Военная тайна патриарха Алексия II.
1943 г. Таллин. Алексей Ридигер.
ПАТРИАРХ Алексий II в юности вместе со своим отцом Михаилом Ридигером во время Великой Отечественной войны спасали узников фашизма, служа во Псковской православной миссии.
Эта церковная организация, созданная на оккупированной территории, была связана с подпольщиками и партизанами. Священнослужители спасли от гибели многих советских пленных.
Подвигу участников Псковской миссии был посвящен художественный фильм – Алексий II благословил его авторов рассказать правду.
Юность будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексея Ридигера пришлась на самое трудное время. Территорию Прибалтики и Псковщину фашисты заняли уже на 20-й день после начала войны. Проживавшие на этих землях люди оказались под пятой нацистов. И только вера в Бога и Победу придавала им силы. Фашисты, пытаясь взять под свой контроль и людские души, разрешили создать православную миссию. По сути, она была митрополией, охватывавшей огромную территорию. Официально священники подчинялись митрополиту Виленскому и всея Прибалтики Сергию Воскресенскому. Он возглавил миссию, ее канцелярия разместилась во Пскове.
Разведка
Немцы не знали, что миссионеры были тесно связаны с советской разведкой. Оставшийся со спецзаданием на оккупированной территории чекист Павел Анатольевич Судовлатов уговорил митрополита Сергия Воскресенского сотрудничать с антифашистским подпольем.
Он разработал секретный план – владыка должен был завоевать доверие немцев. Митрополит Сергий, скрепя сердце, приветствовал фашистов. Он добился создания Псковской православной миссии. Внешне эта организация поддерживала оккупантов.
Но втайне выполняла задания советской разведки, всячески поддерживая пленных.
Благодаря стараниям митрополита Сергия были отпущены и отданы на воспитание в православные семьи малолетние узники из концлагеря смерти Саласпилс. С 1942 года миссионеры наладили сбор средств для поддержания советских военнопленных. Священники регулярно привозили в лагеря продукты и лекарства. Скольким узникам они помогли выжить!
Сам Алексий II рассказывал, что его отец "горячо поддерживал владыку" архиепископа Павла Нарвского (Дмитровского), который входил в руководство миссии. Именно он добился у немцев для священника Михаила Ридигера пропуска на посещение концентрационных лагерей.
"...Отцу разрешили духовное окормление заключенных и помощь им продуктами и одеждой. Мой отец едва ли не ежедневно стал бывать в лагерях. Псаломщиком он, как правило, брал с собой будущего митрополита Таллинского и всей Эстонии Корнилия, а мальчиком-прислужником – меня" – так описал этот момент Алексий П.
О той поре "Жизни" рассказал сам митрополит Корнилий:
– Очень активно ездил в лагеря отец Михаил Ридигер. Сначала он брал свою матушку Елену Иосифовну. Но она не выдержала и перестала навещать пленных. Для женского сердца невозможно было видеть условия, в которых содержались несчастные. А сын Алексей всегда ездил с отцом.
Вот как вспоминает об этом Алексий II:
"Многие пленные просили их окрестить, никому из них не отказывали. Особенно жалко было детей – перепуганных, голодных. Нам удалось спасти пятнадцатилетнего Васю Ермакова и его сестренку, а также семьи священников Василия Веревкина и Валерия Поведского".
Судьба
В 1943 году Гитлер потребовал, чтобы все священники на оккупированных территориях осудили решение Священного синода Русской православной церкви и предали анафеме избранного митрополита Сергия (Старгородского) Патриархом Московским и всея Руси. Представители Русской зарубежной церкви после совещания в Вене исполнили волю Гитлера. А митрополит Сергий (Воскресенский), собрав всех представителей Псковской православной миссии и обсудив с ними приказ нацистов, дал решительный отказ предать анафеме патриарха. Немцы начали репрессии. Митрополита Сергия (Воскресенского) убили.
С приходом советской власти многие миссионеры попали в застенки НКВД. Но в январе 45-го, разобравшись, решили часть арестованных немедленно освободить.
http://www.religare.ru/2_53898.htmlВзято: foto-history.livejournal.com