Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт
22.03.2018 1 077 0 0 varandej

Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт

---
0
В закладки
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Авиастолица России сама симметрична, как самолёт. В роли фюзеляжа - показанный в прошлой части весьма нетривиальный своей архитектурой Старый город близ ЦАГИ. На два крыла же навешаны старые сёла, частично вошедшие в черту города, и целых два аэропорта - упразднённый и новый. В первой части я показывал обращённое к Москве крыло с усадьбой Быково и аэрокосмическим музеем при храме, теперь же отправимся на второе крыло, уходящее к Раменскому - к дачам "города-сада" Кратово (ныне ПГТ, 9,8 тыс. жителей), Малой Московской детской железной дороге, Лётно-исследовательскому институту имени Михаила Громова и новому столичному аэропорту Жуковский.

В Жуковский удобно ехать на электричке, но не ищите станцию Жуковский в расписаниях - город с предместьями сильно вытянут между поймой Москвы-реки и железной дорогой, и обслуживает его целых 6 платформ и станций: Удельная, Быково, Ильинская, Отдых, Кратово и 42-й километр. Центральная здесь станция Отдых, над которой нависает даже некое подобие вокзала: правда, не над путями, а лишь над входом в ведущий к платформе тоннель. Значок самолёта на башне жуковчане называют "мерседес" - вернее, не его самого, а почти такой же памятник в сквере неподалёку:

2.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Вечером я был порядком удивлён вот этой табличкой - к тому времени я уже съездил в аэропорт Жуковский, и был уверен, что транспорта туда нет. Авиастолица России 5 лет жила без собственного аэропорта - в первой части я упоминал старый (1935) аэропорт Быково, упразднённый в 2011 году, так как принимать он мог лишь не очень-то востребованные в столице среднемагистральные самолёты. В 2016 году вместо него на другом конце города и открылся аэропорт Жуковский, причём его открытию не предшествовала долгая стройка, на которой могли бы славно делать социальный капитал все оппозиционные СМИ: аэропорт возник буквально из ниоткуда. И как это произошло - я расскажу ближе к делу: по ходу поста пойдём от Отдыха к ZIA. На самом деле я шёл скорее в обратную сторону, поэтому не удивляйтесь, что Солнце на фотографиях движется вспять.

3.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


У платформы - давший ей название детский санаторий "Отдых" с конструктивистским главным корпусом 1930-х годов. Но я про него не знал и прошёл к станции напрямик, лесочком между санаторием "Отдых" и детским лагерем "Кратово". У местных, обильно гулявших с собаками, отдельная достопримечательность - "наша Жуковская стена". Самое удивительное, что это действительно стена Жуковского, ибо через лесок проходит граница города с Кратовом:

4.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Вообще, самое точное определение для всех этих Удельной, Быкова, Ильинской, Кратова - предместья. Их давно уже не назвать самостоятельными сёлами, в состав выросшего между ними советского города входят их исторические части, границы проходят по улицам, и всё же некоторая обособленность есть. С другой стороны, и с предместьями не ясно, где чьи - Люберцы, Дзержинский, Малаховка, Жуковский, Раменское и куча мелочи между ними образуют фактически непрерывный город-миллионник, с юго-востока прилепившийся к Москве.

4а.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Его стержень - пущенная в 1862 году железная дорога из Москвы в Коломну (Голутвин) и далее в Рязань, от которой даже сохранились старинные арки (такие же я видел на Нижегородском ходе тех же лет постройки), как например вот эта над речкой Хрипань. И в общем до того, как стать авиационной столицей, населённый пункт на месте будущего Жуковского исправно шёл к тому, что сделаться столицей железнодорожной.

