Голицынские рубежи. Часть 2: партизаны, Сирия и космос в парке "Патриот"
---
О созданном в 2014-2016 годах в Подмосковье военно-историческом парке "Патриот" и окрестных городах и весях (Голицыно, Большие Вязёмы, Кубинка) я рассказал в прошлой части. Там вы можете прочесть об устройстве "Патриота", его достоинствах и недостатках и о том, что в принципе здесь можно посмотреть. Для подробного знакомства из десятка экспозиций я выбрал три - Партизанскую деревю, войну в Сирии и, конечно же, космонавтику, ради которой туда и поехал.
Партизанская деревня и ангар с "сирийской" выставкой расположены на дальней площадке "Патриота", по соседству друг с другом, и даже вход в них по одному билету. И хотя настроен я был довольно скептически, ограничиваться одной только Сирией я счёл здесь нерациональным.
2.
Пройдя в ворота под сенью сосен, я первым вспомнил многочисленные музеи деревянного зодчества, обильно разбросанные по бывшему СССР. По сути дела при парке "Патриот" создан такой милитари-скансен, и домики без окон в затянутом печным дымком сосновом бору более всего похожи на жилища древних славян или малых народов Сибири.
3.
С одной стороны, партизанское движение действительно имело грандиозные масштабы: к концу войны по лесам ходили сотни тысяч "народных мстителей", костяк которых составляли, конечно, не сельские мужики с берданками, а не сумевшие выйти из окружения красноармейцы да заброшенные в тыл отряды НКВД. Постепенно у них появилось и современное оружие, и радиосвязь (в том числе с центром), а стало быть и координация действий. Были, конечно, и "дикие партизаны", но разрозненные, малочисленные и порой вырождавшиеся в банальных разбойников. Небольшие отряды со временем сливались в полноценные военные соединения, партизаны превращались в настоящий род войск, и на территории Беларуси, Северной Украины, западных рубежей России возникали целые Партизанские края - территории, свободные от оккупации, державшиеся где-то день, где-то год, а где-то и до подхода Красной Армии. Там восстанавливались органы советской власти и создавалась полноценная инфраструктура вплоть до аэродромов (см. здесь), так что "партизанская деревня" - понятие чрезвычайно растяжимое. Можно предположить, что здесь создатели парка имели в виду базу крупного партизанского отряда из нескольких сотен человек по состоянию на конец 1943 года.
3а.
Ряд партизанских домов открывает землянка - вот эта дыра в земле слева. В таких партизаны в основном и жили, а "курная изба" символизирует в данном случае блиндаж, как бы выкопанный из земли (уровень которой означает непропорционально широкая крыша) и поставленный на поверхность. Сделано это было, конечно же, для удобства посетителей - в каждом "блиндаже" своя экспозиция, и все прятать по землянкам - это сильно усложнять посещение музея для стариков и инвалидов (к коим могут относиться, кстати говоря, и ветераны войны).
4.
У многих построек - очень тугие двери, которые можно открыть лишь рывком или пинком, и кабы ни дворник, в две постройки с кадра выше, например, я бы и не зашёл, подумав, что они заперты. О достоверности интерьеров мне судить сложно, но за вычетом современных деталей вроде огнетушителей, электрощитков и обогревателей всё это выглядит если не достоверно, то убидетельно. Особенно землянка, которую догадались отделать неотёсанными брёвнами, а на нары накидать сена:
5.
Ещё несколько жилых блиндажей уже более "причёсанные"... но пахло в таких отнюдь не дровами и срубом:
6.
А погреб с запасом продовольствия - и вовсе как на даче. В стеклянных банках партизаны, само собой, ничего не хранили, но по задумке музейщиков, прозрачная тара позволяет показать, что внутри.
7.
Пройдёмся по постройкам. Штабной блиндаж:
8.
Подлинных вещей в "деревне" тоже много:
9.
Особенно - техники в блиндаже радистов:
10.
А в типографии оказался целый печатный станок. Плохо представляю, как он мог попасть в руки партизан и как они могли его возить по болотам да буреломам. Подозреваю, что большинство листовок всё же были рукописными или трафаретными, и уж тем более вряд ли партизаны развешивали их по стенам ночных деревень - деревню сожгут каратели, а партизаны останутся без кормовой базы. Разве что (этот сюжет любят либералы из 1990-х) сознательно устроить провокацию, чтобы обозлить жителей других деревень - вот только на врага обозлить или на себя же?
