Непотопляемый сухогруз «Старый большевик»
14.03.2018 414 0 0 valerongrach

Непотопляемый сухогруз «Старый большевик»

---
0
В закладки
Непотопляемый сухогруз «Старый большевик» корабль, большевик», «Старый, караван, конвоя, пожар, почти, рулевого, войны, кораблей, экипаж, сигнал, начался, немецких, снаряды, отправился, конвой, ордера, конце, также


27 мая 1942 года экипаж советского лесовоза-сухогруза совершил подвиг, который в дальнейшем стал символом героизма и стойкости моряков, перевозивших грузы в составе арктических конвоев. Это был пароход «Старый большевик».

Пароход построили в 1933 году и он относился к крупнотоннажным лесовозам, построенным в Ленинграде. До начала войны его использовали на трассах Северного морского пути для перевозки леса. Корабль отличался хорошей остойчивостью, имел усиленный корпус и дополнительные ледовые подкрепления. Для того времени это был отличный корабль и неудивительно, что с началом войны он начал заниматься военными перевозками в составе полярных конвоев. Для защиты на него поставили пару зенитных орудий и зенитные пулеметы.

В конце марта 1942 года «Старый большевик» прибыл в Нью-Йорк, где на наго загрузили снаряды, взрывчатку и самолеты. В начале мая пароход вышел в море и отправился в Рейкьявик, где формировались полярные конвои.

19 мая 1942 года караван PQ-16 отправился в сторону Мурманска. В состав ордера конвоя вошли 35 транспортов и 17 кораблей эскорта, а также несколько эскортных кораблей, которые должны были идти до острова Медвежий.

Сначала караван шел спокойно, пока утром 25 мая на траверзе Ян-Майена на караван не началась атака двух десятков немецких торпедоносцев и бомбардировщиков. После этого начался постоянный бой, потому что атаки следовали почти постоянно, а ночи были короткими. Самым тяжелым оказалось 27 мая.

«Старый большевик» шел в хвосте ордера и поэтому его атаковали очень часто. Долгое время корабль спасал заградительный огонь зениток и умелая работа капитана Ивана Афанасьева и рулевого Бориса Аказенка. Благодаря умелой работе рулевого корабль три раза смог увернуться от близко проходивших торпед. В общей сложности в тот день на корабль было совершено 47 воздушных атак и одна все-таки закончилась успехом. Бомба попала в полубак, прямо перед надстройкой. Расчет переднего зенитного орудия был убит взрывом, а капитан получил контузию взрывной волной. Но самое страшное – начался пожар в трюме, где находились боеприпасы. Чтобы не случился немедленный взрыв, матросы выстроились в цепь, чтобы переправить снаряды из горящего отсека в другой.

Командование конвоя, видя начинающийся пожар, предложило морякам срочно покинуть корабль. К «Старому большевику» подошел английский эсминец, готовый забрать экипаж. На это со «Старого большевика» ответили «Мы не собираемся хоронить судно». В результате караван PQ-16 пошел дальше, отбиваясь от немецких атак, оставив корабль бороться с пожаром.

Борьба за живучесть продолжалась долгие 8 часов. И в конце концов пожар потушили, пробоины залатали, после чего транспорт бросился догонять конвой. И догнал его на следующий день с обгоревшей палубой, почти снесенной трубой и пробоиной в борту. Вот тогда командир конвоя и поднял на леерах флагмана сигнал «Сделано хорошо», в ответ на четкое занятие «Старым большевиком» своего места в ордере. На морском языке этот сигнал означает высшую степень восхищения действиями экипажа.

А 30 мая, когда конвой добрался до Кольского залива, «Старый большевик» встретили салютом. Капитан Иван Афанасьев, помполит Константин Петровский и рулевой Борис Аказенок получили заслуженные звания Героев Советского Союза, остальных также наградили орденами и медалями. А «Старый большевик» починили и он работал еще до 1969 года.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]