Белорусские «сороконожки»: секретные грузовики, выпущенные МАЗом
---
Белорусские грузовики имеют большую популярность далеко за пределами страны, их легко узнать даже с мимолетного взгляда. Автомобили МАЗ проектировались для различных целей, но в этой статье расскажем про интересные модели, которые чаще применялись в военной отрасли.
1. МАЗ-528/538
В 54-ом году в Минске было организовано отдельное предприятие, где в будущем приступили к созданию тяжеловесных многоколесных грузовиков. Первичной разработкой местных специалистов из секретного отдела спецназначения, стал МАЗ 528 — многоколесный трактор, который в последующем доработали, усовершенствовали и получили 538 модель, вышедшую в серию.
Этот многотонник, вес которого был аж 17,6 т, имел поразительную проходимость и спокойно пересекал заболоченные местности, а также перемещался по большим уклонам. Его облагораживали различным оборудованием, благодаря которому машина могла перемещать и рыхлить грунт, рыть траншеи, выкорчевывать пни и рубить деревья.
2. МАЗ-529
Первый опытный образец представили в 1956 году — это был одноосный тягач, который являл собой базу. Автомобиль мог функционировать с разными прицепными механизмами, от гражданского до военного назначения. Однако в 1958 году в серию вышел автомобиль, который получил популярность в качестве скрепера.
3. МАЗ-535/537
В те же 50-е годы СКБ-1 сконструировал четырехостный многотонник. Полноприводный МАЗ был собран в качестве тягача-транспортера для артиллерийских комплексов. В 535 модели разработчики применили множество технологий, которые ранее не задействовались в автопромышленности СССР. В их числе гидромеханическая КПП, коробка полуавтомат, система подкачки шин. Разрабатывая автомобиль, конструкторы сделали все, чтобы на выходе получить надежный вездеход. Клиренс 535 модели составлял целых 1,5 метра, за счет чего он мог легко проходить броды, глубиной до 1,3 метра и проезжать по дороге с уклоном до 30°.
В промежуток с 1958-64 года автомобиль выпускался в Минске, а затем производство перенесли в город Курган. Он получил множество различных модификаций военной направленности и сходил с конвейера под разными названиями. Автомобиль имел и «подпольную» кличку «циклоп», за счет фары в центре передней части.
В 1959- 89 годах выпускалась модернизированная версия 535 модели — МАЗ-537 — это был седельный тягач. Этот вариант автомобиля и в наши дни применяется для перемещения танков и другой военной техники.
4. МАЗ-543/7310
Как только в СССР появились баллистические ракеты, вместе с тем родилась потребность их установке на тягачи. Четырехколесный МАЗ-543 с полным приводом стали выпускать в серию в 1962 году и спустя 3 года машина вместе с установленным ракетным комплексом «Эльбрус» раскатывала на главной площади страны. Последующие модификации так же применялись для артиллерии.
Но сфера применения этих грузовиков не ограничивалась военными нуждами. 11,6-метровые машины задействовались в качестве пожарной техники, самосвалов и для перемещения крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Вес машины составлял 23 т, при этом перевозить он мог до 20 т, либо тянуть прицеп массой до 25 тонн. Автомобиль имел движок V12 на 38,8 литра и 525 л.с. и мог развивать скорость до 60 км/час.
5. МАЗ-547/7916
Вместе с развитием ракетной промышленности, появилась потребность в более мощных тягачах для их перемещения. 547-ю модель с шестью осями проектировали специально под ракетные комплексы «Темп-2С» и «Пионер» и выпускали сериями в период 1970-84 года. Из шести присутствующих осей, в зависимости от конкретной вариации, приводились 5 или 6.