11.
Красный угол:
12.
Медсанчать:
13.
Баня. На несколько тысяч партизанских отрядов известно буквально пол-сотни стационарных бань - в самых мощных опорных пунктах самых крупных соединений. Летом мылись в водоёмах, зимой делали импровизированные бани меж 4 костров, а чаще просто не мылись месяцами - среди прочих тягот войны эта была далеко не худшей.
14.
Кустарная пилорама для строительства в лесу:
15.
"Школа диверсанта" - скорее абстрактный музейный зал, где собраны средства для диверсий. Музейную сущность дополняет экран, рассказывавший исторические справки - когда я зашёл, например, речь шла про коммандос, британских партизан-диверсантов, забрасывавшихся в тыл врага.
16.
Самая красивая диверсия - это "угольные мины", то есть куски чёрной взрывчатки, подброшенные в кучу чёрного угля и взрывавшиеся внезапно в печи немецкого блиндажа или в топке паровоза. Взрывчатку партизаны умели добывать даже из неразорвавшихся бомб, на них же и сброшенных.
16а.
Рядом - пара шалашей, заставивших меня вспомнить "охотничий" сектора скансена в Ханты-Мансийске:
17.
Многие партизаны жили на глухих хуторах, которые покидали с приближем врага, да и на переходах могли строить примерно такие укрытия:
18.
И в общем, я не могу сказать, стоит ли это место посещения. Вид у "Партизанской деревни" слишком уж причёсанный, нет ощущения тяжёлой пяты оккупанта, тифа и вшей, ежедневной близости смерти. Не Аджимушкай, хотя лесные партизаны - всё же не то, что подземные. С другой стороны - а как вы хотели? Война была давно, и многие из тех, кто всё это строил, не слышали о ней из первых рук. Войну мы знаем по фильмам, где акцент стоял на героизме и победах, а не тяготах и грязи; по песням и стихам вроде "Василия Тёркина", написанным не чтобы передать правду, а чтобы вселить оптимизма в народ. Окопная проза Ванек Ротных страшная, но читали её немногие. Деды-ветераны, безусловно хотели бы раз и навсегда забыть пережитый кошмар, и рассказывали не о той войне, которую прошли сами, а о той же самой из фильмов и книг. И эта Партизанская деревня - музей конечно же не реальной Великой Отечественной, а её мифа последующих поколений.
19.
И тэг "Зона заражения" (посвящённый просто наиболее мрачным местам) я ставлю конечно же не за Партизанскую деревню, а за следующую экспозицию, ради которой и приехал в этот дальний угол парка "Патриот" в 4 километрах от входа. Вот жила-была на Ближнем Востоке небольшая (22 миллиона жителей), но очень гордая и неимоверно древняя страна Сирия, в ХХ веке по сути дела возглавившая просоветскую половину гигантского Арабского мира. В её оазисах, горах и пустынях жили арабы - мусульмане-сунниты, мусульмане-алавиты, христиане разных толков и друзы, верующие в переселение душ, жили курды, армяне, черкесы, ассирийцы, туркмены (туркоманы) и даже синьцзянские казахи, а над всем этим правила партия БААС с династией Асадов во главе. Сирия люто враждовала с Израилем, глухо - с Турцией, а дружила с Ираном - алавиты, к коим принадлежала сирийская элита, близки к шиитам, которых Персия и стремится сплотить. С социалистического пути Арабская республика свернула позже СССР, со смертью Хафиза Асада, и 2000-е годы, когда страну возглавил его сын Башар, были временем сирийской Перестройки и бумом малого бизнеса. Уживались сирийские народы и религии с трудом, и порой случались кровавые восстания вроде резни в Хаме в 1982 году, унесшей жизни десятков тысяч человек. И всё же в 2000-х годах Сирия была вполне цивилизованной и дружелюбной страной, в которую туристы ездили погулять по Старому Алеппо, увидеть твердыню крестоносцев Крак-де-Шевалье или прикоснуться к древностям Пальмиры. Не так массово, конечно, как в Турцию, Египет, Израиль или Иорданию, но всё же