Непотопляемый сухогруз «Старый большевик»
---
27 мая 1942 года экипаж советского лесовоза-сухогруза совершил подвиг, который в дальнейшем стал символом героизма и стойкости моряков, перевозивших грузы в составе арктических конвоев. Это был пароход «Старый большевик».
Пароход построили в 1933 году и он относился к крупнотоннажным лесовозам, построенным в Ленинграде. До начала войны его использовали на трассах Северного морского пути для перевозки леса. Корабль отличался хорошей остойчивостью, имел усиленный корпус и дополнительные ледовые подкрепления. Для того времени это был отличный корабль и неудивительно, что с началом войны он начал заниматься военными перевозками в составе полярных конвоев. Для защиты на него поставили пару зенитных орудий и зенитные пулеметы.
В конце марта 1942 года «Старый большевик» прибыл в Нью-Йорк, где на наго загрузили снаряды, взрывчатку и самолеты. В начале мая пароход вышел в море и отправился в Рейкьявик, где формировались полярные конвои.
19 мая 1942 года караван PQ-16 отправился в сторону Мурманска. В состав ордера конвоя вошли 35 транспортов и 17 кораблей эскорта, а также несколько эскортных кораблей, которые должны были идти до острова Медвежий.
Сначала караван шел спокойно, пока утром 25 мая на траверзе Ян-Майена на караван не началась атака двух десятков немецких торпедоносцев и бомбардировщиков. После этого начался постоянный бой, потому что атаки следовали почти постоянно, а ночи были короткими. Самым тяжелым оказалось 27 мая.
«Старый большевик» шел в хвосте ордера и поэтому его атаковали очень часто. Долгое время корабль спасал заградительный огонь зениток и умелая работа капитана Ивана Афанасьева и рулевого Бориса Аказенка. Благодаря умелой работе рулевого корабль три раза смог увернуться от близко проходивших торпед. В общей сложности в тот день на корабль было совершено 47 воздушных атак и одна все-таки закончилась успехом. Бомба попала в полубак, прямо перед надстройкой. Расчет переднего зенитного орудия был убит взрывом, а капитан получил контузию взрывной волной. Но самое страшное – начался пожар в трюме, где находились боеприпасы. Чтобы не случился немедленный взрыв, матросы выстроились в цепь, чтобы переправить снаряды из горящего отсека в другой.
Командование конвоя, видя начинающийся пожар, предложило морякам срочно покинуть корабль. К «Старому большевику» подошел английский эсминец, готовый забрать экипаж. На это со «Старого большевика» ответили «Мы не собираемся хоронить судно». В результате караван PQ-16 пошел дальше, отбиваясь от немецких атак, оставив корабль бороться с пожаром.
Борьба за живучесть продолжалась долгие 8 часов. И в конце концов пожар потушили, пробоины залатали, после чего транспорт бросился догонять конвой. И догнал его на следующий день с обгоревшей палубой, почти снесенной трубой и пробоиной в борту. Вот тогда командир конвоя и поднял на леерах флагмана сигнал «Сделано хорошо», в ответ на четкое занятие «Старым большевиком» своего места в ордере. На морском языке этот сигнал означает высшую степень восхищения действиями экипажа.
А 30 мая, когда конвой добрался до Кольского залива, «Старый большевик» встретили салютом. Капитан Иван Афанасьев, помполит Константин Петровский и рулевой Борис Аказенок получили заслуженные звания Героев Советского Союза, остальных также наградили орденами и медалями. А «Старый большевик» починили и он работал еще до 1969 года.
Взято: valerongrach.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]