Азербайджан недоволен российским вооружением и хочет активизировать сотрудничество с Белоруссией
---
Белорусский оппозиционный ресурс "Беларуская Праўда" (базирующийся в Польше) опубликовал материал Юрия Бараневича "Поставки российского оружия в Азербайджан вызывают недовольство в Баку и негодование в Армении". Несмотря на откровенно пропагандистский и тенденциозный характер текста, ряд пассажей из него представляют некоторый интерес.
Танки Т-90С азербайджанской армии на учениях, март 2018 года (с) министерство обороны Азербайджана
Президент Беларуси Александр Лукашенко, выступив на заседании Совета безопасности Республики Беларусь в феврале текущего года, высказал претензии к России: и в Москве, и в ОДКБ серьезно недооценивают опасность складывающейся ситуации.
«Речь о том, что впервые с середины прошлого века мир находится в шаге от возникновения глобального противостояния с самыми непредсказуемыми последствиями. Нас очень беспокоят спекуляции некоторых стран на тему ядерного оружия, милитаризация Восточноевропейского региона, а также беспрецедентное наращивание военного потенциала наших стран-соседей», — по информации «Росбалт», сказал беларуский президент.
Он напомнил, что в прошлом году Беларусь председательствовала в Организации Договора о коллективной безопасности. «Нам удалось принять ряд мер, направленных на развитие вооруженных сил стран ОДКБ, укрепление их военно-технического сотрудничества, усиление позиций в мире, — отметил Лукашенко. — Трудно согласовываются вопросы, которые несут большие материальные затраты. Я имею в виду вооружение. … Россия сама по себе модернизирует вооруженные силы. Мы что-то пытаемся вместе с другими членами вооружаться, модернизироваться и так далее. Каждый сам по себе».
В свою очередь, по мнению беларуских экспертов, на данный момент, в условиях провала российской программы импортозамещения и нарастающих санкций, Москва сама с трудом справляется с модернизацией своих вооруженных сил, поэтому членам ОДКБ не стоит ждать российских подарков в виде каких-то новых образцов вооружения и техники по сбросовым ценам.
При всем этом, российские экспортные контракты в другие страны или частично не выполняются, или срываются по срокам выполнения, а к качеству их выполнения возникает множество вопросов.
Но в тоже время, это все почему-то не мешает Москве отдавать приоритет в поставках оружия странам – не членам ОДКБ, с которыми другие члены этой организации находятся в состоянии вооружённого противостояния.
Армянское недовольство
Недавняя, в январе этого года, поставка в Азербайджан очередной партии российской военной техники продолжает вызывать резкую реакцию как армянской общественности, так и руководства Армении.
Так бывает при каждом появлении на вооружении азербайджанской армии российского оружия, и то, что подобное происходит, очень нервирует армян. При этом их реакция имеет очень четкую направленность – то есть высказывания в духе «Да как Россия посмела!».
В политическом плане все сводится к попыткам надавить на Россию массовой критикой, направленной на то, чтобы Москва отказалась продавать оружие Азербайджану.
Звучат также призывы вынести вопрос на обсуждение в армянский парламент. В частности, с таким предложением выступила депутат от фракции «Елк» Мане Тандилян. Кроме того, армянский политолог Ваан Бадасян, назвал политику России «проституцией».
«Россия не впервой проводит такую политику. Это продолжается уже 200 лет. Она еще раз доказала, что ее политика – это форменная политическая проституция. Армения – единственный союзник России на Южном Кавказе, а Южный Кавказ позарез нужен России. Но Россия также является сопредседателем Минской группы ОБСЕ по поиску путей карабахского урегулирования. И если Россия, будучи посредником и стратегическим союзником Армении, вооружает противника своего союзника, то это иначе как преступлением и политической проституцией не назовешь», – отметил Бадасян, по мнению которого, народ должен проявить жесткую позицию и сдержать власти. При этом он говорит, что армяне могли бы покупать оружие у Франции, США, чтобы быть в состоянии сдерживать Азербайджан.