по Сирии написано немало путеводителей. Ну а потом пришла Арабская весна, и народы от Атлантики до Персидского залива принялись неистово свергать своих правителей, веря, что это принесёт им лучшую жизнь. Как в Таджикистане 1990-х, демократы и исламисты действовали здесь сообща - хоть с чёртом, лишь бы не с военными! Первая революция охватила Тунис, но кончилась быстро и жизнь в маленькой стране правда стала лучше. А вот дальше что-то пошло не так - в Египте наступили годы бесконечных переворотов, а Ливия, Йемен и наконец Сирия свалились в бесконечную гражданскую войну. Погиб полковник Муамар Кадаффи, пошёл под суд военный лётчик Хосни Мубарак, а вот Башар Асад, худой длинный врач-офтальмолог с непропорционально огромной шеей и стеклянным взглядом, выстоял. Я помню новости - как медленно-медленно начиналась эта война, и как ещё 2011-12 годах люди ездили в не затронутые ей части Сирии и писали оттуда посты: "в Сирии всё спокойно, не верьте зомбоящику". Но к середине 2010-х война разрослась в крупнейший конфликт с начала 21 века, где счёт погибших шёл на сотни тысяч, а счёт беженцев - на миллионы. В войну вмешался Иран, и иранцев за Асада воюет теперь немногим меньше, чем сирийцев, а уж добровольцы потянулись к обеим сторонам фронта со всего мусульманского мира от эмигрантских общин в Европе до Афганистана. И вот осенью 2015 года в Крыму, где авиация и вертолёты роились, словно пчёлы, я прочитал новость - Россия вступает в Сирийскую войну.
Конечно, мне тогда было страшно, и конечно же, я помнил про СССР в Афганистане. Но вот прошло без малого 3 года, идеи непризнанного Алавистана по типу Абхазии ушли в прошлое, и вопрос скорее в том, вся Сирия останется под Асадом или же он разделит её пополам с проамериканскими курдами. И если бы не было опыта Ирака, Ливии и Йемена, я бы может стыдился того, что Россия вписалась за тирана. Но в этих знойных краях альтернатива светским тиранам - совсем уж хтоническое зло, любующееся своей жестокостью. Или, в лучшем случае - просто вечная смута, когда неплохие в общем-то люди годами и десятилетиями не могут договориться, и потому прав остаётся тот, у кого автомат. Россия в Сирии тушит пожар...
20.
Выставка в парке "Патриот" занимает ангар. Я почему-то ожидал, что здесь будет много пропаганды (в безоценочном смысле этого слова), фотографий отрезанных исламистами голов и разрушенных древностей Пальмиры, но как ни странно, в этом музее в принципе очень мало общих слов. Здесь речь не о том, кто и за что воюет, а лишь о том, ЧЕМ они воюют. Просто экспозиция вещей из ада.
На кадре выше - разведовательный комплекс "Груша", то есть пульта оператора дронов, а на заднем плане ярко-оранжевые противокатерные боны (на ощупь как бревно в резине) из военного порта Тартус. На кадре ниже - сами отечественные дроны-разведчики - вверху "Орлан-10", внизу "Гранат-2" на стартовой катапульте. Они могут работать до 10 часов на высотах до 5 километров, в основном служа разведке и корректировке огня. Примтивные с виду - да, но такая и штука должна быть простой и дешёвой.
21.
Напротив - мобильные гуманитарный и медицинский пункты. Таблички около них сообщают, что российские медики в Сирии вылечили более 40 тысяч человек и раздали 25 тонн медикаментов. Слышал, что собственная медицина в Сирийской Арабской республике в принципе была на очень достойном уровне.
22.
За противокатерным боном - водолазы, которые занимаются в том числе поиском подводных мин и диверсий. Самый мощный костюм слева - для эвакуации с затонувших подлодок:
23.
Комплекс радиоконтроля и защиты "Свет-КУ" - это не локатор, он перехватывает или глушит радиосвязь.На заднем плане справа боеприпасы российских войск (в первую очередь авиации), а слева....
24.