5.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


На юго-восток от Москвы с 1860 года разрастались первые в Российской империи частные железные дороги - поражение в Крымской войне, когда англичанам было легче перебросить армию из Лондона в Балаклаву, чем нам - пригнать обоз из Николаева в Севастополь, заставили царя и чиновников понять, что без железных дорог нас ждёт колонизация. В дело вступили частные подрядчики, и линию Москва-Голутвин (Коломна) проложил всего за 2 года остзейский барон Карл фон Мекк. После его смерти в 1876 году дорогой управляли коллеги-акционеры, как например инженер Николай Ильин, выкупивший у Воронцовых старинную усадьбу Быково (см. первую часть) и построивший дачный посёлок Ильинский. В 1892 году дело отца продолжил сын Николай фон Мекк, сразу взявшийся за куда более амбициозный проект Московско-Казанской железной дороги, которую начали тянуть на северо-восток от Рязани. К 1894 году частная стальная магистраль пришла в Казань, фон Мекков нарекли в народе "династией железнодорожных королей", однако в 1912 году у них появился такой сильный конкурент, как государство, построившее современную Казанскую магистраль от Люберец через Шатуру и Черусти. Она была прямее и современее, и видимо чтобы хоть как-то выдержать это соперничество, Николай фон Мекк пошёл на нестандартный ход, объявив о строительстве у платформы Прозоровская нового города-сада, рая на Земле для железнодорожников, из которого в перспективе барон планировал сделать новый железнодорожный узел с Казанским вокзалом-2.

6.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


"Город-сад" часто путают с советским "соцгородом", но на самом деле это были абсолютно разные концепции: идею города-сада, где зелёные улицы с просторными усадьбами пересекаются под разными углами, сходясь к круглой площади, выдвинул в 1898 году англичанин Эбинезер Говард. Расцвет "городосадоводства" пришёлся на 1910-20-е годы, но в России, где и реальные города стояли полудеревенскими, а улицы на их ветхих опушках и так пересекались беспорядочно, эта концепция не очень-то прижилась. Самым известным городом-садом России остался московский Сокол, а самые наглядные образцы - немецкие Амалиенау и Ратхоф в Калининграде. Таким же городом-садом и должен был стать заложенный в 1913 году Прозоровск, земли в котором фон Мекк предоставлял своим служащим под довольные выгодные ссуды. Но вскоре случилось известно что, и Прозоровск так и остался недостроенным, а через 20 лет после железнодорожников авиаторы второй раз основали город в этом месте.

7.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Между тем, барон фон Мекк выкупил землю под город-сад у князя Голицына-Прозоровского, который с 1899 года сдавал здесь дачи - кажется, большая часть подмосковных помещиков на рубеже веков занималась этим. Назад к дачам и откатился проект при Советах. Сама станция Прозоровская была ликвидирована, а с разных сторон от неё в 1930-32 годах появились новые платформы Отдых и Кратово - последняя была названа в честь железнодорожного комиссара Ивана Крата, и это название расползлось и на весь посёлок. И хотя столицей подмосковных дач я всегда считал соседнюю Малаховку, самое впечатляющее в истории Кратова - это список тех, кто уединялся под сенью местных сосен. В разные времена тут жили писатели Михаил Зощенко, Александр Серафимович, Мариэтта Шагинян, Татьяна Устинова, режиссёры Сергей Эйзенштейн и Михаил Ромм, музыканты Сергей Прокофьев, Владимир Шаинский и Александр Вертинский, политик Георгий Маленков, завербованные советской разведкой британские шпионы Ким Филби и Джордж Блейк и дажеь убивший Троцкого ледорубом каталонец Рамон Меркадер. Ну и как вишенка на торте - наш диссидент 80-го уровня Валерея Ильинична Новодворская, последняя в этом списке хронологически. Иными словами, по концентрации персоналий Кратово могло бы потягаться если не с Москвой и Петербургом, то с Киевом или Одессой, с той оговоркой лишь, что здешняя культурная жизнь всё равно была частью московской.