Еревану не стоит переживать, а Баку стоит задуматься
Несмотря на идущие время от времени российские поставки оружия в Азербайджан, по информации источников издания в беларуских военно-промышленных кругах, Баку очень недоволен состоянием и качеством военно-технического сотрудничества с Москвой и пытается найти альтернативу этому сотрудничеству.
Так, в конце прошлого года, вовремя закрытого заседания российско-азербайджанской комиссии по военно-техническому сотрудничеству Баку поднял вопрос и уделил особое внимание выполнению Россией своих обязательств по поставкам военной техники в Азербайджан в рамках выполненных и действующих контрактов.
Из-за наличия проблем в двухсторонних отношениях между Азербайджаном и РФ, которые обострились с лета 2017 года, это заседание комиссии было вынесено за рамки проведения совместной межправительственной комиссии, которую со стороны РФ возглавляет Дмитрий Рогозин.
Во время проведения комиссии Баку высказал множество претензий к развитию и состоянию российско-азербайджанского военно-технического сотрудничества.
Во-первых, были высказано недовольство к выполнению условий контрактов на поставку Т-90С, БМП-3, БТР-82, САУ «Мста-С», РСЗО «Смерч», ЗРК «Тор-М2» и других российских вооружений. При этом, основные претензии заключались в несоответствии поставленной техники определенным в контрактах перечням технической комплектации, отсутствии технической документации, выходу из строя некоторых образцов вооружений из-за явного заводского брака, а также в отсутствии комплектующих для проведения текущего ремонта.
Во-вторых, азербайджанская сторона отметила, что ракеты для РСЗО «Смерч» не взрываются при стрельбе, боеприпасы к пулеметам БТР-82А вообще не долетают к цели, а на вертолетах Ми-35 постоянно фиксируются поломки термопар, которые не дают возможности запустить двигатель. А также происходят сбои в работе бортовой аппаратуры, не работают надлежащим образом системы автоматического огня и стрельбы ракетами «Атака-М» и «Штурм-В».
Кроме того, несмотря на то, что официальный Баку категорически настаивает на устранении всех возникших проблем в течении 2018 года, российская сторона указывает на невозможность этого и предлагает решения вопроса до 2021 года – из-за текущего недофинансирования своего военно-промышленного комплекса.
При этом, проблемы с выполнением Россией своих обязательств по экспортным контрактам в последние несколько лет являются не единичными, а системными.
В тоже время, по мнению экспертов, в случае с Азербайджаном такие проблемы могут иметь и умышленный характер, который определяет необходимость для руководства России балансировать между получением валютной финансовой прибыли от экспортных контрактов с Баку. Которые, как правило, подписаны по очень завышенным ценам, и сдерживанием военного потенциала последнего в противостоянии с Арменией, которая формально является союзником Москвы на Кавказе, и находится в состоянии вооружённого противостояния с Азербайджаном.
Также не стоит забывать, что поставки Россией некачественного вооружения не только Азербайджану, а и другим партнера очень актуализирует вопрос дальнейшей эксплуатации поставленной техники. Обладая монополией производителя Москва ставит покупателя в жесткую зависимость и получает возможность подписания дополнительных контрактов уже на ремонт и модернизацию.
Двойная игра на Кавказе
Москва в своей закавказской стратегии использует метод «душить в объятиях». Причем Россия умудряется «душить в объятиях» одновременно две враждующие стороны – Армению и Азербайджан.
Как бы вызывающе это не выглядело, но такой подход на самом деле работает – Россия действительно умудряется одновременно сидеть там сразу на двух стульях, и причем уже не первый десяток лет.
Однако следует различать и понимать, что поставки оружия в Армению – это чистая политика, а в Азербайджан – еще и бизнес. В результате Россия имеет одновременно и два рынка сбыта, и сохраняет политический вес сразу в обеих странах.
Армении просто некуда деваться от Москвы, а Москве некуда деваться от Баку. Вот примерно так в двух словах выглядит формула отношений.
