Австрийский танк SK-105 «Кирасир»
---
Основное предназначение танка – обеспечение австрийских вооруженных сил собственной машиной противотанкового действия, способного выполнять поставленные задачи в гористой и холмистой местности. В австрийской армии классифицируется, как истребитель танков. Танк "Штейр" SK-105 известный также под названием "Кирасир" был разработан для того чтобы обеспечить австрийскую армию собственным противотанковым средством способным действовать на сильно пересеченной местности.
Работы над танком в 1965 году начала компания "Заурер-Верке" в 1970 году вошедшая в объединение "Штеир-Даймлер-Пух". За основу конструкции шасси был принят БТР "Заурер". Первый образец танка был собран в 1967 году, пять предсерийных образцов - в 1971 году. К началу 1993 г было выпущено около 600 машин для австрийской армии и на экспорт, продавался в Аргентину, Боливию, Марокко и Тунис. Танк имеет традиционную компоновку - отделение управления размещено впереди, боевое в середине моторно-трансмиссионное сзади. Рабочее место водителя смещено к левому борту. Справа от него находятся аккумуляторные батареи и немеханизированная боеукладка.
Перед люком водителя установлено три призменных прибора наблюдения, центральный из которых при необходимости заменяется на пассивный перископический прибор ночного видения Особенностью компоновки является использование качающейся башни. Башня танка SK-105 создана на основе французской башни FL12 путем внесения многочисленных усовершенствований В ней командир размещается слева наводчик - справа. Поскольку башня качающаяся все прицелы и приборы наблюдения постоянно связаны с основным и вспомогательным вооружением. Экипаж танка 3 человека.
В связи с применением автоматического заряжания пушки, отсутствует заряжающий. Кормовое положение МТО определяет компоновку ходовой части - ведущие колеса сзади, направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц - впереди. Основным вооружением SK-105 является нарезная 105-мм пушка марки 105 G1 (ранее использовалось обозначение CN-105-57) способная вести огонь различными типами боеприпасов.
Основным снарядом для борьбы с танками на дальностях до 2700 м долгое время считался кумулятивный (HEAT) массой 173 кг и начальной скоростью 800 м/с Этот снаряд может пробить 360-мм стальную броневую плиту по нормали или 150-мм плиту под углом 65 градусов.
Использовались также осколочно-фугасные (масса 18,5 кг начальная скорость 700 м/с) и дымовые (масса 19,1 кг начальная скорость 695 м/с) снаряды. Позже французской фирмой "Жиат" был разработан бронебойный оперенный подкалиберный снаряд (APFSDS) получивший обозначение OFL 105 G1 и обладающий большей по сравнению с упомянутым кумулятивным бронепробиваемостью. При полной массе 3 14 кг (масса сердечника составляет 1,84 кг) и начальной скорости 1460 м/с снаряд способен пробить на дальности 1000 м стандартную трехслойную мишень НАТО, а монолитную тяжелую мишень НАТО - на дальности 1200 м.
Заряжание пушки осуществляется автоматически из 2-х магазинов барабанного типа на 6 выстрелов каждый. Стреляная гильза выбрасывается из танка через специальный люк в корме башни. Скорострельность пушки достигает 12 выстрелов в минуту. Перезаряжание магазинов производится вручную вне танка. Полный боекомплект пушки 41 выстрел. Справа от пушки установлен 7 62-мм спаренный пулемет MG 74 (Steyr) с боекомплектом 2000 патронов такой же пулемет может монтироваться в командирской башенке.
Ствол пушки оснащен теплозащитным кожухом для уменьшения тепловых деформаций и повышения скрытности при стрельбе. Орудие имеет фиксатор для крепления пo-походному. При стрельбе используется лазерный дальномер TCV29 (диапазон измерений от 400 до 9995 м). Так как внутри башни для него нет места, он расположен на крыше в специальной бронированной рубке с бронезаслонкой. Там же может устанавливаться прожектор типа XSW-30-V. Он используется для подсветки цели как в видимом, так и инфракрасном диапазоне через специальный фильтр.
Снаружи башни слева и справа находятся по 3 дымовых гранатомета, стрельба из которых может вестись как залпом, так и по одиночке. Кроме этого башня оборудована креплением для канистры и маскировочных сетей. На части экспортных машин для укладки маскировочной сетки ставились дополнительные решетчатые корзины.
Для наблюдения за полем боя ориентирования и прицельной стрельбы у командира имеется 7 призменных приборов и перископический прицел с переменным увеличением - 16 крат и 7 5 крат соответственно поле зрения составляет 28° и 9°.
