В этот день… 24 марта – 1
---
О Часе Земли – а также штурманах ВВС
Итак, сегодня у нас – Час Земли (Earth Hour) и Всемирный фонд дикой природы (WWF) рекомендует ровно в 20:30 по местному времени отключить на этот самый час электричество… (По счастью, лифты, светофоры и прочие жизненно важные объекты нам любезно разрешают оставить в покое – вообще же, мероприятие в этом году проходит под слоганом: «Голосуй за природу»… Причём – в кромешной тьме…)
…Специалисты, впрочем, предупреждают – никакой экономии электроэнергии от этой акции быть не может… более того – если сочувствующих наберётся много – при последующем включении возможны скачки напряжения с массовым и безнадёжным сгоранием наиболее нежных приборов. Ни то, ни другое конкретными фактами не подтверждается – так что желающие выразить свою солидарность с WWF путём часового сидения в темноте, могут и рискнуть…
Идём дальше. Сегодня – День штурмана Военно-воздушных сил России. (Как мы помним, морские штурманы отмечают в январе – по случаю открытия в 1701 году Навигацкой школы. Помним мы и весьма своеобразное отношение Петра нашего Первого к представителям этой славной профессии: «Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают!») История воздушных штурманов, по понятным причинам, к царю-реформатору отношения иметь не может – потому, слегка поразмыслив (день штурмана ВМФ был учреждён в 1996-м; ВВС – в 2000-м)… так вот – хорошенько покопавшись в архивах, нашли приказ N 325 от 24 марта 1916 года о создании Центральной аэронавигационной станции. (Подписал его Михаил Алексеев, начальник штаба Верховного главнокомандующего – то есть Николая II, в печальной судьбе которого генерал вскоре сыграет весьма двусмысленную роль…) Но мы отвлеклись.
…Получить должное развитие после своего образования служба не успеет – тем более, что две трети имевшихся на конец 1917-го авиаотрядов окажутся у так называемых «белых». Хотя, именно те времена были воистину «золотыми» для лётчиков-наблюдателей (как их тогда называли) – именно они, поглядывая «под крыло самолёта», сличали местность с картой – и пальцем указывали пилоту куда лететь!.. (Кое-какие приборы имелись – но были настолько несовершенны, что на них никто особо не полагался).
…Согласно источникам, к 1920-му в Красной армии числилось всего сорок шесть авианавигаторов – и, по окончании Гражданской, большевики со свойственной им целенаправленностью займутся подготовкой новых кадров. Соответствующую школу переведут из Киева в Москву; первый выпуск состоится уже на следующий год – а уже в 1923-м должности уже аэронавигаторов появятся в каждой эскадрилье.
P.S. …Что касается самого́ термина «штурман», то его в авиацию привнесёт Борис Стерлигов, лётчик-наблюдатель, ставший в 1930 году начальником Аэронавигационной службы ВВС РККА. (Годом раньше он был штурманом первого в истории перелёта Москва – Нью-Йорк – а в августе 1941-го станет организатором сенсационного авианалёта на Берлин. Затем наш первый в истории флагманский штурман будет разрабатывать маршруты перелётов по ленд-лизу из Аляски через Дальний Восток и Сибирь – а также примет участие в советско-японской войне 1945 года).
…В наши дни на приборы полагаются куда больше, чем столетие назад – но важности профессии это не отменяет. Особенно в ВВС, которые с недавнего времена входят в состав ВКС – то есть, Воздушно-космических сил… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 24 марта 1946 года родился Клаус Дингер – германский барабанщик и композитор, недолго поработавший с «Kraftwerk» и приобретший известность в качестве создателя экспериментальных групп «Neu!» и «La Düsseldorf». Музыкант умер в 2008 году.
И ещё. 24 марта 1951 года родился Дуглас Кемпбелл «Дуги» Томпсон – басист классического состава легендарной британской группы «Supertramp» (1972–1988 гг.)
