Что такое "Поцелуй Байкала"?
---
Когда я прилетел в Иркутск и встретил главаря нашего экипажа, Мишу, ему не терпелось рассказать мне о том, как мы проведём время на Байкале.
"Я договорился, нас тут будет возить отличный парень из местных, я с ним в прошлом году сдружился. Он тут вырос, и всё знает об озере. А если повезёт, то мы обязательно устроим такую местную церемонию, называется Поцелуй Байкала."
"А что такое Поцелуй Байкала?" спросил я. И немедленно вспомнил Поцелуй Тёти Клавы из ерофеевской поэмы Москва-Петушки.
"Вот сделаем - узнаешь," загадочно улыбнулся Миша.
1. Проделав многочасовой путь от Иркутска до острова Ольхон, мы познакомились с Костей. Костя - один из тех людей, про которых говорят, что они человек и пароход. Настоящий знаток тех краёв, показал нам за несколько дней очень много интересного и необычного. Раньше Костя был на Байкале рыбаком, но с прошлого года вылов омуля в озере запретили.
2. Главное орудие Кости - вот этот УАЗик-"Буханка". Это самая популярная машина в тех краях, без неё на Байкале никак. Она недорогая, лёгкая, цепкая, полноприводная и неприхотливая. Она запросто одолевает лёд, проходит через снег, и даже ездит по тем ухабистым загогулинам, что на Ольхоне называют дорогами. Именно на этой Буханке мы несколько дней колесили по разнообразным льдам Байкала.
3. Байкальский лёд зимой достигает толщины в полтора метра, и без проблем выдерживает вес такой машины. Однако надо знать куда можно ехать, а куда нельзя - поэтому по льду здесь берутся водить только местные, которые уже знают о причудах зимнего озера. Самая серьёзная опасность тут - трещины.
4. Лёд постоянно трескается, не из-за того что тает, а просто много разных сил действуют со всех сторон, там льдины расширяются, здесь поднимаются, в итоге бывает такое, что две части льда расходятся друг от друга.
5. Пространство между ними довольно быстро замерзает на сильном морозе, но это лишь тонкая корка льда. При желании её можно продавить ногой, а уж если машина туда не так въедет...
6. При этом такие трещины тянутся на километры, их просто так не объехать, надо переезжать. Здесь на фотографии довольно безобидная трещина, она не покрыта снегом, так что её отлично видно. Костя знает, что его Буханка может запросто переехать такую, главное делать это перпендикулярно к направлению разлома, чтоб колесом не застрять.
7. Но бывают и более "грязные" трещины, края которых покрыты снегом. Тут не всегда понятно какой она ширины, и сможет ли её преодолеть УАЗик. Всё дело в том, что под заснеженными краями, пор разломанными кусочками льдин, может скрываться тонкий лёд, который не в силах будет выдержать вес Буханки.
8. В таких местах Костя выходит из машины, и проверяет прочность льда пешнёй. Это такой специальный ледоруб, похожий на смесь лома и копья. На конце пешни тяжёлый кованный наконечник, который заточен для того, чтоб пробивать лёд. Заодно он позволяет испытывать лёд на прочность. Костя говорит, что эта пешня досталась ему ещё от отца - "Наверное постарше меня будет..."
9. Убедившись в крепости льда, можно с разгона переехать через трещину.
Я спросил у Кости, бывали ли у него случаи, что машина уходила под воду.
"Конечно бывали! Тут если долго ездишь, рано или поздно ошибёшься, и обязательно это произойдёт. Все местные когда-то топили машины. У меня тоже случай был. К счастью, успели все вовремя выпрыгнуть. Потом замучились поднимать машину из воды."
Поднимают машины они вручную, пробивают пешнёй дырку нужного размера во льду, опускают верёвку, зацепляют, а потом с помощью китайского ворота, который фиксируется на льду, вытягивают автомобиль на поверхность.
10. Я сам, кстати чуть не искупался в ледяной воде Байкала. Подошёл к одной из свежих трещин с кружкой, попробовать воды зачерпнуть, чтоб попить. У меня как раз кто-то там в комментариях спрашивал, можно ли её пить. Ну подошёл, наклонился, и наступил на тонкий лёд. Лёд под моей ногой проломился, и я почувствовал, как быстро проваливаюсь вниз. Еле успел другой ногой отпрыгнуть назад, нога погрузилась чуть меньше чем по колено, когда я её вытащил. Хорошо, что одежда была непромокаемая, а то пришлось бы остаток дня в Буханке сидеть, греться.
11. А вода из Байкала оказалась очень приятной на вкус, и холодной. Ну и чистейшей.
