Учитель Табакова
---
Василий Осипович Топорков, один из великих стариков МХАТа, народный артист СССР, преданный ученик Станиславского и истинный адепт его гениальной школы. По этой системе он воспитал целую плеяду звезд: Ефремов, Гафт, Урбанский, Волчек, Евстигнеев, Доронина, Басилашвили, Броневой, Козаков, Табаков - это все "птенцы Топоркова". В середине 1960-х он с Ангелиной Степановой и Виктором Монюковым проводил занятия по системе Станиславского в США.
К нему на могилу Олег Павлович ходил дважды в год, и сегодня, в день рождения своего учителя, он не изменил себе, придя на Новодевичье. Правда, теперь уже навсегда.
В.О.Топорков со студийцами - Г.Фроловым, А.Покровской, Е.Миллиоти, А.Лазаревым, В.Невинным, 1959 год.
Топоркова мало снимали в кино, внешность его плохо подходила под экранный образ героев, в арсенале актера лишь несколько забавных стариков, вроде гардеробщика из театра оперетты - приятеля Эраста Гарина в фильме "Девушка без адреса".
Но зато в театре это был настоящий чародей, владеющий мастерством не просто блистательно, а магически. По воспоминаниям Табакова, Топорков был из тех актеров, которые меняются на сцене зримо так, что порой это походило на массовый гипноз.
Так, по жизни маленький и тщедушный, играя попа Павлина в спектакле "Достигаев и другие", Топорков мог увеличиться в объеме в три раза безо всяких ухищрений и накладок.
- Однажды, - рассказывал Олег Павлович, - я в течение целого спектакля "Лиса и виноград" пристально наблюдал за одной популярной в то время "попсовой" певицей из Чехословакии, сидевшей волею судеб рядом. Страстные объяснения Топоркова в любви действовали на нее так, что были заметны даже ее неподдельные физические реакции, которые и должны возникать у женщины, когда мужчина притягателен. Вот так он и воздействовал на зрителя - напрямую.
- Когда мы закончили Школу, Топорков устроил банкет для выпускников. На собственные средства. Я сам ходил тогда вместе с Василием Осиповичем и Ниной Заваровой, девушкой с нашего курса, в сберкассу, где он снял деньги и дал их нам на это мероприятие. По тем временам банкет для студентов - событие невероятное, нечто из разряда паранормальных явлений.
Я запомнил этот его поступок навсегда. Поэтому теперь мне всегда как-то странно и диковато слышать вопросы журналистов, выясняющих: "А правда, что вы помогаете студентам и своим актерам?" Не хочу ничего комментировать. Просто в юности я видел, как себя ведет мой учитель, и этот совершенно естественный, на мой взгляд, процесс продолжается в моих поступках и делах. Это - важное подтверждение того, что курс театрального института является семейным образованием. Некая ячейка, где должен быть Отец - выручающий, помогающий, одобряющий, вершащий по возможности справедливый суд - то есть делающий все то, что полагается в нормальной семье...
К.С.Станиславский у себя в квартире в Леонтьевском переулке с участниками спектакля «Тартюф» В.Топорковым, А.Гейротом, Л.Кореневой, М.Кедровым, В.Бендиной. Май 1938 года.
«Чрезвычайный посол», 1967. Папаша Гунар – В.О.Топорков
«Лес», 1948 год. Аркадий Счастливцев – В.О.Топорков
«Тартюф», 1939 год. Оргон – В.О.Топорков
Взято: sadalskij.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]