Итак, сегодня у нас – Час Земли (Earth Hour) и Всемирный фонд дикой природы (WWF) рекомендует ровно в 20:30 по местному времени отключить на этот самый час электричество… (По счастью, лифты, светофоры и прочие жизненно важные объекты нам любезно разрешают оставить в покое – вообще же, мероприятие в этом году проходит под слоганом: «Голосуй за природу»… Причём – в кромешной тьме…)
…Специалисты, впрочем, предупреждают – никакой экономии электроэнергии от этой акции быть не может… более того – если сочувствующих наберётся много – при последующем включении возможны скачки напряжения с массовым и безнадёжным сгоранием наиболее нежных приборов. Ни то, ни другое конкретными фактами не подтверждается – так что желающие выразить свою солидарность с WWF путём часового сидения в темноте, могут и рискнуть…
Идём дальше. Сегодня – День штурмана Военно-воздушных сил России. (Как мы помним, морские штурманы отмечают в январе – по случаю открытия в 1701 году Навигацкой школы. Помним мы и весьма своеобразное отношение Петра нашего Первого к представителям этой славной профессии: «Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают!») История воздушных штурманов, по понятным причинам, к царю-реформатору отношения иметь не может – потому, слегка поразмыслив (день штурмана ВМФ был учреждён в 1996-м; ВВС – в 2000-м)… так вот – хорошенько покопавшись в архивах, нашли приказ N 325 от 24 марта 1916 года о создании Центральной аэронавигационной станции. (Подписал его Михаил Алексеев, начальник штаба Верховного главнокомандующего – то есть Николая II, в печальной судьбе которого генерал вскоре сыграет весьма двусмысленную роль…) Но мы отвлеклись.
…Получить должное развитие после своего образования служба не успеет – тем более, что две трети имевшихся на конец 1917-го авиаотрядов окажутся у так называемых «белых». Хотя, именно те времена были воистину «золотыми» для лётчиков-наблюдателей (как их тогда называли) – именно они, поглядывая «под крыло самолёта», сличали местность с картой – и пальцем указывали пилоту куда лететь!.. (Кое-какие приборы имелись – но были настолько несовершенны, что на них никто особо не полагался).
…Согласно источникам, к 1920-му в Красной армии числилось всего сорок шесть авианавигаторов – и, по окончании Гражданской, большевики со свойственной им целенаправленностью займутся подготовкой новых кадров. Соответствующую школу переведут из Киева в Москву; первый выпуск состоится уже на следующий год – а уже в 1923-м должности уже аэронавигаторов появятся в каждой эскадрилье.
P.S. …Что касается самого́ термина «штурман», то его в авиацию привнесёт Борис Стерлигов, лётчик-наблюдатель, ставший в 1930 году начальником Аэронавигационной службы ВВС РККА. (Годом раньше он был штурманом первого в истории перелёта Москва – Нью-Йорк – а в августе 1941-го станет организатором сенсационного авианалёта на Берлин. Затем наш первый в истории флагманский штурман будет разрабатывать маршруты перелётов по ленд-лизу из Аляски через Дальний Восток и Сибирь – а также примет участие в советско-японской войне 1945 года).
…В наши дни на приборы полагаются куда больше, чем столетие назад – но важности профессии это не отменяет. Особенно в ВВС, которые с недавнего времена входят в состав ВКС – то есть, Воздушно-космических сил… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 24 марта 1946 года родился Клаус Дингер – германский барабанщик и композитор, недолго поработавший с «Kraftwerk» и приобретший известность в качестве создателя экспериментальных групп «Neu!» и «La Düsseldorf». Музыкант умер в 2008 году.
И ещё. 24 марта 1951 года родился Дуглас Кемпбелл «Дуги» Томпсон – басист классического состава легендарной британской группы «Supertramp» (1972–1988 гг.)
Взято: shatff.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]