Автомобиль «наградили» дизельным 650-сильным турбодвижком V12, объемом 25,9 л. На нем была установлена коробка автомат, гидропневматическая подвеска и шины с возможностью регулирования давления. Благодаря такому богатому набору, автомобиль, длина которого была почти 17 метров, при ширине в 3,2 метра и массой больше 27 тонн, мог спокойно перемещаться в условиях бездорожья. Он мог перевозить до 62 тонн, а его максимальная скорость по дорожному полотну составляла 40 км/час. «Кушала» машина 260 литров горючего на сотню. Экипаж автомобиля включал в себя двух человек — водитель и командующий.
6. МАЗ-7904
В 84-ом году специалистами было сконструировано шасси, цель которого заключалась в доставке и пуске баллистических комплексов большой дальности. Во времена холодной войны агрегат вывозили из ангара только тогда, когда над землей не проходили вражеские спутники. На протяжении долгого периода автомобиль был признан потерянным на просторах Байконура, но буквально недавно его нашли в одном из ангаров.
Этот МАЗ мог возить больше 200 т. Передвигался он за счет судового движка мощностью 1 500 л.с. и 330-сильного дизельного. Габариты автомобиля были поразительными — 32,2 метра в длину и 2,8 метра в ширину, диаметр колес составлял 2,8 метра. МАЗ-7904 мог развивать скорость до 27 км/час.
7. МАЗ-7907
Испытания этой «сороконожки», созданной под ракетный комплекс «Целина-2», пришлись на период 1985-87 годов. За все время было собрано два автомобиля, вес которых составлял 68,5 т, а их грузоподъемность была до 150 т. С большой уверенностью можно сказать, что это единственный двенадцатиосный автомобиль с полным приводом во всем мире. Машина приводится в движение газотурбинным 1250-сильным движком.
Под силовой рамой присутствует 24 электрических мотора, каждый из которых приводит в движение отдельное колесо. Такая особенность в управлении позволяет каждому колесу двигаться на необходимый угол. Предельная скорость этой махины составляла 25 км/час. Чтобы дать автомобилю возможность заднего хода, на корме конструкторы предусмотрели камеру, которая передавала всю картинку в кабину к водителю. К большому сожалению, скоро эта машина оказалась никому ненужной, т.к. разработка ракетного комплекса, под который она создавалась, прекратилась.
©
1. МАЗ-528/538
В 54-ом году в Минске было организовано отдельное предприятие, где в будущем приступили к созданию тяжеловесных многоколесных грузовиков. Первичной разработкой местных специалистов из секретного отдела спецназначения, стал МАЗ 528 — многоколесный трактор, который в последующем доработали, усовершенствовали и получили 538 модель, вышедшую в серию.
Этот многотонник, вес которого был аж 17,6 т, имел поразительную проходимость и спокойно пересекал заболоченные местности, а также перемещался по большим уклонам. Его облагораживали различным оборудованием, благодаря которому машина могла перемещать и рыхлить грунт, рыть траншеи, выкорчевывать пни и рубить деревья.
2. МАЗ-529
Первый опытный образец представили в 1956 году — это был одноосный тягач, который являл собой базу. Автомобиль мог функционировать с разными прицепными механизмами, от гражданского до военного назначения. Однако в 1958 году в серию вышел автомобиль, который получил популярность в качестве скрепера.
3. МАЗ-535/537
В те же 50-е годы СКБ-1 сконструировал четырехостный многотонник. Полноприводный МАЗ был собран в качестве тягача-транспортера для артиллерийских комплексов. В 535 модели разработчики применили множество технологий, которые ранее не задействовались в автопромышленности СССР. В их числе гидромеханическая КПП, коробка полуавтомат, система подкачки шин. Разрабатывая автомобиль, конструкторы сделали все, чтобы на выходе получить надежный вездеход. Клиренс 535 модели составлял целых 1,5 метра, за счет чего он мог легко проходить броды, глубиной до 1,3 метра и проезжать по дороге с уклоном до 30°.