...слева то, что прилетало на авиабазу Хмеймим. В том числе кустарные пенопластовые дроны с электронной начинкой, заказанной по "Алиэкспрессу". Цель они на самом деле поразили прекрасно - "первые лица", далёкие от места событий, сморозили что-то про новейшие технологии, и западная пресса тут же подняла вой, что "русские всегда(тм) врут". "Вы обеспечьте иллюстрации, я обеспечу войну" - сказано было давно, но сейчас эта фраза куда актуальнее.
25.
Самая большая экспозиция - это кустарное оружие боевиков, всяческие миномёты из труб и снаряды из газовых баллонов:
26.
27.
28.
Увы, не попали сюда ни шушпанцеры, ни тачанки, ни шахид-мобили - пожалуй, самая специфическая техника Сирийского войны. Столь массово использовала смертников разве что Япония в 1945 году, но здесь - лишь грузовик Praga V3S (делались в 1950-е, из названия понятно где), перевозшивий отряд смертников в кузове.
29.
Самый зловещий экспонат на самом видном месте - кустарная лаборатория по производству химоружия:
30.
С одной стороны, знакомые арабисты говорили, что Асад травануть смутьянов ядовитыми газами действительно мог, а химическое оружие у Сирии к началу войны правда было. Его применение в 2013 чуть не стало поводом для вторжения "демократических сил", но при посредничестве России Асад сдал свой арсенал... а буквально через месяц стало весело в Киеве. Ради Севастополя, конечно, а не ради пляжей, Путин взял Крым, а оставить Севастополь он не мог не из гордости, а ради Ближнего Востока.
31.
Боевики сдают оружие и уезжают на зелёных автобусах в горную мятежную провинцию Идлиб:
32.
Напротив - немного военной техники и реплика блокпоста Сирийской Арабской армии:
33.
Экспозиция, посвящённая разминированию:
34.
В котором помогает робот (или дистанционно управляемая машина, по ситуации) "Уран-6" с минным тралом. В посте про петербургский Институт роботехники я писал, что "благодаря" Чернобыльской катастрофе Россия смогла сохранить на мировом уровне производство роботов для экстремальных ситуаций, и если по самолётам-беспилотникам нам до американцев далеко что по уровню доходов на душу населения, то по наземным военным роботам всё не так однозначно. "Уран-6" создан не ЦНИИ РТК, а "766-е управление производственно-технологической комплектации" из "столицы инженерных войск" Нахабино. Забористое название заставляет вспомнить старые добрые советские КБ...
35.
Серийные и кустарные мины, извлечённые из обгорелых руин сирийских городов:
36.
Парашютная платформа П-7 (на ней можно скинуть до 9,5 тонн грузов) и главный самолёт тихоокеанского театра военных действий бронеавтомобиль "Тигр", с манекенами рядом олицетворяющий пост военной полиции. И лишь одно в этой войне для меня остаётся загадкой - на чьей же стороне чаяния большинства сирийцев?
37.
...Отсюда я дошёл пешком в Музейный комплекс №1 - конгломерат ангаров, содержащих ещё десяток технических экспозиций на самые разные темы (большую их часть я перечислил в прошлом посте). Меня интриговала экспозиция "Атом на службе родине", но она оказалась закрыта. К атому имеют отношения, впрочем, ещё и ракеты во дворе. Увы, без табличек - справа я узнаю "Метеорит" (см. Реутов), а слева беспилотник Ла-17 (см. Химки) - разведчика и учебную мишень 1960-х годов:
38.
Межконтинентальные баллистические ракеты огромные, как поезда или песчаные черви из "Дюны":
39.
Собственно "атомная" экспозиция же слегка просматривалась за запертой стеклянной дверью. Вот пара ядерных бомб (вернее, конечно, их пустых оболочек), и даже сложно поверить, что одной такой можно разрушить большой город и убить сотни тысяч человек. Ядерная тема мне всегда была интереснее космической, и за ней отсылаю в посты про Обнинскую АЭС или Семипалатинский полигон.
40.