8.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Теперь среди сосен и извилистых улиц в основном новенькие коттеджи за высокими заборами, но в отличие от Вырицы, где зимой ходят в основном воры-домушники, жизнь тут кипит круглый год. Где-то в глубине посёлка есть ещё Кратовское озеро - старый пруд на Хрипани и выше него мостик с обелисками... увы, мраморная реплика (1999) железобетонного оригинала (1914), но тем не менее ставшая символом посёлка. Однако солнце садилось, и понимая, что нет более трудных для ориентирования мест, чем дачи, я даже не стал их искать. Кое-где по всему Кратову попадётся то барачник, то старый деревянный особняк, то огромная и опять же деревянная школа - судя по виду, практически всё 1930-х годов:

9.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Границей Кратова с Жуковским служит Нижегородская улица, по ту сторону которой начинаются многоэтажки характерных для авиастолицы серий. А увидев в снегу светофоры и будки вроде тех, что стоят обычно на железнодорожных переездах - верьте своим глазам:

10.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Хотя "железнодорожный барон" фон Мекк был расстрелян в 1929 году, немалый процент населения Кратова в 1930-х годах по-прежнему составляли его бывшие подданные. И видимо именно поэтому здесь открылась одна из первых в России Малая Московская детская железная дорога - узкоколейка (750мм) для практики учеников летних школ юного железнодорожника. К тому времени паровозики бегали по ДЖДшкам уже в нескольких городах начиная с Тбилиси: первая в СССР ДЖД длиной всего 520 метров была создана в 1932 году в московском парке Горького, но в столице ей, как и ЦАГИ, ей быстро сделалось тесно. Новую Московскую ДЖД длиной 12 километров проектировали в Измайловском парке, и в Кратово, возможно, в 1937 году её вывели временно... однако дальше случилась война, много временного в тылу сделавшая постоянным. Нынешняя ММЖД длиной 4,9 км описывает плавную параболу от платформы Отдых до депо на берегу Кратовского пруда:

11.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


И сейчас ненадолго перенесёмся в лето 2007 года, когда я ездил сюда специально - начитавшись "Сайта о железной дороге", я сам увлёкся узкоколейками и вознамерился пройти ДЖДшку пешком. Тем более я знал, что к тому времени она прошла капитальную реконструкцию, став пожалуй самой современной на тот момент ДЖДшкой России. Рядом с "взрослой" платформой Отдых - "детская" станция Юность, до 1992 года - Путь Ильича:

12.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


По дороге - ещё пара остановочных пунктов Детская и Школьная:

13.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


В общем-то ничего принципиально особенного на ММЖД нет - не самая простая (как в Лисках - кольцо в парке) и не слишком самобытная (как в Красноярске с самой узкой колеёй России), без тоннелей и мостов (как в Днепропетровске, Харькове или Чимкенте), без живописного рельефа (как в Оренбурге), без паровозов (как в Киеве, Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде), без интересной предыстории (как во Львове) или красивых вокзалов (как в Нижнем Новгороде), интересна она просто тем, что есть и москвичу за ДЖДшкой не нужно ехать в какую-то даль.

14.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


В конце, в глубине кратовских дач - весьма обширное депо. "Детская" она потому, что все работы на ней выполняют дети, да и катаются, откровенно говоря, тоже по большей части с детьми.

15.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


А рядом на платформе "Пионерская" (до 1992 года "Культбаза") тарахтел, готовясь отправиться, поезд. Вёл его модернизированный ТУ2 - тогда он был, кажется, такой один на всю Россию, а сейчас, судя по чужим фотографиям, и на других ДЖДшках это не редкость. Очертания старой "кукушки" 1950-х годов в нём узнаются с трудом. Я же приехал сюда как раз в день открытия, и поезд готовился отправляться обратно на "Юность". Проезд на нём тогда стоил рублей 50, а в пути он был, со всеми остановками, считанные минуты. Я сел в вагон к юным железнодорожникам, и вслушивался в их разговоры: дети сыпали железнодорожной терминологией, и в общем чаще на моей памяти так обсуждали какую-нибудь онлайн-игру.

16.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Сейчас многие из этих детей уже стали родителями, и кто-то может быть проверял мне билеты, пуская в вагон, или вёл состав, на котором я куда-нибудь уезжал из столицы. 2007-й - реально другая эпоха, и лица людей с фотографий того времени такие же иные, как лица советских прохожих из блогов
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран
visualhistory и
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран
humus. Лица людей, не смотревших в смартфоны...