12. Кроме своих водительских способностей, Костя оказался ещё и отличным поваром. Каждый день он готовил нам на обед уху. Разводил костёр прямо на льду, вешал над ним котелок на треноге...
13. Заливал воду, которая на удивление быстро закипала.
14. Добавлял заготовленные нарезанные овощи, специи, соль. Всё это у него было запасено с собой.
15. Последней в котёл шла рыба. Вроде тот самый запретный омуль (на самом деле, кажется у запрета есть какие-то исключения). Уха варилась где-то полчаса, Костя постоянно проверял её на вкус, добавлял по надобности соли и перца.
16. Получалось очень вкусно. Горячая свежая уха на 20-градусном морозе на льду Байкала - это самое оно. Вот как важно сдружиться с правильным человеком.
17. "Лёва!" строго спросил меня Костя после обеда. "Водка есть?" Я заметил, что он достал огромного размера нож (примерно как в "Крокодиле Данди") и как бы между прочим строгал им кусок льда.
18. Я решил что лучше такого серьёзного парня как Костя не обманывать, и сознался - водка есть. Оказалось, что вопрос был не праздный. Костя выстругал из ледышки небольшой цилиндр, а потом проделал в нём отверстие.
19. Получился отменный ледяной стопарик. Я раньше похожие видел, которые в формочках в морозилке делались, а чтоб так из "дикого" куска льда выстругать ножом - это по-моему очень круто было. (Я же говорю: человек и пароход!)
20. "Подожди только не пей!" сказал Костя. "У меня специальная закуска есть." Он достал из мешочка кусок замороженного мяса, и ножом отрезал несколько ломтиков. Они были похожи на кусочки шоколада.
"Это замороженная конская печень. Очень вкусная. Возьми макни в соль-перец, и на хлеб положи. Так вкуснее."
21. Я последовал Костиному совету. Ваше здоровье!
Холодная водка практически не почувствовалась, а бутербродик с конской печенью мне понравился так, что я его тут же повторил.
22. Оказалось, кстати, что сам Костя водку не пьёт. По крайней мере он так сказал.
23. Через какое-то время мы приехали на участок полностью чистого льда. Он был прозрачным, тонкие трещины отлично извивались под поверхностью.
"Ну что..." сказал Костя. "Будем целовать Байкал. Для этого нам понадобится расколотка."
Оказалось что расколотка - это особый способ препарации рыбы. Свеже-пойманных рыбёшек оставляют на морозе, пока они не промёрзнут. Потом берётся молоток, и затвердевшие туши разбиваются.
24. В таком состоянии очень легко отделить филе от чешуи и костей. Получается эдакий замороженный сашими! Я сперва не совсем понимал, зачем нужна рыба для поцелуя
25. Но потом Костя начал сверлить своим ножом небольшую дырочку во льду, и замысел стал ясным. Расколотка - это тоже закуска!
26. Вот такое отверстие получилось, прямо в прозрачной тверди льда. Изнутри как раз размером со стопарик.
27. В него Костя бережно налил водки, так чтоб ровно до края было.
28. "Ну что?!" спросил он. "Стол накрыт. Кто первый будет Байкал целовать?" Кстати водка у нас местная, Байкал - сделана на воде из глубины озера.
29. Ну давайте я первым! Люблю красивые ритуалы.
30. Выпить всю водку из лунки не так-то и легко, её же не запрокинешь! Надо губы складывать трубочкой и высасывать всё содержимое.
31. Лёд так охлаждает водку, что можно и не закусывать, но традиции есть традиции. Поел немного расколотки. Если честно, то из костиных закусок мне конская печень больше понравилась.
32. Все участники нашей группы целовали Байкал по очереди.
33. Сам же Костя водку пить не стал, но попросил сфотографировать его с ритуальными атрибутами. Он был очень доволен, что нам всё понравилось.
После Поцелуя Байкала мы поехали в места, куда редко заезжают туристы - сам на не знаю как их найти, но там было много чистого льда с красивыми трещинами, и огромное количество замёрзших метановых пузырей. Теперь я немного жалею, что мы не попробовали один из них поджечь.
34. Напомню вам, что Костя ведёт Инстаграм под ником wind_of_olkhon куда выкладывает фотографии своих любимых мест на Байкале. Кстати снимает он свои шедевры на планшет. Я обычно с некоторым пренебрежением отношусь к планшетной съёмке, но у Кости реально хорошо получается. Тем более, ему простительно - он ведь человек и пароход.