Прицел закрывается защитной поворотной крышкой. Наводчик пользуется двумя призменными приборами и телескопическим прицелом с 8-кратным увеличением и полем зрения 85°. Прицел также имеет поднимающуюся и поворачивающуюся защитную крышку. В ночное время командир использует инфракрасный ночной прицел с 6-кратным увеличением и полем зрения 7 градусов.
На крыше башни установлены лазерный дальномер TCV29 с диапазоном измерения дальностей от 400 до 10000 м и 950-ваттный прожектор XSW-30-U ИК / белого света. Приводы наведения дублированные - и наводчик, и командир могут вести огонь, пользуясь гидравлическими или ручными приводами. Стабилизатора вооружения на танке нет.
Особенностью этой башни было жесткое закрепление пушки в верхней качающейся части башни – для вертикальной наводки орудия верхняя часть башни качалась относительно нижней, а также наличие автомата заряжания. Это техническое решение в свое время казалось очень перспективным, так как обеспечивало прочное решение проблемы автоматического заряжания пушки. Однако к середине 1960-х годов эта конструкция выглядела чистым анахронизмом: наличие кроме погона башни, еще и зазора между качающейся и не качающейся частями, затрудняло герметизацию при преодолении водных преград и защите от оружия массового поражения. При установке вертикального стабилизатора орудия, его пришлось бы делать очень мощным, так как качать пришлось бы пушку вместе с верхом башни и автоматом заряжания. Еще одним недостатком такой конструкции было то, что после того как кончались боеприпасы в автомате заряжания (12 штук), его перезаряжание осуществлялось только снаружи танка.
Правда, для истребителя танков, который хотела иметь австрийская армия, эти недостатки не были столь существенны. Стабилизатор орудия на самоходную пушку ставить не предполагалось, так как она должна была вести огонь с места и из засад, а малая емкость контейнеров в автомате заряжания компенсировалось использованием боеприпасов одного типа – бронебойных. Зато башня EL-12 имела малые габариты, а из-за наличия автомата заряжания экипаж сокращался до трех человек.
Лицензионное соглашение с французами было подписано в 1965 году, после чего началось проектирование нового истребителя танков на предприятии фирмы «Зауэр-Верке» (преобразованной в 1970 году в компанию Steyr-Daimler-Puch), названного SK-105 «Кирасир».
Углы возвышения пушки +12°, снижения -8°. В положении "по-походному" пушка фиксируется люнетом, размещенным на верхнем лобовом листе корпуса. Броневая защита танка противопульная, но некоторые ее участки, прежде всего лобовые детали корпуса и башни, могут противостоять снарядам 20-мм автоматических пушек. Корпус сварен из стальных броневых листов, башня стальная, сварно-литая. Толщины броневых деталей составляют: лоб корпуса 20-мм, лоб башни 40-мм, борта корпуса 14-мм, борта башни 20-мм, крыша корпуса и башни 8-10 мм. За счет установки дополнительного бронирования может быть обеспечена защита лобовой проекции в секторе 20 градусов от подкалиберных снарядов (APDS) 35-мм пушек. На каждый борт башни установлено по три дымовых гранатомета.
Стандартным оснащением танка считаются индивидуальные средства защиты экипажа (защитные маски) от поражающих факторов ОМП. Танк обладает высокими показателями подвижности по пересеченной местности. Он способен преодолевать подъемы до 35°, вертикальную стенку высотой 0,8 м, траншеи шириной до 2,4 м, двигаться по крутым склонам. На танке используется 6-цилиндро-вый дизель "Стейр" 7FA жидкостного охлаждения с турбонаддувом, развивающий мощность 235 кВт (320 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 2300 об/мин. Первоначально устанавливалась трансмиссия, состоящая из 6-скоростной механической коробки передач, механизма поворота дифференциального типа с гидрообъемной передачей в приводе, одноступенчатых бортовых редукторов.
Остановочные тормоза дисковые, сухого трения. Моторно-трансмиссионное отделение оборудовано системой ППО, приводимой в действие автоматически или вручную. В ходе модернизации была установлена автоматическая трансмиссия ZF 6 HP 600 с гидротрансформатором и блокировочным фрикционом. Ходовая часть содержит по 5 двухскатных обрезиненных опорных катков на каждый борт и по 3 поддерживающих катка. Подвеска индивидуальная торсионная, на первых и пятых узлах подвески используются гидравлические амортизаторы. Гусеницы с резино-металлическими шарнирами, каждая содержит по 78 траков. Для движения по снегу и по льду могут устанавливаться стальные шпоры.
Машина не плавает. Может преодолевать брод глубиной 1 метр.
Резинометаллическая гусеница состоит из 78 траков с обрезиненными беговыми дорожками. Кроме того, для действий в зимних условиях на гусеницы могут устанавливаться специальные стальные шины.