17.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


...Но вернёмся в нашу зиму 2018 года, в том 2007-м казавшегося почти киберпанковским далёким будущим. На Нижегородской улице, рядом с ДЖД, 11 лет назад ещё только строился храм Державной иконы Божьей матери. Теперь же здесь внушительный храмовый комплекс в стиле новгородского зодчества с полотен Рериха:

18.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


В центре его - недостроенная старая церковь (1914), основанная фон Мекком для своего города-сада. У входа, увидев мой фотоаппарат, дружелюбная девушка в длинной юбке попросила прислать фотографии на мейл прихода, а здесь, в углу церковного двора, из-за дверей вылез хмурый сторож да сообщил, что без благословения батюшки на территории храма снимать запрещено. С 2007-го года на вокзалах, у правительственных зданий и стратегических заводов фотографировать стало легче, а вот в храмах - труднее.

19.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Где-то у этих новостроек ДЖД уходит с Нижегородской улицы, а Жуковский оказывается по обе её стороны:

20.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Гораздо серьёзнее граница этих районов со Старым городом - пояс парков, тянущихся от Москвы-реки до железной дороги: Цаговский лес, ЦПКиО, Треугольник и за узкой перемычкой кварталов вдоль улицы Чкалова парки двух санаториев. Улица Чкалова, знакомая по прошлой части, за зелёным поясом сменяется улицей Амет-Хан-Султана - знаменитого лётчика-испытателя из крымских татар. С Нижегородской улицей дорога из Старого города встречается на площади Михаила Громова, названной в честь шеф-лётчика ЦАГИ, по инициативе которого в начале 1941 года из Центрального аэрогидродинамического института выделился Лётно-испытательный институт, первые годы (во время войны) работавший в эвакуации в Новосибирске. Дачное Кратово сменяется за этой площадью владениями ЛИИ имени Громова.

21.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


С площади, где нет ничего примечательного, но есть "Бургер-Кинг" в ТЦ "Навигатор", уже видны постройки так называемой "усадьбы фон Мекка". Так называемой - потому что многие жуковчане я её именно что так называют, на самом же деле этот квартал строился в 1913-14 годах как больница и санаторий для обитателей города-сада. Во время войны в нём формировались авиаполки и находились их штабы, а с 1944 года центральный корпус занимает театр "Стрела", в правом (относительно кадра выше) крыле располагается авиатехникум, а в левом - одно из управлений ЛИИ:

22.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Строить свой город-сад фон Мекк пригласил не кого-нибудь, а Александра Таманяна - позже этот архитектор прославится тем, что построит советский Ереван, создав его ни на что не похожее и безмерно армянское лицо из розового туфа. При том что сам Таманян армянином был весьма условным - родился в Екатеринодаре, а с наследием предков познакомился накануне революции, получив заказ построить музей в Ани (ныне Турция). Такая вот у нас чудо-страна - армянин строит по заказу немца, а фактически оба русские.

23.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


За "Стрелой" - запущенный парк, где осталось ещё несколько зданий "усадьбы" санатория:

24.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


25.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


26.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Между них - пара жилых домов 1930 года, построенных то есть для служащих санатория в те времена, когда об авиастолице с её чудной архитектурой тут не шло и речи:

27.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


27а.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Над всем эти нависает блестящее новое здание (2012-17):

28.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Оно замышлялось как штаб-квартира Объединённой авиастроительной компании, но под конец стройки ВНЕЗАПНО оказалось, что начальство не хочет ездить на работу в Жуковский, и ОАК приняла решения взять в аренду какой-нибудь бизнес-центр в Москве. Что же будет с этой весьма неплохой постройкой - не ясно, но отделочные работы всё-таки идут.