У Армении нет военных друзей, кроме России. Ни одна большая страна, даже США, не имеет там практических интересов. Но интересы России в Армении не имеют денежной взаимности – все поставки вооружений туда проходят за счет российских же кредитов, и по сути являются чистой политикой.
Россия является главным регулятором агрессивности армянских властей, и дает оружия ровно столько, чтобы не хватило на войну, но чтобы стимулировать закупки оружия Азербайджаном. Причем, конечно, того же российского. Таким образом, Россия одновременно поддерживает и Ереван, и стимулирует Азербайджан оставаться на связи с Москвой как с медиатором, и у России же покупать оружие – для сохранения военного баланса с Арменией.
Продажу оружия Азербайджану нельзя назвать чистым бизнесом. Это тоже политика, но больше всего России интересен именно как бизнес. В отличие от нищей Армении, Азербайджан является отличным платежеспособным клиентом. И Россия очень не хотела бы уйти с этого рынка и подарить его, например, турецким конкурентам, которые без проблем смогли бы закрыть львиную часть азербайджанских запросов.
Но что хуже всего – это заставило бы Баку перестать слушать Россию. Поэтому в этом вопросе, скорее Баку вертит Москвой, чем наоборот.
Перспективы для Минска
Официальный Баку недоволен уровнем и качеством военно-технического сотрудничества с Россией, а также деятельностью последней без оглядки на своих партнеров по ОДКБ. И азербайджанская сторона ищет другие альтернативные возможности поставок необходимой военной техники. С учетом этого открываются перспективы и для оборонной промышленности Беларуси.
Сложившаяся ситуация наглядно показывает, что Минск в первую очередь тоже должен поступать исходя из своих стратегических интересов, и интересов своей оборонной промышленности, которой нужны стабильные рынки сбыта и поступления валюты для развития.
При этом стоит отметить, что еще до заседания российско-азербайджанской комиссии по военно-техническому сотрудничеству, 9 октября прошлого года, министр обороны Азербайджана генерал-полковник Закир Гасанов посетил Беларусь, где встретился с президентом страны Александром Лукашенко, а также посетил предприятие оборонной промышленности и военный полигон.
В официальных сообщениях говорится, что министр ознакомился с боевой техникой и другой продукцией военного назначения, производимой военной промышленностью Беларуси.
Президент Лукашенко на встрече с Гасановым заявил: «Если мы что-то можем сделать для Азербайджана, готовы это сделать для того, чтобы ваш народ жил в безопасности, чтобы государство развивалось, а Азербайджан и народ его был благополучным государством, чтобы доходы населения росли, чтобы азербайджанцы (они и так не бедные) еще богаче были. Мы будем преследовать только эти благородные цели».
Гасанов же подчеркнул, что Азербайджан очень высоко оценивает военно-техническое сотрудничество с Беларусью. «Во-первых, это беларуское качество – качество отменное. Вооруженные Силы Азербайджана пользуются вооружением и техникой производства Республики Беларусь, и я с полной ответственностью министра обороны заявляю, что это высококачественное вооружение и оборудование военного предназначения с успехом применяется в азербайджанской армии. В этом вопросе мы считаем, что у нас есть еще возможности расширить это сотрудничество», – отметил азербайджанский министр.
В тоже время, по словам беларуского военного эксперта Александра Алесина, Азербайджан может искать вооружение, которое было бы сопоставимо с «Искандерами», экспортные варианты которых Россия поставила в Армению. При этом эксперт отмечает, что у Азербайджана и Беларуси давние теплые отношения, закупка оружия между странами ведется порядка 15 лет.
«Конечно, объемы закупок вооружения Азербайджаном у России гораздо больше, чем у Беларуси. Для Беларуси Азербайджан – главный покупатель вооружения. В прежние времена Беларусь продавала подержанные советские образцы, современные образцы вооружений на базе советской техники. А сейчас это новейшие образцы, такие как реактивная система залпового огня «Полонез», – говорит эксперт.