Дальнейшим развитием SK-105 стала модификация SK-105/A1. Отличия от базовой модели составляли в новой трансмиссии и системе управления огнем. Последняя связана с компьютером, который обрабатывает данные датчиков ветра, атмосферного давления, лазерного дальномера. Также в него автоматически вводится тип боеприпаса, а он выдает данные для стрельбы.
Кроме этого, на «Кирасире» проводились и другие работы по модернизации.
Для повышения бронепробиваемости орудия один танк был переделан для использования французского подкалиберного снаряда OFL105G1. с начальной скоростью 1460 м/сек. и массой 3,14 кг, (из них 1.84 кг – сердечник).
Но этот снаряд длиннее штатных выстрелов «Кирасира» и не помещается в стандартной боеукладке. Поэтому для его применения требуется переделка башни по типу французской FL-15. Двухкамерный дульный тормоз орудия заменяется однокамерным новой формы, переделываются магазины для снарядов и механизм заряжания.
Возможность такой переделки предлагалась фирмой Steyr-Daimler-Puch, но заказов не поступило ни от австрийской армии, ни от других стран.
Кроме того, была разработана дополнительная клинообразная бронезащита толщиной 35-мм для установки на лобовую часть башни. Для демонстрации возможности модернизации SK-105 фирма Steyr-Daimler-Puch изготовила прототип танка SK-105/A2 с полностью стабилизированной башней, электрическими приводами вертикального и горизонтального наведения. На машине установлена новая система управления огнем, учитывающая износ орудия и данные четырех типов боеприпасов. Командир и наводчик получили новые приборы ночного видения.
Предлагалась и модернизация старых танков SK-105 в модификацию SK-105/A1. Эта модернизация включает перемещение прожектора с крыши башни на левую сторону пушки, замену спаренного пулемета на FN MAG, установку дополнительной брони на лобовую часть башни, новую трансмиссию и систему управления огнем, а также ночные прицелы. К сожалению, все предлагаемые модернизации стоили дорого, но в то же время не приводили к значительному улучшению боевых свойств уже порядком устаревшего танка. Поэтому все это осталось на уровне демонстрационных образцов и прототипов.
Модификации легкого танка SK-105 "Кирасир":
SK-105 - первая серийная модификация;
SK-105A1 - в связи с введением в боекомплект пушки нового бронебойного подкалиберного снаряда с отделяющимся поддоном была изменена конструкция револьверных магазинов и ниши башни. Усовершенствована система управления огнем, в состав которой введен цифровой баллистический вычислитель. Механическая коробка передач заменена гидромеханической ZF 6 HP600;
SK-105A2 - в результате модернизации была установлена система стабилизации пушки, обновлена система управления огнем, усовершенствован автомат заряжания пушки, боекомплект пушки увеличен до 38 выстрелов. На танке установлен более мощный двигатель 9FA;
SK-105A3 - на танке применена 105-мм американская пушка M68 (аналог английской L7), стабилизированная в двух плоскостях наведения. Это стало возможным после установки на пушку высокоэффективного дульного тормоза и внесения изменений в конструкцию башни. Значительно усилена броневая защита передней части башни. Предусмотрена возможность установки французского прицела со стабилизированным полем зрения SFIM, новой системы управления огнем и более мощного двигателя;
Greif 4K-7FA SB 20 - БРЭМ на шасси SK-105;
4KH 7FA - инженерный танк на шасси SK-105.
4KH 7FA-FA - машина для обучения механиков-водителей.
Основные характеристики:
Боевая масса, т 17,70
Экипаж, чел 3
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 7735
ширина 2500
высота 2529
клиренс 440
Броня, мм
лоб корпуса 20
лоб башни 20
Вооружение:
105-мм пушка М57; два 7,62-мм пулемета MG 74
Боекомплект:
43 выстрела. 2000 патронов
Двигатель «Стейр» 7FA, 6-цилиндровый, дизельный, с турбо- наддувом, воздушного охлаждения, мощность 320 л. с. при 2300 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см 0,68
Скорость по шоссе, км/ч 70
Запас хода по шоссе, км 520
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,80
ширина рва, м 2,41
глубина брода, м 1,0
В отличие от своего «родственника» АМХ-13 «Кирасиру» довелось повоевать только в кино – в одном из фильмов с участием Жана-Поля Бельмондо о Второй Мировой войне в Северной Африке «Кирасир» выступил в роли немецкого танка!
Источники:
http://pro-tank.ru/brone-world/austria/326-tank-sk105-kirasir
https://topwar.ru/11819-avstriyskiy-legkiy-kirasir-shteyr-sk-105.html
http://otvaga2004.ru/tanki/istoriya-sozdaniya/tank-kirasir/
http://masterok.media/91561-avstriyskiy-tank-sk-105-kirasir.html
Взято: masterok.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]