29.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Но самое примечательное здание "усадьбы фон Мекков" стоит дальше, за двойным забором с колючей проволокой, и, полностью заброшенное, медленно разрушается:

30.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Дело в том, что именно в этих стенах космонавтика отпочковывалась от авиации, и знаменитое "Поехали!" также пришло отсюда. С 1947 году при ЛИИ действует единственная в России школа лётчиков-испытателей, а здесь с 1960 года располагался Исследовательский центр авиационный подготовки. Обтекаемость названия выдаёт суть: в нем тренировался Первый отряд советских космонавтов - Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андреян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский, к тому времени успевшие выдержать жесточайший отбор в московском Институте авиационной медицины. Любой из них имел шанс стать первым человеком вне Земли, лучшими себя показали Титов и Гагарин, и на последнего выбор пал из-за его большей медийности - голливудская улыбка да простое и звучное имя... но о пути Гагарина - см. отдельный пост.

31.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Тренировал ребят лётчик-испытатель и герой войны Марк Галлай, и каждую тренировку он начинал восклицанием "Поехали!", привычным в ЛИИ ещё до его отделения от ЦАГИ. Садясь в "шарик", имитировавший кабину "Востока", к этому кличу привыкали и космонавты. И вот, сев в "шарик" для реального полёта, Гагарин сказал "Поехали!".

32.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


"Восток-1" хранится в музее РКК "Энергия" в Королёве, скафандр Гагарина - в музее НПП "Звезда" в Люберцах, но оба они - ведомственные и труднодоступные. И хотя в Жуковском свои ведомственные музеи есть и при ЛИИ, и при ЦАГИ, приборная паннель "Востока"-тренажёра оказалась в показанном в прошлой части Музее истории покорения неба. Ещё несколько космических реликвий в Жуковском хранится в аэрокосмическом музее при храме на другом конце города - но тут см. первую часть.

33.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Покинув "Стрелу", по улице Туполева я направился вдоль ЛИИ, между его забором и Цаговским лесом. По пути - общаги института:

34.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


34а.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Близкородственные институты - авиационного приборостроения:

35.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


И "Агат" (занимается головками самонаведения ракет), вернее лабораторный корпус его отделения при ЛИИ:

36.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


У развязок на перекрёстке улицы Туполева с Туполевским шоссе, по прямой соединяющем ЛИИ и ЦАГИ (корпуса последнего отсюда видны за лесом) - видимо, бывшая главная проходная. Сейчас её двери заперты, охраны не видать, а в воротах - глубокий вал снега:

37.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


После разделения ЦАГИ занимается стендовыми испытаниями самолётов, а ЛИИ - соответственно, лётными. Каждый тип самолёта, летающий в России легально, поднимался над Жуковским в воздух хоть раз. Но испытатеть самолёт и благополучно посадить его - лишь пол-дела: задача ЛИИ в том, чтобы сделать из испытательного полёта правильные выводы.

37а.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


ЛИИ реально огромен, фактически здесь находится полноценный аэропорт Раменское масштабов Шереметьва или Домодедова, и характерный командно-диспетчерский пункт с башней прекрасно виден от ворот. По пути к нему - целлая аллея самолётов, в том числе (4-й от нас, виден плохо) прототип тяжёлого штурмовика Ил-102 (1982), существующий в единственном экземпляре.