Алесин считает, что беларуский «Полонез» может дать армии Азербайджана преимущество над вооружёнными силами Армении и стать ответом на российские «Искандеры».
Танки Т-90С азербайджанской армии на учениях, март 2018 года (с) министерство обороны Азербайджана
Президент Беларуси Александр Лукашенко, выступив на заседании Совета безопасности Республики Беларусь в феврале текущего года, высказал претензии к России: и в Москве, и в ОДКБ серьезно недооценивают опасность складывающейся ситуации.
«Речь о том, что впервые с середины прошлого века мир находится в шаге от возникновения глобального противостояния с самыми непредсказуемыми последствиями. Нас очень беспокоят спекуляции некоторых стран на тему ядерного оружия, милитаризация Восточноевропейского региона, а также беспрецедентное наращивание военного потенциала наших стран-соседей», — по информации «Росбалт», сказал беларуский президент.
Он напомнил, что в прошлом году Беларусь председательствовала в Организации Договора о коллективной безопасности. «Нам удалось принять ряд мер, направленных на развитие вооруженных сил стран ОДКБ, укрепление их военно-технического сотрудничества, усиление позиций в мире, — отметил Лукашенко. — Трудно согласовываются вопросы, которые несут большие материальные затраты. Я имею в виду вооружение. … Россия сама по себе модернизирует вооруженные силы. Мы что-то пытаемся вместе с другими членами вооружаться, модернизироваться и так далее. Каждый сам по себе».
В свою очередь, по мнению беларуских экспертов, на данный момент, в условиях провала российской программы импортозамещения и нарастающих санкций, Москва сама с трудом справляется с модернизацией своих вооруженных сил, поэтому членам ОДКБ не стоит ждать российских подарков в виде каких-то новых образцов вооружения и техники по сбросовым ценам.
При всем этом, российские экспортные контракты в другие страны или частично не выполняются, или срываются по срокам выполнения, а к качеству их выполнения возникает множество вопросов.
Но в тоже время, это все почему-то не мешает Москве отдавать приоритет в поставках оружия странам – не членам ОДКБ, с которыми другие члены этой организации находятся в состоянии вооружённого противостояния.
Армянское недовольство
Недавняя, в январе этого года, поставка в Азербайджан очередной партии российской военной техники продолжает вызывать резкую реакцию как армянской общественности, так и руководства Армении.
Так бывает при каждом появлении на вооружении азербайджанской армии российского оружия, и то, что подобное происходит, очень нервирует армян. При этом их реакция имеет очень четкую направленность – то есть высказывания в духе «Да как Россия посмела!».
В политическом плане все сводится к попыткам надавить на Россию массовой критикой, направленной на то, чтобы Москва отказалась продавать оружие Азербайджану.
Звучат также призывы вынести вопрос на обсуждение в армянский парламент. В частности, с таким предложением выступила депутат от фракции «Елк» Мане Тандилян. Кроме того, армянский политолог Ваан Бадасян, назвал политику России «проституцией».
«Россия не впервой проводит такую политику. Это продолжается уже 200 лет. Она еще раз доказала, что ее политика – это форменная политическая проституция. Армения – единственный союзник России на Южном Кавказе, а Южный Кавказ позарез нужен России. Но Россия также является сопредседателем Минской группы ОБСЕ по поиску путей карабахского урегулирования. И если Россия, будучи посредником и стратегическим союзником Армении, вооружает противника своего союзника, то это иначе как преступлением и политической проституцией не назовешь», – отметил Бадасян, по мнению которого, народ должен проявить жесткую позицию и сдержать власти. При этом он говорит, что армяне могли бы покупать оружие у Франции, США, чтобы быть в состоянии сдерживать Азербайджан.
Еревану не стоит переживать, а Баку стоит задуматься
Несмотря на идущие время от времени российские поставки оружия в Азербайджан, по информации источников издания в беларуских военно-промышленных кругах, Баку очень недоволен состоянием и качеством военно-технического сотрудничества с Москвой и пытается найти альтернативу этому сотрудничеству.