Если вдруг вы будете на Ольхоне и встретите там Костю, передавайте ему привет от Лёвика. Думаю, ему будет приятно. Да и мне.
"Я договорился, нас тут будет возить отличный парень из местных, я с ним в прошлом году сдружился. Он тут вырос, и всё знает об озере. А если повезёт, то мы обязательно устроим такую местную церемонию, называется Поцелуй Байкала."
"А что такое Поцелуй Байкала?" спросил я. И немедленно вспомнил Поцелуй Тёти Клавы из ерофеевской поэмы Москва-Петушки.
"Вот сделаем - узнаешь," загадочно улыбнулся Миша.
1. Проделав многочасовой путь от Иркутска до острова Ольхон, мы познакомились с Костей. Костя - один из тех людей, про которых говорят, что они человек и пароход. Настоящий знаток тех краёв, показал нам за несколько дней очень много интересного и необычного. Раньше Костя был на Байкале рыбаком, но с прошлого года вылов омуля в озере запретили.
2. Главное орудие Кости - вот этот УАЗик-"Буханка". Это самая популярная машина в тех краях, без неё на Байкале никак. Она недорогая, лёгкая, цепкая, полноприводная и неприхотливая. Она запросто одолевает лёд, проходит через снег, и даже ездит по тем ухабистым загогулинам, что на Ольхоне называют дорогами. Именно на этой Буханке мы несколько дней колесили по разнообразным льдам Байкала.
3. Байкальский лёд зимой достигает толщины в полтора метра, и без проблем выдерживает вес такой машины. Однако надо знать куда можно ехать, а куда нельзя - поэтому по льду здесь берутся водить только местные, которые уже знают о причудах зимнего озера. Самая серьёзная опасность тут - трещины.
4. Лёд постоянно трескается, не из-за того что тает, а просто много разных сил действуют со всех сторон, там льдины расширяются, здесь поднимаются, в итоге бывает такое, что две части льда расходятся друг от друга.
5. Пространство между ними довольно быстро замерзает на сильном морозе, но это лишь тонкая корка льда. При желании её можно продавить ногой, а уж если машина туда не так въедет...
6. При этом такие трещины тянутся на километры, их просто так не объехать, надо переезжать. Здесь на фотографии довольно безобидная трещина, она не покрыта снегом, так что её отлично видно. Костя знает, что его Буханка может запросто переехать такую, главное делать это перпендикулярно к направлению разлома, чтоб колесом не застрять.
7. Но бывают и более "грязные" трещины, края которых покрыты снегом. Тут не всегда понятно какой она ширины, и сможет ли её преодолеть УАЗик. Всё дело в том, что под заснеженными краями, пор разломанными кусочками льдин, может скрываться тонкий лёд, который не в силах будет выдержать вес Буханки.
8. В таких местах Костя выходит из машины, и проверяет прочность льда пешнёй. Это такой специальный ледоруб, похожий на смесь лома и копья. На конце пешни тяжёлый кованный наконечник, который заточен для того, чтоб пробивать лёд. Заодно он позволяет испытывать лёд на прочность. Костя говорит, что эта пешня досталась ему ещё от отца - "Наверное постарше меня будет..."
9. Убедившись в крепости льда, можно с разгона переехать через трещину.
Я спросил у Кости, бывали ли у него случаи, что машина уходила под воду.
"Конечно бывали! Тут если долго ездишь, рано или поздно ошибёшься, и обязательно это произойдёт. Все местные когда-то топили машины. У меня тоже случай был. К счастью, успели все вовремя выпрыгнуть. Потом замучились поднимать машину из воды."
Поднимают машины они вручную, пробивают пешнёй дырку нужного размера во льду, опускают верёвку, зацепляют, а потом с помощью китайского ворота, который фиксируется на льду, вытягивают автомобиль на поверхность.
10. Я сам, кстати чуть не искупался в ледяной воде Байкала. Подошёл к одной из свежих трещин с кружкой, попробовать воды зачерпнуть, чтоб попить. У меня как раз кто-то там в комментариях спрашивал, можно ли её пить. Ну подошёл, наклонился, и наступил на тонкий лёд. Лёд под моей ногой проломился, и я почувствовал, как быстро проваливаюсь вниз. Еле успел другой ногой отпрыгнуть назад, нога погрузилась чуть меньше чем по колено, когда я её вытащил. Хорошо, что одежда была непромокаемая, а то пришлось бы остаток дня в Буханке сидеть, греться.
11. А вода из Байкала оказалась очень приятной на вкус, и холодной. Ну и чистейшей.