Значит, отправися в космическую экспозицию, упрятанную в самый дальний ангар. Оно и ясно - здесь не военные песни играют, а медленная вдумчивая музыка, как например саунд-трек советского фильма "Через тернии к звёздам". Космический музей у "Патриота" совсем маленький, с десяток аппаратов, оставшихся после выставки "Армия-2016", но большинство из них только здесь и увидишь. И в центре внимания, конечно же, военный космос - дистанционное зондирование земли, проще говоря - спутниковая разведка. Слева "Зенит-2" от КБ Королёва - это тот же "Восток", только в его шарике не космонавт возвращался на Землю, а бобина с фотоплёнкой, и запускали такие 1961-94 годах десятки раз: срок их работы составлял считанные недели, дальше становилось просто некуда снимать. Справа - современная (или даже перспективная?) российкая "Лазурь", умеющая с орбиты фотографировать объекты на Земле до 30см в диаметре. В ней уже не плёнка, а электронный накопитель, но на Землю снимки возвращаются точно так же физически - видимо, чтоб враг не перехватил.
41.
"Глонасс-М" (вот не думал, что они такие огромные!) весом 1,5 тонны выводится на орбиты высотой 19 тыс. километров "Протоном", и не последняя (хотя и не главная) причина снижения числа запусков в последние годы - в том, что группировка ГЛОНАСС укомплектована. На фоне его солнечных батарей слева современный спутник связи (в первую очередь военной) "Форпост", справа - более старый (запуски в 1997-2003 годах) "Можаец" для экспериментов в области связи.
42.
За ним ещё и пара "Циклонов" 1970-х годов. GPS и ГЛОНАСС хоть и единственный действующе сейчас навигационные системы, но не первые - американцы в 1964 году ввели в строй систему "Транзит", а СССР в 1976-м систему "Циклон" с гражданской модификацией "Цикада". Были они, конечно же, не потребительскими, и с точностью 50-100 метров использовались в основном для морской навигации. И если "Глонасс-М" служит по 7 лет, то "Циклоны" работали около года. Так и выходили цифры вроде 80 запусков в год - аппараты с 1980-х годов стали легче и долговечнее.
43.
Ещё один спутник-гигант "Луч-М" нам уже знаком по Петербургу, где висит в атриуме Музея связи. Перед ним, с похожими на буры антеннами - "Селена-1" и "Селена-2", несмотря на лунное название предназначенных для звонков по спутниковым телефонам.
44.
А на переднем плане вещь, которая была бы уместнее в посте про Институт медико-биологических проблем или завод "Звезда" в Люберцах - герметичная капсула обезьяны. Обезьян у нас, в отличие от США, не использовали для испытаний пилотируемой космической техники, но всё же проводили космические эксперименты с их участием на серийных спутниках "Бион" и "Фотон". Они по своей устройству тоже напоминают "Восток", и около земли герматичные кабины животных катапультируются из "шариков" да спускаются на парашюте.
45.
Явный макет "Востока-1" здесь тоже имеется, но интереснее стоящий рядышком бронированный (!) спутник-мишень "Лира". Это модификация универсальных "днепропетровских спутников" (так как делал их "Южмаш"), обильно запускавшихся в 1961-82 годах под самые разные задачи. Конкретно - ДС-П1, предназначенный для юстировки (выраванивая приборов, таких как например прицелы). Задачей "Лиры" было попасть под удар такого же днепропетровского спутника-перехватчика, причём броня позволял ей выдержать до 3 атак.
46.
За "Лучом" стоят ещё и пара спутников связи "Радуга-1М", запускавшихся в 2007-13 годах (всего 4 раза, срок службы каждого аппарата - до 12 лет) и необычайно красивый "Гео-ИК" (как следует из названия - геофизический), или просто "Муссон" - в 1981-94 годах было запущено 14 таких спутников. Большинство аппаратов в этом зале, кстати, запускались не с Байконура, а с самого северного в мире космодрома "Плесецк" в Архангельской области. Он всю свою историю был сугубо военным, и к тому же чем дальше от экватора - тем меньший вес может вывести одна и та же ракета. Потому именно малоизвестный Плесецк был самым активным космодром СССР (если не мира) - всего отсюда было сделано 1600 запусков почти 2000 космических аппаратов против 900 и 1500 соответственно с Байконура. Зрелище ракеты над тайгой, под низким серым небом, очень странное. В Плесецк, не на запуски, в принципе возят экскурсии - в отличие от Байконура, бесплатно, но я догадываюсь, какая за этой бесплатностью стоит волокита...
47.