Так, в конце прошлого года, вовремя закрытого заседания российско-азербайджанской комиссии по военно-техническому сотрудничеству Баку поднял вопрос и уделил особое внимание выполнению Россией своих обязательств по поставкам военной техники в Азербайджан в рамках выполненных и действующих контрактов.
Из-за наличия проблем в двухсторонних отношениях между Азербайджаном и РФ, которые обострились с лета 2017 года, это заседание комиссии было вынесено за рамки проведения совместной межправительственной комиссии, которую со стороны РФ возглавляет Дмитрий Рогозин.
Во время проведения комиссии Баку высказал множество претензий к развитию и состоянию российско-азербайджанского военно-технического сотрудничества.
Во-первых, были высказано недовольство к выполнению условий контрактов на поставку Т-90С, БМП-3, БТР-82, САУ «Мста-С», РСЗО «Смерч», ЗРК «Тор-М2» и других российских вооружений. При этом, основные претензии заключались в несоответствии поставленной техники определенным в контрактах перечням технической комплектации, отсутствии технической документации, выходу из строя некоторых образцов вооружений из-за явного заводского брака, а также в отсутствии комплектующих для проведения текущего ремонта.
Во-вторых, азербайджанская сторона отметила, что ракеты для РСЗО «Смерч» не взрываются при стрельбе, боеприпасы к пулеметам БТР-82А вообще не долетают к цели, а на вертолетах Ми-35 постоянно фиксируются поломки термопар, которые не дают возможности запустить двигатель. А также происходят сбои в работе бортовой аппаратуры, не работают надлежащим образом системы автоматического огня и стрельбы ракетами «Атака-М» и «Штурм-В».
Кроме того, несмотря на то, что официальный Баку категорически настаивает на устранении всех возникших проблем в течении 2018 года, российская сторона указывает на невозможность этого и предлагает решения вопроса до 2021 года – из-за текущего недофинансирования своего военно-промышленного комплекса.
При этом, проблемы с выполнением Россией своих обязательств по экспортным контрактам в последние несколько лет являются не единичными, а системными.
В тоже время, по мнению экспертов, в случае с Азербайджаном такие проблемы могут иметь и умышленный характер, который определяет необходимость для руководства России балансировать между получением валютной финансовой прибыли от экспортных контрактов с Баку. Которые, как правило, подписаны по очень завышенным ценам, и сдерживанием военного потенциала последнего в противостоянии с Арменией, которая формально является союзником Москвы на Кавказе, и находится в состоянии вооружённого противостояния с Азербайджаном.
Также не стоит забывать, что поставки Россией некачественного вооружения не только Азербайджану, а и другим партнера очень актуализирует вопрос дальнейшей эксплуатации поставленной техники. Обладая монополией производителя Москва ставит покупателя в жесткую зависимость и получает возможность подписания дополнительных контрактов уже на ремонт и модернизацию.
Двойная игра на Кавказе
Москва в своей закавказской стратегии использует метод «душить в объятиях». Причем Россия умудряется «душить в объятиях» одновременно две враждующие стороны – Армению и Азербайджан.
Как бы вызывающе это не выглядело, но такой подход на самом деле работает – Россия действительно умудряется одновременно сидеть там сразу на двух стульях, и причем уже не первый десяток лет.
Однако следует различать и понимать, что поставки оружия в Армению – это чистая политика, а в Азербайджан – еще и бизнес. В результате Россия имеет одновременно и два рынка сбыта, и сохраняет политический вес сразу в обеих странах.
Армении просто некуда деваться от Москвы, а Москве некуда деваться от Баку. Вот примерно так в двух словах выглядит формула отношений.
У Армении нет военных друзей, кроме России. Ни одна большая страна, даже США, не имеет там практических интересов. Но интересы России в Армении не имеют денежной взаимности – все поставки вооружений туда проходят за счет российских же кредитов, и по сути являются чистой политикой.