12. Кроме своих водительских способностей, Костя оказался ещё и отличным поваром. Каждый день он готовил нам на обед уху. Разводил костёр прямо на льду, вешал над ним котелок на треноге...
13. Заливал воду, которая на удивление быстро закипала.
14. Добавлял заготовленные нарезанные овощи, специи, соль. Всё это у него было запасено с собой.
15. Последней в котёл шла рыба. Вроде тот самый запретный омуль (на самом деле, кажется у запрета есть какие-то исключения). Уха варилась где-то полчаса, Костя постоянно проверял её на вкус, добавлял по надобности соли и перца.
16. Получалось очень вкусно. Горячая свежая уха на 20-градусном морозе на льду Байкала - это самое оно. Вот как важно сдружиться с правильным человеком.
17. "Лёва!" строго спросил меня Костя после обеда. "Водка есть?" Я заметил, что он достал огромного размера нож (примерно как в "Крокодиле Данди") и как бы между прочим строгал им кусок льда.
18. Я решил что лучше такого серьёзного парня как Костя не обманывать, и сознался - водка есть. Оказалось, что вопрос был не праздный. Костя выстругал из ледышки небольшой цилиндр, а потом проделал в нём отверстие.
19. Получился отменный ледяной стопарик. Я раньше похожие видел, которые в формочках в морозилке делались, а чтоб так из "дикого" куска льда выстругать ножом - это по-моему очень круто было. (Я же говорю: человек и пароход!)
20. "Подожди только не пей!" сказал Костя. "У меня специальная закуска есть." Он достал из мешочка кусок замороженного мяса, и ножом отрезал несколько ломтиков. Они были похожи на кусочки шоколада.
"Это замороженная конская печень. Очень вкусная. Возьми макни в соль-перец, и на хлеб положи. Так вкуснее."
21. Я последовал Костиному совету. Ваше здоровье!
Холодная водка практически не почувствовалась, а бутербродик с конской печенью мне понравился так, что я его тут же повторил.
22. Оказалось, кстати, что сам Костя водку не пьёт. По крайней мере он так сказал.
23. Через какое-то время мы приехали на участок полностью чистого льда. Он был прозрачным, тонкие трещины отлично извивались под поверхностью.
"Ну что..." сказал Костя. "Будем целовать Байкал. Для этого нам понадобится расколотка."
Оказалось что расколотка - это особый способ препарации рыбы. Свеже-пойманных рыбёшек оставляют на морозе, пока они не промёрзнут. Потом берётся молоток, и затвердевшие туши разбиваются.
24. В таком состоянии очень легко отделить филе от чешуи и костей. Получается эдакий замороженный сашими! Я сперва не совсем понимал, зачем нужна рыба для поцелуя
25. Но потом Костя начал сверлить своим ножом небольшую дырочку во льду, и замысел стал ясным. Расколотка - это тоже закуска!
26. Вот такое отверстие получилось, прямо в прозрачной тверди льда. Изнутри как раз размером со стопарик.
27. В него Костя бережно налил водки, так чтоб ровно до края было.
28. "Ну что?!" спросил он. "Стол накрыт. Кто первый будет Байкал целовать?" Кстати водка у нас местная, Байкал - сделана на воде из глубины озера.
29. Ну давайте я первым! Люблю красивые ритуалы.
30. Выпить всю водку из лунки не так-то и легко, её же не запрокинешь! Надо губы складывать трубочкой и высасывать всё содержимое.
31. Лёд так охлаждает водку, что можно и не закусывать, но традиции есть традиции. Поел немного расколотки. Если честно, то из костиных закусок мне конская печень больше понравилась.
32. Все участники нашей группы целовали Байкал по очереди.
33. Сам же Костя водку пить не стал, но попросил сфотографировать его с ритуальными атрибутами. Он был очень доволен, что нам всё понравилось.
После Поцелуя Байкала мы поехали в места, куда редко заезжают туристы - сам на не знаю как их найти, но там было много чистого льда с красивыми трещинами, и огромное количество замёрзших метановых пузырей. Теперь я немного жалею, что мы не попробовали один из них поджечь.
34. Напомню вам, что Костя ведёт Инстаграм под ником wind_of_olkhon куда выкладывает фотографии своих любимых мест на Байкале. Кстати снимает он свои шедевры на планшет. Я обычно с некоторым пренебрежением отношусь к планшетной съёмке, но у Кости реально хорошо получается. Тем более, ему простительно - он ведь человек и пароход.
Если вдруг вы будете на Ольхоне и встретите там Костю, передавайте ему привет от Лёвика. Думаю, ему будет приятно. Да и мне.
Взято: levik.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]