Ну а гвоздь экспозиции - "Лунник", модуль для высадки советского космонавта на Луну. К Лунной программе у СССР было готов всё, кроме сверхтяжёлой ракеты-носителя: о печальной судьбе Н1 я уже рассказывал в Королёве, а о несостоявшейся Ур-700 - в Реутове. На Луну мы так и не попали, но сами разработки не пошли прахом: на базе упрощенных лунного корабля Л3 и скафандра "Кречет" были созданы "Союз" и "Орлан" - по сей день основные пилотируемые корабль и скафандр открытого космоса. Сама высадка на Луну происходит так: космический корабль, запущенный с Земли, выходит на её орбиту, и сбрасывает на поверхность посадочный модуль с людьми, который на работающем двигатели совершает мягкую посадку, а по окончании работ взлетает обратно на орбиту Луны - его нижняя часть фактически служит стартовым комплексом. Над Луной он вновь стыкуется с орбитальными кораблём, и воссоединившийся экипаж берёт курс на манящую вдалеке голубую Землю. Н1, даже если бы она полетела, была примерно вдвое слабее американского "Сатурна-5", а Л3 - существенно меньше 40-тонного "Аполлона", и если у американцев из 3 астронавтов 1 дежурил на орбите, а два топтали лунную пыль, то у Советов всё выглядело куда мрачнее - один космонавт на орбите, другой на поверхности, и это, по-моему, неописуемо страшно - один человек на целой планете. СССР явно не потянул бы серии экспедиций - максимум поставить на Луну красный флаг чуть раньше звёздно-полосатого. И всё же "Лунник" был полностью готов, несколько раз летал на орбиту, и его экземпляров сохранилось немало... да все в труднодоступных для человека "с улицы" местах: демзале "Энергии" (это не музей и попасть туда гораздо труднее), Московском авиационном институте, петербургской Военно-космической академии, на базе МГТУ им. Баумана в подмосковном Ореве и в загадочном Тамбовском арсенале космических войск. "Лунник" парка "Патриот" - единственный общедоступный, и я точно не знаю, откуда он туда попал, но методом исключения - либо из Тамбова, либо из Питера, либо это и вовсе макет.
48.
Верхняя часть "Лунника" - капсула космонавта, нижняя, с "ногами" - посадочная платформа, которая служит и стартовым комплексом при взлёте с Луны. Машинку рядом с ним же называют в некоторых местах советским луномобилем - то есть, управляемой водителем модификацией "Лунохода", но больше это похоже на какой-то прототип "Лунохода" для испытаний его уникальных шасси. И из всего показанного в этом зале лишь "Луч", "Зенит" и может быть (не уверен) "Циклон" и "Гео-ИК" есть и в других общедоступных музеях.
49.
С Подмосковьем на этом практически всё - поход к месту гибели Гагарина отменился, может быть съезжу в Монино и с высокой вероятностью (если не сорвётся в последний момент) в тот самый демзал "Энергии" в Королёв. Но это будет позже, а в следующих частях высадимся на планете Москва - о космических достопримечательность столицы набралось материала ещё на 5-7 постов.
БЛИЖНИЙ КОСМОС МОСКВЫ-2018
Моя космическая программа. Оглавление.
О популяризаторах космонавтики (Москва и Питер).
Королёв. Общее.
Королёв. Космические предприятия и их музеи.
Королёв. Подлипки и Юбилейный.
Королёв. Костино, Болшево, Первомайка.
Реутов. На параллельной орбите.
Пересвет. Где учат ракеты летать.
Химки. Город.
Химки. НПО Лавочкина и Энергомаш.
Люберцы. Город.
Люберцы. Томилино и завод "Звезда".
Дзержинский и Николо-Угрешский монастырь.
Жуковский и Быково.
Жуковский. Старый город.
Жуковский и Кратово.
Голицыно и окрестности (Больше Вязёмы, Кубинка, парк "Патриот")
Парк "Патриот". Экспозиции о партизанах, Сирийском войне и космосе.
Москва. Останкино.
Москва. Ходынка.
Москва. Институты и заводы.
Москва. Фили и Центр Хруничева.
Москва. Тушино и "Буран".
Москва. ИКИ и ИМБП.
Взято: varandej.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]