Россия является главным регулятором агрессивности армянских властей, и дает оружия ровно столько, чтобы не хватило на войну, но чтобы стимулировать закупки оружия Азербайджаном. Причем, конечно, того же российского. Таким образом, Россия одновременно поддерживает и Ереван, и стимулирует Азербайджан оставаться на связи с Москвой как с медиатором, и у России же покупать оружие – для сохранения военного баланса с Арменией.
Продажу оружия Азербайджану нельзя назвать чистым бизнесом. Это тоже политика, но больше всего России интересен именно как бизнес. В отличие от нищей Армении, Азербайджан является отличным платежеспособным клиентом. И Россия очень не хотела бы уйти с этого рынка и подарить его, например, турецким конкурентам, которые без проблем смогли бы закрыть львиную часть азербайджанских запросов.
Но что хуже всего – это заставило бы Баку перестать слушать Россию. Поэтому в этом вопросе, скорее Баку вертит Москвой, чем наоборот.
Перспективы для Минска
Официальный Баку недоволен уровнем и качеством военно-технического сотрудничества с Россией, а также деятельностью последней без оглядки на своих партнеров по ОДКБ. И азербайджанская сторона ищет другие альтернативные возможности поставок необходимой военной техники. С учетом этого открываются перспективы и для оборонной промышленности Беларуси.
Сложившаяся ситуация наглядно показывает, что Минск в первую очередь тоже должен поступать исходя из своих стратегических интересов, и интересов своей оборонной промышленности, которой нужны стабильные рынки сбыта и поступления валюты для развития.
При этом стоит отметить, что еще до заседания российско-азербайджанской комиссии по военно-техническому сотрудничеству, 9 октября прошлого года, министр обороны Азербайджана генерал-полковник Закир Гасанов посетил Беларусь, где встретился с президентом страны Александром Лукашенко, а также посетил предприятие оборонной промышленности и военный полигон.
В официальных сообщениях говорится, что министр ознакомился с боевой техникой и другой продукцией военного назначения, производимой военной промышленностью Беларуси.
Президент Лукашенко на встрече с Гасановым заявил: «Если мы что-то можем сделать для Азербайджана, готовы это сделать для того, чтобы ваш народ жил в безопасности, чтобы государство развивалось, а Азербайджан и народ его был благополучным государством, чтобы доходы населения росли, чтобы азербайджанцы (они и так не бедные) еще богаче были. Мы будем преследовать только эти благородные цели».
Гасанов же подчеркнул, что Азербайджан очень высоко оценивает военно-техническое сотрудничество с Беларусью. «Во-первых, это беларуское качество – качество отменное. Вооруженные Силы Азербайджана пользуются вооружением и техникой производства Республики Беларусь, и я с полной ответственностью министра обороны заявляю, что это высококачественное вооружение и оборудование военного предназначения с успехом применяется в азербайджанской армии. В этом вопросе мы считаем, что у нас есть еще возможности расширить это сотрудничество», – отметил азербайджанский министр.
В тоже время, по словам беларуского военного эксперта Александра Алесина, Азербайджан может искать вооружение, которое было бы сопоставимо с «Искандерами», экспортные варианты которых Россия поставила в Армению. При этом эксперт отмечает, что у Азербайджана и Беларуси давние теплые отношения, закупка оружия между странами ведется порядка 15 лет.
«Конечно, объемы закупок вооружения Азербайджаном у России гораздо больше, чем у Беларуси. Для Беларуси Азербайджан – главный покупатель вооружения. В прежние времена Беларусь продавала подержанные советские образцы, современные образцы вооружений на базе советской техники. А сейчас это новейшие образцы, такие как реактивная система залпового огня «Полонез», – говорит эксперт.
Алесин считает, что беларуский «Полонез» может дать армии Азербайджана преимущество над вооружёнными силами Армении и стать ответом на российские «Искандеры».
Взято: bmpd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]