В промежуток с 1958-64 года автомобиль выпускался в Минске, а затем производство перенесли в город Курган. Он получил множество различных модификаций военной направленности и сходил с конвейера под разными названиями. Автомобиль имел и «подпольную» кличку «циклоп», за счет фары в центре передней части.
В 1959- 89 годах выпускалась модернизированная версия 535 модели — МАЗ-537 — это был седельный тягач. Этот вариант автомобиля и в наши дни применяется для перемещения танков и другой военной техники.
4. МАЗ-543/7310
Как только в СССР появились баллистические ракеты, вместе с тем родилась потребность их установке на тягачи. Четырехколесный МАЗ-543 с полным приводом стали выпускать в серию в 1962 году и спустя 3 года машина вместе с установленным ракетным комплексом «Эльбрус» раскатывала на главной площади страны. Последующие модификации так же применялись для артиллерии.
Но сфера применения этих грузовиков не ограничивалась военными нуждами. 11,6-метровые машины задействовались в качестве пожарной техники, самосвалов и для перемещения крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Вес машины составлял 23 т, при этом перевозить он мог до 20 т, либо тянуть прицеп массой до 25 тонн. Автомобиль имел движок V12 на 38,8 литра и 525 л.с. и мог развивать скорость до 60 км/час.
5. МАЗ-547/7916
Вместе с развитием ракетной промышленности, появилась потребность в более мощных тягачах для их перемещения. 547-ю модель с шестью осями проектировали специально под ракетные комплексы «Темп-2С» и «Пионер» и выпускали сериями в период 1970-84 года. Из шести присутствующих осей, в зависимости от конкретной вариации, приводились 5 или 6.
Автомобиль «наградили» дизельным 650-сильным турбодвижком V12, объемом 25,9 л. На нем была установлена коробка автомат, гидропневматическая подвеска и шины с возможностью регулирования давления. Благодаря такому богатому набору, автомобиль, длина которого была почти 17 метров, при ширине в 3,2 метра и массой больше 27 тонн, мог спокойно перемещаться в условиях бездорожья. Он мог перевозить до 62 тонн, а его максимальная скорость по дорожному полотну составляла 40 км/час. «Кушала» машина 260 литров горючего на сотню. Экипаж автомобиля включал в себя двух человек — водитель и командующий.
6. МАЗ-7904
В 84-ом году специалистами было сконструировано шасси, цель которого заключалась в доставке и пуске баллистических комплексов большой дальности. Во времена холодной войны агрегат вывозили из ангара только тогда, когда над землей не проходили вражеские спутники. На протяжении долгого периода автомобиль был признан потерянным на просторах Байконура, но буквально недавно его нашли в одном из ангаров.
Этот МАЗ мог возить больше 200 т. Передвигался он за счет судового движка мощностью 1 500 л.с. и 330-сильного дизельного. Габариты автомобиля были поразительными — 32,2 метра в длину и 2,8 метра в ширину, диаметр колес составлял 2,8 метра. МАЗ-7904 мог развивать скорость до 27 км/час.
7. МАЗ-7907
Испытания этой «сороконожки», созданной под ракетный комплекс «Целина-2», пришлись на период 1985-87 годов. За все время было собрано два автомобиля, вес которых составлял 68,5 т, а их грузоподъемность была до 150 т. С большой уверенностью можно сказать, что это единственный двенадцатиосный автомобиль с полным приводом во всем мире. Машина приводится в движение газотурбинным 1250-сильным движком.
Под силовой рамой присутствует 24 электрических мотора, каждый из которых приводит в движение отдельное колесо. Такая особенность в управлении позволяет каждому колесу двигаться на необходимый угол. Предельная скорость этой махины составляла 25 км/час. Чтобы дать автомобилю возможность заднего хода, на корме конструкторы предусмотрели камеру, которая передавала всю картинку в кабину к водителю. К большому сожалению, скоро эта машина оказалась никому ненужной, т.к. разработка ракетного комплекса, под который она создавалась, прекратилась.
©
Взято: dymontiger.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]