38.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Промзоны, развязки, сосны... Я шёл вдоль института долго по улице со странным названием Наркомвод. В какой-то момент она привела меня к ещё одной проходной, где обитает пожалуй самое известное проявление ЛИИ: в 1993-2015 годах на территорию этого обороннейшего, стратегичнейшего предприятия раз в два года мог попасть любой желающий - на Международный авиационно-космический салон (МАКС), с 1992 и затем 1993 годов проходивший на испытательном аэродроме летом в нечётные годы. С 2017-го, впрочем, он переехал в Кубинку, поближе к главному экспоцентру Минобороны - парку "Патриот". Со знаменитым Ле-Бурже МАКС сравним по количеству машин и посетителей (то есть и зрелищностью), по числу представленных компаний (700-800) уступал примерно втрое, а по сумме контрактов - во много раз. Его лучшим годом был, конечно же, солнечный 2013-й, ну а после известных событий для МАКСа наступили тяжёлые времена: иностранцы ездят сюда мало и неохотно, объём международных контрактов откатился до уровня начала 2000-х годов. Я на МАКСе был в 1999 году 12-летним подростком, и это было яркое впечатление - самолёты-самолёты-самолёты, толпы-толпы-толпы, пируэты пилотажных групп в небе... Я тогда первый раз увидел, как взлетает реактивный инстребитель, и его страшную скорость запомнил надолго. А ещё там был "Буран", правда не настоящий - полноразмерный макет с непроизносимой аббревиатурой, предназначавшийся для испытаний ракетоплана в атмосфере. На том же МАКСе его и продали, и совершив достойное настоящего "Бурана" путешествие (правда, не за полтора часа, а за несколько лет) через Австралию, Бахрейн, аукционы и судебные тяжбы, в 2008 году он осел в Германии, в техническом музее города Шпейер, где есть ещё БОР-5 (а вот БОР-4 есть и в Жуковском, причём при храме - см. первую часть) и немало других экспонатов, знакомых по космичеким музеям России.
Сейчас перед МАКСовским офисом пусто - но и год на дворе чётный...

39.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Здесь я поймал автобус, надеясь доехать на нём до аэропорта Жуковский. Возможно, вы уже догадались, как именно он возник из ниоткуда - просто аэропорту Раменское с одной стороны пристроили пассажирский терминал. Потенциал у него даже так больше, чем у Быкова - ведь у ЛИИ вторая по длине в мире (5403м) взлётно-посадочная полоса, усиленная в 1980-х годах специально для работ с "Бураном". Да и первое место с 1994 года принадлежит китайскому аэропорту Бамда не потому, что китайцы очень любят много строить, а потому что находится он в Тибете, является самым высокогорным международным аэропортом мира (4334м), и за разреженный воздух самолётам труднее зацепиться. Обратная сторона Жуковского - в том, что ЛИИ к счастью всё-таки действует, делит трафик с аэропортом по часам, и это существенная проблема, учитывая, что самолёты редко прилетают вовремя. Но лично для меня главной проблемой стала транспортная - вот так выглядит дорога в "новейший международный аэропорт", и от ближайших автобусных остановок туда даже не пробиты тротуары!

40.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


На самом деле это потому, что по трафику ZIA не входит даже в полсотни крупнейших аэропортов России, уступая воздушным воротам таких городов, как Чита, Норильск или Кемерово или вахтовой Сабетте. Активнее всего отсюда летают в Среднюю Азию, немного в Азербайджан, Турцию, Израиль и Китай, а по России единственный рейс - в Симферополь. Лоукосты, на которые был рассчёт, сюда заходить не спешат - международные в Россию не летают, свои неплохо прикормлены в главных аэропортах столицы. Автобус сюда всё-таки ходит - но редко, к конкретным рейсам, и чаще из Москвы, чем из Жуковского. Новый аэровокзал тих и провинциален:

41.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


И всё же есть минимум один резон когда-нибудь полететь именно отсюда - это виды на ЛИИ! Ведь в его глубинах скрыты десятки, если не сотни, самолётов, в том числе совершенно уникальных и даже не вышедших в серию. Причём это не музей, а именно база хранения, где машины ветшают не слишком быстро, надёжно защищены от вандалов и застройщиков, но и туристов там не ждут. Вот много фотографий ЛИИ сверху, с самолёта малой авиации, и эти виды впечаляют.
Я же довольствовался видами с земли - вот например у ангара корпорации "Иркут" (все авиастроительные компании имеют в ЛИИ свои испытательные базы) распластался одинокий М-55 "Геофизика" - медлительный высоколетящий (до 21км) разведчик. Таких было построено всего 5, а летает и вовсе единственный.

