириянина Зарата (которого некоторые отождествляют с Иезекиилем, однако, и я могу это показать, это мнение ошибочно)»
Упоминание Климента Александрийского о том, что в его время (II в.) некоего Зарата отождествляли с с иудейским пророк Иезекиилем очень интересно. Зарат - это одно из имен Заратуштры, в античной традиции Зороастр мог быть халдеем, ассирийцем, вавилонянином и мог именоваться созвучными именами - Зарад, Зарат, Зарас, Затрауст и т.д. Тождество Иезекииля и Заратуштры могло базироваться на их общих взглядах о воскресении умерших, именно пророк Иезекииль первым провозгласил зороастрийское представление о воскресении.
Порфирий. "Жизнь Пифагора", 6
«Что касается того, где он учился, то большинство утверждает, что начала так называемых математических наук он усвоил от египтян, халдеев и финикийцев, (так как геометрией с древних времен занимались египтяне, числами и вычислениями — финикийцы, а астрономическими теориями — халдеи), а всему, что относится к культу богов и прочим жизненным правилам, научился у магов и у них заимствовал»
Порфирий. "Теологумены арифметики"
«Когда Камбис захватил Египет, то Пифагор, учившийся там у жрецов, оказался в числе пленных и, угнанный в Вавилон, был посвящен в мистерии варваров»
Ипполит. "Опровержение всех ересей", I, 2, 12
«Диодор из Эретрии и Аристоксен-музыковед говорят, что Пифагор посетил Халдея Зарату [=3ороастра], а тот изложил ему учение, согласно которому есть две изначальные причины вещей: отец и мать, отец — свет, мать — тьма, части света — горячее, сухое, легкое, быстрое; части тьмы — холодное, влажное, тяжелое, медленное; из них, из женского и мужского начала, состоит весь космос»
Плиний, "Естественная история" 30.3
«Магическое искусство, вне всяких сомнений, восходит к Зороастру из Персии, и большинство с этим согласны. Однако не ясно, был ли только один Зороастр или же после него еще один. Евдокс, утверждавший, что это была известнейшая и наиболее спасительная из всех философских школ, сообщает, что этот Зороастр жил на шесть тысяч лет ранее смерти Платона. Аристотель с этим согласен»
Плиний. "Естественная история", 30.1
«Доподлинно известно: Пифагор, Эмпедокл, Демокрит и Платон пускались в плавание, чтобы изучить ее [=магию], переживая скорее изгнания, нежели путешествия. Ее они проповедовали по возвращении, ее держали в секрете»
О самом известном греческом ученом атомисте Демокрите.
Диоген Лаэртский."О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов"
«Демокрит, сын Гегесистрата (а другие говорят Афинокрита, а третьи – Дамасиппа), из Абдеры (а иные говорят – из Милета). Он был учеником каких-то магов и халдеев, которых царь Ксеркс оставил наставниками у его отца, когда у него гостил, как о том сообщает и Геродот; у них-то он еще в детстве перенял науку о богах и о звездах»
Плутарх "О рождении души по Тимею"
«...Зарат - учитель Пифагора - называл это матерью числа, а единое - отцом»
Филострат. "Жизнь Аполлония Тианского", I, 2
«Ведь и Эмпедокл, и сам Пифагор, и Демокрит хоть и общались с магами и наговорили много сверхъестественного, а все же никогда не привлекались к суду за магию»
Климент Александрийский "Строматы"
«Итак, философия, подобно драгоценному камню, издавна сияла у варваров. Позднее проникла она и в Элладу. В Египте носителями ее были прорицатели, в Ассирии – халдеи, в Галлии – друиды, в Бактрии – саманеи, у кельтов были свои философы, а в Персии – маги (эти последние возвестили рождение Спасителя прежде всех и прибыли в Иерусалим, следуя за звездой)»
Зороастр держит небесную сферу на фреске Рафаэля "Афинская школа".
Статьи о зороастризме:
Арийский мессия Ветхого Завета
Фригийские скальные монументы
Взято: maximus101.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]