42.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Больше машин просматривается с другой стороны:

43.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


А вот например центрифуга для тренировок лётчиков-испытателей:

44.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Самая интересная машина, которую хорошо видно с открытой территории - это ВМ-Т "Атлант" с характерным "дирижаблем" на спине. Он тоже дитя "Бурана": в начале 1980-х стратегический бомбардировщик 3М ("3" - это "три", а не "з") модифицировали под перевозко крупных грузов снаружи фюзеляжа, и блямба у него на спине - это "пробный шар" для испытаний самого самолёта. Позже для доставки "Буранов" на Байконур появился Ан-225 "Мрия", на тот момент самый мощный самолёт в мире, и его единственный экземпляр на Украине так и летает до сих пор. Увы, у меня кадр с "Атлантом" не получился: там, где забор не мешает, самолёт скрыт постройками, из-за которых торчит лишь его горб, а подходить и снимать сквозь забор было рисковано - терминал совсем рядом, охрана могла и заметить "шпиЁна". Фотоаппарат же упорно фокусировался на заборе. Поэтому вот чужой, чрезвычайно подробный рассказ об "Атланте". Экскурсии в ЛИИ впринципе есть, но пропускной режим сложный - заявки принимаются только от организаций на бланке с печатью.

44а.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


А разбирая дома фотографий, в какой-то момент я подскочил на кресле: знакомый хвост! Его ни с чем не перепутать.
По программе "Буран" успели построить 2,5 лётных экземпляра и десяток различных макетов, в основном для атмосферных испытаний и подготовки космонавтов. Все "Бураны", которые можно увидеть, не будучи человеком из отрасли или сталкером-сорвиголовой, - в Москве, на Байконуре и Шпайере, - это именно макеты. Что же до лётных экземпляров, то первые два из них были доставлены на Байконур, и один, слетавший в космос, в 2002 году был разрушен обвалившейся крышей цеха. Второй, его дублёр с индивидуальным названием "Буря", стоит в цеху вместе с ещё одним макетом и ракетой "Энергия", и недавно какие-то ребята туда просочились нелегально, после чего на Байконуре усилили все периметры и разрешили охране стрелять на поражение. Ну а третий, недостроенный "Буран" ("Байкал"), корпус которого впрочем был полностью готов, довольно долго стоял в московском Тушино, на заводе "Молния", где его сделали, а позже - на пристани, с которой "Бураны" отвозили по Москве-реке учиться летать в Жуковский. В 2011 году увезли и его, а потом о "Байкале" все словно забыли - у фонда "Легенды Авиации", который занимается его реставрацией, как водится, нет средств. Так и лежит последний в России настоящий "Буран" в самой глубине ЛИИ в законсервированном виде, и лишь хвост его торчит на фоне леса и ангаров...

45.
Жуковский. Часть 3: Кратово, ЛИИ и новый аэропорт Жуковский, России, Кратово, города, Отдых, здесь, именно, Москва, части, аэропорт, Жуковского, городасада, потому, железной, улицы, которой, между, Быково, времени, Буран


Есть идеи, куда из Жуковского можно недорого слетать в светлое время по принципу "полёт ради полёта"?
На этом закончу рассказ об авиационной столице. Но есть в Подмосковье ещё и танковая столица Кубинка, а близ неё - грандиозный милитари-парк "Патриот". О нём, а также о Голицыне и Больших Вязёмах, в следующих 2 частях.

БЛИЖНИЙ КОСМОС МОСКВЫ-2018
Моя космическая программа. Оглавление.
О популяризаторах космонавтики (Москва и Питер).
Королёв. Общее.
Королёв. Космические предприятия и их музеи.
Королёв. Подлипки и Юбилейный.
Королёв. Костино, Болшево, Первомайка.
Реутов. На параллельной орбите.
Пересвет. Где учат ракеты летать.
Химки. Город.
Химки. НПО Лавочкина и Энергомаш.
Люберцы. Город.
Люберцы. Томилино и завод "Звезда".
Дзержинский и Николо-Угрешский монастырь.
Жуковский и Быково.
Жуковский. Старый город.
Жуковский и Кратово.
Голицыно и парк "Патриот".
Парк "Патриот". Экспозиции.
Москва. Останкино.
Москва. Ходынка.
Москва. Институты и заводы.
Москва. Центр Хруничева.
Москва. Тушино и "Буран".
Москва. ИКИ и ИМБП.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]